ТАЙЛОР Эдуард Бернетт
ТАЙЛОР Эдуард Бернетт
1832-1917) – английский антрополог и религиовед, один из виднейших представителей эволюционистской школы, автор анимистической теории происхождения религии. Главная работа – “Первобытная культура” (1871).
Источник: Религиоведческий словарь
ТАЙЛОР (Тэйлор) Эдуард Бернетт
1832-1917) - англ. этнолог и религиовед. Т. наряду с Г. Спенсером. был основателем эволюционист. школы, объясняющей развитие человеч. культуры как непрерывный количеств, процесс. Идеал развития Т. приманил к анализу происхождения религии. Опираясь на понятие анимизма, он создал концепцию (в противовес мифологической), связывающую воедино все стадии развития религии на основе психич. деятельности человека в его попытках объяснить непонятные явления и факты. Анимистич. теория для своего времени была шагом вперед: последовательно выражала т. зр. прогресса и единства духовного развития человечества, опиралась на огромный фактич. этнографич. материал.
Источник: Атеистический словарь
ТАЙЛОР Эдуард Бернетт
2.10. 1832, Лондон, - 2.1.1917, Уэллингтон, Сомерсетшир), англ. этнограф, исследователь первобытной культуры. Вместе со Спенсером был основоположником эволюционистской школы в истории культуры и в этнографии.
Взгляды Т. сложились под влиянием эволюц. теории Конта и его англ. последователей. Т. рассматривал историю культуры как процесс постулат. развития («наука о культуре есть наука о реформах»), выражающийся в совершенствовании форм тех или иных орудий, видов иск-ва, верований и культов. Т. ввел в науку понятие «пережитков» (survivals), к-рые считал «живым свидетельством или памятником прошлого», и на этой основе определял историч.связь явлений культуры, вскрывал историч. корни многих непонятных или обретавших новый смысл обычаев и обрядов.
В историю науки Т. вошел прежде всего как создатель анимистич. (см. Анимизм) теории происхождения религии. Он видел источник религии в психич. деятельности индивидов, сводя последнюю к сознат. рациональной деятельности. Т. ввел в историю религии идею развития, генетич. связи между первобытными и развитыми религиями. Есть основания думать, что позже Т. начал осознавать ограниченность эволюционистского метода.
Взгляды Т. сложились под влиянием эволюц. теории Конта и его англ. последователей. Т. рассматривал историю культуры как процесс постулат. развития («наука о культуре есть наука о реформах»), выражающийся в совершенствовании форм тех или иных орудий, видов иск-ва, верований и культов. Т. ввел в науку понятие «пережитков» (survivals), к-рые считал «живым свидетельством или памятником прошлого», и на этой основе определял историч.связь явлений культуры, вскрывал историч. корни многих непонятных или обретавших новый смысл обычаев и обрядов.
В историю науки Т. вошел прежде всего как создатель анимистич. (см. Анимизм) теории происхождения религии. Он видел источник религии в психич. деятельности индивидов, сводя последнюю к сознат. рациональной деятельности. Т. ввел в историю религии идею развития, генетич. связи между первобытными и развитыми религиями. Есть основания думать, что позже Т. начал осознавать ограниченность эволюционистского метода.
Источник: Советский философский словарь
ТАЙЛОР Эдуард Бернетт
2 октября 1832, Лондон — 2 января 1917, Уэллингтон, Сомерсетшир) — английский этнограф, исследователь первобытной культуры, профессор Оксфордского университета. Вместе с Г. Спенсером считается основоположником и виднейшим представителем эволюционистской школы в этнографии и антропологии. Трактовал историю культуры как постепенный и непрерывный прогресс орудий труда, знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и т. п., осуществляющийся в соответствии со столь же строгими законами, как и законы природы. К числу важнейших факторов, влияющих на историю культуры, относил «общее сходство природы человека» и «общее сходство обстоятельств его жизни». Действием этих факторов объясняется единство человечества и единообразие его культуры на сходных ступенях развития. С помощью понятия «пережитки» Тайлор попытался показать связь между глубокой древностью и современной культурой: пережитки — это «живое свидетельство или памятник прошлого», свойственные более ранней стадии культуры и в силу привычки существующие на другой, более поздней стадии. В главной работе Тайлора «Первобытная культура» (Primitive Culture, 1871, рус. пер. 1939,1989) приведено много примеров пережитков, в т. ч. таких, как ручная прокидка челнока во времена уже механизированного ткачества, пожелание здоровья при чиханье и т. п. Всемирную известность Тайлору принесла анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях (см. Анимизм). Используя богатейший этнографический материал, Тайлор выдвинул формулу «анимизм есть минимум определения религии», ставшую предметом многочисленных дискуссий.
