TABULA RASA

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

TABULA RASA
лат. - чистая доска) - чистая, неисписанная доска, каковой, по мнению Локка и всех сенсуалистов, является душа до всякого опыта. Это выражение идет от Альберта Великого, но сама проблема была поставлена еще в античной философии.

Источник: Философский энциклопедический словарь

TABULA RASA
лат. – гладкая, чистая доска для письма) – термин сенсуализма, означающий состояние сознания человека, еще не располагающего никакими знаниями, поскольку он не обладает внешним чувств. опытом (напр., новорожденный). Это понятие появилось еще в антич. философии – у Платона (Theaet. 191 с; рус. пер., М.–Л., 1936) и у Аристотеля (De An., 429в–430а; рус. пер., М., 1937), в стоицизме; термин встречается в различных значениях у Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и др. У Гоббса и Гассенди можно встретить сравнение человеческого сознания с "доской", на к-рую опыт наносит свои знаки. Широкую известность термин получил после Локка, к-рый употребил его в авторизов. лат. переводе "Опыта о человеческом разуме" (кн. II, гл. 1, § 2). В англ. подлиннике "Опыта" этому термину соответствуют выражения "пустая комната" (empty cabinet) и "чистый лист белой бумаги" (white paper). Этим термином Локк оперировал, критикуя теорию врожденных идей. Лейбниц выступил с критикой учения о T. R. и утверждал наличие в человеч. сознании врожденных потенций знания, добавив к формуле Гассенди и Локка: nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu (нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах) оговорку: nisi ipse intellectus (кроме самого разума) (см. "Опыт о человеч. разуме", в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 128). И. Нарский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

TABULA RASA
[лат. — чистая доска] — концепт теории познания Дж. Локка (см.), призванный объяснить само зарождение научного знания, начинающееся с ощущений и восприятий. Анализируемый концепт едва ли что-либо разъясняет. Дело в том, что в любую историческую эпоху люди находятся внутри определенного, более или менее развитого научного контекста. Находясь внутри его, у них есть возможность совершенствовать его, равно как и изучать ряд теорий, относящихся к прошлому. Кажется, что, реконструируя прошлое, можно в конечном счете надеяться на достижение чистого сознания, tabula rasa. Но осуществить эту программу никому не удалось. Почему? Видимо, потому, что возникновение первых теорий явилось спонтанным актом, не объясняемым научным образом. И дело тут не в бессилии науки, а в самом ее характере. Процессы становления содержат такие превращения, которые предполагают специфический тип дискретности, не допускающий редуцирование возникшего к его возможностям.
Социология несводима к биологии, а она в свою очередь к физике, хотя и известно, что биологическое возникает на базе физического, а социологическое конституируется на основе биологического. Потенциал науки проявляется в установлении нередуцируемых другу к другу сущих, в т.ч. теорий. Первые теории знаменовали собой статус социального, который мы призваны принять как нечто данное, не пытаясь редуцировать его к биологическому. Находясь внутри научного контекста, невозможно объяснить, каким образом он образовался из ненаучного. За пределами науки ее нет. Tabula rasa — это метафизическая ловушка.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.