Родилась 10 апреля 1951 г. в г. Казани. Окончила Казанский государственный педагогический институт (1973), аспирантуру кафедры философии Казанского государственного университета. В Казанском государственном энергетическом университете: ассистент, доц., с 1996 г. проф., заведующая кафедрой философии. В 1979 г. защитила кандидатскую диссертацию «О сущности и роли символизации в современном познании». В 1994 г. защитила докторскую диссертацию «Гносеологические аспекты семиотики». Лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники (2014). Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Победитель международного конкурса «Университетская книга-2014» в номинациях «Лучшее учебное издание по философии» и «Лучшее учебное издание по семиотике». Сфера научных интересов: теория познания, история философии, логика, философия языка, философия науки. Разрабатывает семиологию (учение о знаково-символических системах), гносеологию экзистенциального материализма.
Основные публикации Философские вопросы семиотики. Казань, 1993 (2-е изд. 2003); Очерки новой гносеологии. Казань, 2009; Онтология экзистенциального материализма. Казань, 2010; Гносеология экзистенциального материализма. Казань, 2011; Теория познания. СПб., 2014.
ТАЙСИНА Эмилия Анваровна
ТАЙСИНА Эмилия Анваровна
Источник: Философы современной России. 2015 г.
ТАЙСИНА Эмилия Анваровна
(р. 10.4.1951) — спец. по теории познания и логике; д. филос. н., проф. Р. в Казани. Окончила ф-т иностр языков Казанского гос. пед. ин-та (1973) и асп. кафедры филос. (1978). С 1973 по 2000 работала в Казанском гос. пед. ун-те (асе, доц., проф. кафедры филос). С 2000 по 2004 — зав. кафедрой теор. основ коммуникации (и ее основатель) Казанского гос. энергетического ун-та; с 2004 по наст. вр. — проф. той же кафедры и проф. кафедры философии Казанского гос. пед. ун-та (ныне — Татарского гос. гуманитарнопед. ун-та). Докт. дисс. — «Гносеологические вопросы семиотики» (1994). В работах Т. исследуются проблемы эпистемологии и общей гносеологии, теории символов и знаков, жизненно важные проблемы практики коммуникации. Она является автором совр. концепции семиотики, в к-рой метафизические вопросы гносеологии решаются при помощи инструментария этой общенаучной дисциплины, а семиотика обогащается достижениями экзистенциализма и разл. теорий истины: референциальной, когерентной, конвенциональной и др.
Соч.: К вопросу о взаимоотношении познавательного образа и знака // ФН. 1982. № 6; Вопросы символизации в современном познании. (Депонир.). М., 1984; Символизация современного научного познания // Научное знание: Уровни, методы, формы. Саратов, 1986; Познавательный диалог и научная картина мира // Человек в мире диалога. Л., 1990; Философские вопросы семиотики. Казань, 1993 (2-е изд. — 2003); Некоторые концептуальные добавления к исследованиям проблемы значения // Философия языка и семиотика. Иваново, 1995; Хайдеггер и экзистенциальный супрематизм / / Проблемы соотношения бытия и небытия. Казань, 2004; Что есть истина? // Технология совершенствования подготовки педагогических кадров. Казань, 2005.
Соч.: К вопросу о взаимоотношении познавательного образа и знака // ФН. 1982. № 6; Вопросы символизации в современном познании. (Депонир.). М., 1984; Символизация современного научного познания // Научное знание: Уровни, методы, формы. Саратов, 1986; Познавательный диалог и научная картина мира // Человек в мире диалога. Л., 1990; Философские вопросы семиотики. Казань, 1993 (2-е изд. — 2003); Некоторые концептуальные добавления к исследованиям проблемы значения // Философия языка и семиотика. Иваново, 1995; Хайдеггер и экзистенциальный супрематизм / / Проблемы соотношения бытия и небытия. Казань, 2004; Что есть истина? // Технология совершенствования подготовки педагогических кадров. Казань, 2005.
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009