Соч.: в рус. пер.: Введение к изучению человека и цивилизации. Антропология. П.—M , 1924.
A. H. Красников
Соч.: в рус. пер.: Введение к изучению человека и цивилизации. Антропология. П.—M , 1924.
A. H. Красников
Источник: Новая философская энциклопедия
ТАЙЛОР Эдуард Бернетт
английский этнограф и философ. Рассматривал историю культуры как процесс поступательного развития, выражающийся в совершенствовании форм тех или иных орудий, видов искусства, верований и культов. Ввел в науку понятие «пережитков, которые считал живым свидетельством или памятником прошлого, и на этой основе определял историческую связь явлений культуры, вскрывал исторические корни многих непонятных или обретавших новый смысл обычаев и обрядов. Видел источник религии в психической деятельности индивидов, сводя последнюю к познавательной рациональной деятельности. Ввел в историю религии идею развития, генетической связи между первобытными и развитыми религиями.
Даты жизни. Родился 2.10.1832 в предместье Лондона в семье промышленника. Среднее образование получил в квакерской школе. Во время путешествия на Кубу он познакомился с меценатом и банкиром Г. Кристи, который приобщил его к миру археологии и этнографии. Увлечение оказалось столь сильным, что когда Тайлор через два года в возрасте 25 лет вернулся в Англию, то усиленно занялся самообразованием в области языков, истории и этнографии. Первая его работа вышла в 1861 и была итогом экспедиции по Мексике. Затем публикуется книга «Исследования в области древней истории человечества», в которой излагаются основные идеи эволюционизма в истории культуры. В 1871 издается фундаментальный труд Тай лора «Первобытная культура», который принес ему всемирную известность, Тайлора избирают членом Британской Академии наук, а несколько лет спустя присваивают титул дворянина. В 1881 вышла последняя книга Тайлора «Антропология. Введение к изучению человека и цивилизации». Вместе со своими коллегами он подготовил создание кафедры антропологии в Оксфордском университете и стал в 1896 ее первым профессором.
Тайлор избирался президентом Антропологического института Великобритании и Ирландии, был создателем и хранителем Этнографического музея, собирателем богатых коллекций народов мира. Умер 2.1.1917 в Уэллингтоне (Сомерсетшир).
Даты жизни. Родился 2.10.1832 в предместье Лондона в семье промышленника. Среднее образование получил в квакерской школе. Во время путешествия на Кубу он познакомился с меценатом и банкиром Г. Кристи, который приобщил его к миру археологии и этнографии. Увлечение оказалось столь сильным, что когда Тайлор через два года в возрасте 25 лет вернулся в Англию, то усиленно занялся самообразованием в области языков, истории и этнографии. Первая его работа вышла в 1861 и была итогом экспедиции по Мексике. Затем публикуется книга «Исследования в области древней истории человечества», в которой излагаются основные идеи эволюционизма в истории культуры. В 1871 издается фундаментальный труд Тай лора «Первобытная культура», который принес ему всемирную известность, Тайлора избирают членом Британской Академии наук, а несколько лет спустя присваивают титул дворянина. В 1881 вышла последняя книга Тайлора «Антропология. Введение к изучению человека и цивилизации». Вместе со своими коллегами он подготовил создание кафедры антропологии в Оксфордском университете и стал в 1896 ее первым профессором.
Тайлор избирался президентом Антропологического института Великобритании и Ирландии, был создателем и хранителем Этнографического музея, собирателем богатых коллекций народов мира. Умер 2.1.1917 в Уэллингтоне (Сомерсетшир).