ТАЙЦЗИ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Тайцзи
в китайской мифологии и философии космическое начало, порождающее инь и ян, которые, в свою очередь, рождают четыре формы (сильное и слабое инь, сильное и слабое ян), создающие восемь гуа (небо, пар, огонь, гром, ветер, вода, гора, земля).

Источник: Словарь китайской мифологии

Тайцзи
кит.) – «высшее начало», «великий предел» – исходная первоначальная жизненная энергия, из которой появилась Вселенная. Т. рождает две первичные формы (инь и ян), которые порождают четыре вторичные формы (сильное и слабое инь, сильное и слабое ян). Те, в свою очередь, порождают восемь гуа (небо, пар, огонь, гром, ветер, вода, гора, земля).

Источник: Мифологический словарь

ТАИЦЗИ
верховный принцип и круг существования, в котором происходит чередование света и тьмы. Впервые упоминалась в «Книге перемен». Понятие «тайцзи» ассоциировалось с понятием «принцип»,т. е. это правила, по которым выстраивается система взаимоотношений природных и общественных составляющих «физической Вселенной». «Ли порождает цзи, живую материю», которая в результате взаимодействия света и тьмы преобразуется в Пять Первоэлементов — дерево, землю, огонь, металл и воду» — так характеризуют принцип тайцзи современные исследователи. Графически изображается в виде круга, состоящего из светлой и темной половинок и символизирующего соединение противоположностей. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Тайцзи
 или «великий предел»,— одно из осн. понятий онтологических и натурфилософских схем в истории кит. философии. Впервые встречается в «Книге перемен», где это понятие означает начальный 1 . этап, причину возникновения и развития всех явлений и вещей. Термин «Т.» занимает ведущее место в построениях неоконфуцианской школы. Напр., Чжоу Дунь-и (1017— 73) в своем произв. «Объяснение плана Великого предела» показывает процесс развития мира. Первоначально природа находилась в состоянии хаоса, или «беспредельного великого предела». Самодвижение «великого предела» через связи инь-ян и пяти первоэлементов, или «стихий», приводит к возникновению и развитию всего многообразия действительности. Идеалистическая трактовка Т. дана в учении Чжу Си (1130—1200). Он отождествлял Т. с абсолютным законом — ли.

Источник: Философский словарь. 1963

ТАЙЦЗИ
одно из осн. понятий кит. натурфилософии. Многозначность лежащего в его основе иероглифа "цзи", имеющего смысл "предел", "полюс", "крайняя оконечность", "конек крыши", обусловливает различие интерпретаций этого термина: "высший полюс" (Дж. Нидем), "высшая оконечность" (Фын Ю-лань), "великий предел" (Н. И. Конрад). Впервые это понятие встречается в комментарии "И-цзину", где означает первонач. субстанцию. Ван Би впервые отождествил Т. с даоскими понятиями небытия и дао; его т. зр. была развита Чжоу Дунь-и, утверждавшим, что Т. есть в то же время беспредельность (уцзи), и др. неконфунцианцами, истолковывавшими Т. как начало, не только предшествовавшее возникновению мира, но и, подобно дао, лежащее в основе его циклич. изменений и превращений. Лит.: Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (о сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1966, с. 206–207; Fung Yu – lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 182–83, 458–59; Needham J., Science and civilisation in China, v. 2, Camb., 1956, p. 460–65. В. Рубин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Тайцзи
(тай цзи, тай-цзи). Великий предел. Предел проявленного (кит. ву-чжи). За ним — беспредельное непроявленное (кит. у-цзи). Тай-цзи отождествляют с недифференцированным хаосом (кит. хунь дунь), в котором возникает оппозиция инь-ян, а затем — все вещи эмпирического мира. Тай-цзи не огораживает некое пространство. Проявленное и непроявленное пронизывают друг друга, граница между ними — везде. Она условна и абсолютна одновременно. Впервые термин тай-цзи встречается в трактате «Чжоу и» (VIII—IV вв. до н.э.). Существует насколько диаграмм-моделей, изображающих тай-цзи и у-цзи. Наиболее известна диаграмма в виде круга с черной и белой «рыбками», вписанными в круг. Белый глазок на черном поле и черный на белом означают присутствие в каждом потенции другого. Фигуры могут «перетекать» одна в другую, но никогда не исчезают полностью. Диаграмму считают также моделью инь-янь. Тай цзи трактуется не только как предел, но и как великое единое начало, синоним дао, абсолют. В «Дао дэ цзин» это подвижный предел отсутствия-небытия (кит. у), что соответствует в различных учениях непроявленному и пустоте (кит. кун, сс. шунья). В китайской астрологии тайцзи выступает как Юпитер.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

ТАЙЦЗИ
одно из осн. понятий др.-кит. философии. Многозначность иероглифа «цзи» («в высшей степени», «крайний», «конек крыши», «крайняя оконечность», «полюс», «доводить до предела») ведет к разным его переводам. Наиболее распространенный из них -«великий предел». Впервые появляется в «Сицычжуани» (см. «Ицзин»), где представлен космогония, процесс изменений и развития, исходящий из Т. В комментарии к этому месту Т. характеризуется как «великое начало», «великое единство», как изначальный хаос, существовавший до того, как из него выделились небо и земля. Великий предел - это «наименование, не имеющее имени; его нельзя обрести и назвать»; это то небытие, из к-рого рождается бытие; он «порождает две изначальные сущности», продолжающие и завершающие процесс образования Вселенной. Понятие Т. особенно широко разрабатывалось в неоконфуцианстве. Чжоу Дунъи в трактате «Т. ту шо» («Объяснение диаграммы Великого предела») подчеркивал, что сам «великий предел» является беспредельным. Чжу Си выдвинул концепцию существования Т. во всех людях и всех вещах, взятых и в отдельности и вместе, и отождествил его с понятием идеального ли, в данном случае высшего закона Вселенной, регулятора всей ее деятельности.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
541.35 кб

Традиция упрощенного тайцзицюань семьи Чэнь

Гуйсян Кань
В статье описаны основы традиции тайцзицюань. профессора ушу Кань Гуйсян.
Читать PDF
97.89 кб

Ушу тайцзицюань философско-мировоззренческие основания и методы изучения

Андрей Владимирович Поповкин

Похожие термины:

  • ТАЙЦЗИ, ИЛИ ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ

    одно из осн. понятий онтологических и натурфилософских схем в истории кит. философии. Впервые встречается в “Книге перемен”, где это понятие означает начальный этап, причину возникновения и разв