ТАФТАЗАНИ Сад ад-дин ат-

Найдено 1 определение
ТАФТАЗАНИ Сад ад-дин ат-

ок. 1322, с. Тафтазан, близ г. Ниса, Хорасан — ок. 1390, Самарканд) — арабо-мусульманский философ, видный представитель перипатезирующего калама. Обучался теологии и философии у ал-Иджии Кутб ад-Дина ар-Рази (ум. 1365). Около 30 лет провел в скитаниях, преподавая в различных медресе Мавераннахра, а затем по приглашению Тимура приехал в Самарканд, где находился при его дворе вплоть до своей кончины. Ат-Тафтазани известен прежде всего своим сочинением по философской теологии «Макасид» («Цели»), составленным по образцу «Мавакиф» своего учителя ал-Иджи и снабженным собственными глоссами «Шарх ал-Макасид» — своего рода энциклопедией Корана эпохи синтеза с арабоязычным перипатетизмом. К этому труду примыкает «Компендиум по логике и каламу» (Тахзиб ал-мантик ва-л-калам), на который в последующие века были составлены многочисленные комментарии. Ат-Тафтазани прославился также своими глоссами к «Символу веры» ан-Насафи (ум. 1142) — «Шарх ал-акаид ан-насафиййа». В качестве учебных пособий популярностью пользовались и другие его комментаторские сочинения по логике, юриспруденции, поэтике, риторике, коранической экзегетике.
Биографы и исследователи расходятся в определении правовой и доктринальной позиции ат-Тафтазани среди различных течений (^икса-права и калама. Его причисляют то к шафиитам, то к ханафитам, поскольку им написаны глоссы к юридическим сочинениям, представляющим оба толка. Комментарии ат-Тафтазани к трактату ан-Насафи дают основание причислять его к матуридитской школе калама (в частности, ат-Тафтазани разделяет учение матуридитов о творении — «таквин» как об извечном и субстанциальном атрибуте Бога, о свободе воли, о невозможности реального лицезрения Бога в потусторонней жизни), однако в «Макасид» ат-Тафтазани предстает как сторонник ашаризма.
Т. Ибрагим

Источник: Новая философская энциклопедия