(CryptoCalvinism). В XVI в. встал вопрос о том, в какой мере допустимо проникновение в лютеранство идей кальвинизма. Филиппу Меланхтону и некрым его последователям (филиппистам) предъявили обвинение в том, что их взгляды близки к учению Кальвина. Им вменили в вину следующее: изза того, что они втайне исповедуют кальвинизм, члены Лютеранской церкви также тайно придерживаются воззрений Кальвина. В частности, предметом острых дебатов (они состоялись в Гейдельберге, Бремене и в Саксонии) был вопрос о Вечере Господней.
В 1552 г. ревностный лютеранин Иоахим Вестфаль опубликовал книгу, в крой указывал на расхождения между взглядами Лютера и Кальвина, включая их различные мнения по поводу Вечери Господней. Последовательные лютеране настаивали на физическом присутствии тела Христова в хлебе и вине, а также на том, что неверующие, крые участвуют в таинстве, также причащаются тела Христова и Его крови. Однако Меланхтон, крый склонялся к мнению Кальвина (последний полагал, что Христос подлинно присутствует в хлебе и вине, ноне материально, а только духовно), не хотел признаться в этом публично. Отличавшийся мягким и уступчивым нравом, Меланхтон всегда охотно шел на уступки. (Так, напр., известно, чтоон в 1542 г. изменил текст Аугсбургского исповедания, исключив из статьи о Вечере Господней слова "подлинно присутствует", а также те отрывки, в крых осуждаются противоположные мнения.) Однако после его смерти было заявлено, что его воззрения тождественны убеждениям Лютера.
Курфюрст Август Виттенбергский объявил филиппистов врагами государства и подверг жестоким преследованиям их лидеров, крых изгоняли и заключали в тюрьмы. В 1574 г. в честь победы лютеранства была выпущена памятная медаль. В Формуле согласия (1577) было теологически обосновано, почему следует отвергнуть мнение Кальвина и его последователей о евхаристии, согласно к-ром у " подлинное, сущностное и живое тело, а также кровь Христа " присутствуют в Вечере Господней только "духовно по вере".
D.K. McKim (пер. В.Р.)
Библиография: J.L. Gonzales, A History of Christian Thought, III; К. R. Hagcnbach, A TextBook of the History of Doctrines, II; Mst, II, 597; R. Seeberg, TextBook of the History of Doctrines; D. C. Steinmetz, Reformers in the Wings.
См. также: Формула согласия; Меланхтон, Филипп.