Табу
Священный запрет. Отсюда – желание его нарушить. Из любопытства, из дерзости, из хвастовства. Вот почему ясный закон, принятый после свободного обсуждения, лучше, чем табу.
Источник: Философский словарь.
ТАБУ
запрет, запрещение; в первобытном обществе — запрет, налагаемый на какое-нибудь действие, слово, предмет, употребление или упоминание которых неминуемо карается сверхъестественной силой.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
Табу
полинез.) – 1) у первобытных народов – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п., нарушение которого карается сверхъестественными силами; 2) вообще – строгий запрет.
Источник: Словарь по культурологии
ТАБУ
религиозно-магический запрет, объектами которого могут быть люди, животные, вещи, слова, действия и т.п. Нарушение табу, по представлениям примитивных народов, карается сверхъестественными силами.
Источник: Религиоведческий словарь
Табу
полинез. – запрет) – священные запреты, налагаемые на определенные действия и предметы в первобытной культуре. 1) у первобытных народов – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п., нарушение которого карается сверхъестественными силами; 2) вообще – строгий запрет.
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
ТАБУ
полинезийский термин, означающий «то, что выпадает из общего пользования»: дерево, которое нельзя трогать или срубить — это «табуированное» дерево (С. Рейнак). В более широком смысле — сакральный характер вещи, контакт с которой или использование которой запрещены. В истоке этого смысла лежит полинезийская традиция, по которой некоторые вещи или поступки запрещены моральным или религиозным законом.
Источник: Философский словарь
ТАБУ
полинез.): в первобытном обществе система магических запретов на определенные действия и высказывания (употребление каких-то предметов, произнесение оговоренных слов и т. п.) За нарушение табу, по верованиям того времени, сверхъестественные силы карали болезнью или смертью. Наиболее развитая система табу существовала в Полинезии, где табуировались многие вещи, действия, слова, животные, люди и т. п. В переосмысленном виде табу вошли в состав национальных и мировых религий, приняв форму вероисповедных или нравственных предписаний, нарушение которых считается грехом.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ТАБУ
1) первобытный социальный институт, представляющий собой запрет на определенные действия по отношению к табуированным предметам. Слово «табу» – полинезийского происхождения и означает «запретное» в смысле «священное» и «неприкосновенное». Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека. Обеспечивали соблюдение брачных норм. Послужили основой многих позднейших социальных и религиозных норм. Английский путешественник Джеймс Кук завез это слово в Европу, описав в 1771 г. обычай табуирования на островах Тонга; 2) в переносном значении: наличие запрета по тем или иным причинам на что-л.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
ТАБУ
(tabu) — неприкасаемое, то, чего с почтением или со страхом следует избегать, поскольку оно (в соответствии с основанными на табу полинезийскими нравами) несет в себе особую силу (Мана) или было наделено ею. Рассматриваемый как табу предмет или человек либо наполнен этой силой, либо полностью порабощен ею. В первом случае он вызывает священное почитание, во втором всякое соприкосновение с ним оскверняет и является опасным.
S. Freud. Totem und T., 1913; H. Zimmer. Mythen und Symbole, 1951; A. Gehlen. Urmensch und Spätkultur, 1956; N. Seibert. Auswirkungen von Tabuierung und Enttabuierung auf die Erziehung, 1984.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ТАБУ
полияез.) - религ.-магич. запрет в доклас. об-ве, за нарушение к-рого, по суеверным представлениям неминуемо следует кара (болезнь или смерть), насылаемая сверхъестеств. силой, духами, богами. Наиболее развитая система Т. существовала в Полинезии. Объекты Т. - вещи, слова, действия, животные, люди и т. д. Чаще табуация касается материальных предметов. По мере развития общества и его клас. расслоения Т. стали освящать обществ. неравенство. Часть Т. была кодифицирована нормами обычного права, другая, более многочисл., вошла в религии в виде запретов, нарушение к-рых ассоциировалось с понятием греха и следующего за его совершением божеств, воздаяния.
Источник: Атеистический словарь
Табу
(полинез. — запрет) — запреты, налагаемые на определенные действия и предметы в первобытном об-ве. Буржуазные социологи и религиоведы всецело связывают Т. с религией и магией, тем самым приписывая им определяющую роль в духовном и нравственном развитии первобытных народов. В действительности Т. возникли как естественная форма социальной регуляции поведения людей прежде всего в сфере общественного производства (добывание и сохранение огня, коллективная охота и т. п.) и потребления. Позднее Т. распространились на область семейно-брачных отношений, охраны господствующих классов и сословий, получив религ. санкцию. Т. в христианстве трансформировались в представление о грехе.
Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.
ТАБУ
система Запретов на совершение определенных действий в рамках мифологической культуры (употребление некоторых слов или имен; использование предметов; проникновение в запретные места и др.). Нарушение табу влечет за собой кару сверхъестественных сил, т.к. изменяет некое энергетическое равновесие, провоцирует «злые силы». В архаических обществах табу регламентировали многие моменты социальной жизни: в брачных отношениях, соблюдении гигиенических норм, врачевании, сохранении целостности общины и выделенное!« старейшин (жрецов, шаманов и др.). В основе понятия табу лежит идея магической целостности, нерасчлененностн действительности, позволяющей косвенно, опосредованно влиять на события и процессы. В дальнейшем понятие табу сохраняется в конкретно-исторических изменчивых формах (например, понятие греха в христианстве) и т. п, В светском, секуляризованном обществе табу сохраняется как моральное предписание, как проявление бессознательного (см. Фрейд 3., Юнг К. Г.).
Источник: Краткий философский словарь 2004
ТАБУ
(полинез. - запрет) - категорич. запрет с религ.-магич. санкцией, т. е. такой запрет, за нарушение к-рого грозит «сверхъестеств.» наказание, болезнь или смерть. Система Т. была особенно развита в Полинезии, где она отчасти даже заменяла гос. законы, санкционировала обществ, этикет. Ее подробно описали путешественники в XVIII—XIX вв. Аналогичные обычаи встречаются и в религиях всех др. народов. Объектами Т. могут быть разл. вещи, животные, люди, места, действия, слова, верования. Чаще табуация касается материальных предметов, наиболее известный пример - пищевые запреты во всех религиях, от тотемич. пищевых Т. (в частности, в иудаизме) до христ. и мусульм. постов. Известны также запреты произносить определ. слова, напр. имена богов (в иудаизме - «неизреченное имя» Яхве), духов, вождей, особенно умерших. Табуированные места - святилища, храмы, доступ в к-рые ограничен или запрещен. В позднейших религиях понятию Т. приблизительно соответствует идея греха. Социальные корни Т. как запрета, облекаемого в религ. форму, заключены в обществ, неравенстве, к-рое Т. освящает. Даже при общинно-родовом строе (напр., у австралийцев) табуация всегда связана с каким-то разделением, неравенством внутри общины и с межобщинной рознью. Мужчины не могут присутствовать при женских обрядах, женщины - при мужских. Не допускаются к свящ. местам и обрядам дети. На более поздних ступенях развития и внутренние и внешние противоречия общества все более резко отражаются в системе Т.: вожди, жрецы, воины, чужаки становятся предметом все более строгого Т. Зачастую к «сверхъестеств.» санкции за нарушение Т. присоединялась реальная - в Полинезии нарушителя Т. нередко убивали. Мотив «побивания камнями до смерти» за нарушение религ. запретов постоянно звучит в Ветхом завете Библии. Понятие Т. вначале двойственно («амбивалентно»): это не что священное и в то же время нечистое. Позже, примерно со времени перехода к классовому строю, Т., как правило, подвергалось расщеплению: «священное» относилось к богу, нечистое - к дьяволу, но для человека то и другое считалось опасным и запретным.
Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.
ТАБУ
установление, состоящее в строгом запрете действий по отношению к определенным вещам, людям, явлениям. Запретным и опасным, с точки зрения табу, является неупорядоченный контакт между священным и повседневным (напр., запрет прикосновения к вождю). Наряду со священным табуируется также нечистое (напр., труп, менструальная кровь и т. д.). Согласно В. Вундту, табу — самый древний неписаный моральный кодекс человечества. По выражению Фрейда, «табу древнее богов». Для Э. Дюркгейма различие между мирским (профанным) и священным представляет собой краеугольный камень религии, продуцирует групповую солидарность. А. Рэдклифф-Браун утверждал, что ориентированное на табу поведение выражает и подкрепляет чувства и ценности, важные для поддержания общества. Согласно Фрейду, феномены, сопровождающие табу (немотивированность запретов, внутреннее принуждение в их исполнении, способность к переносу на других людей, наличие церемоний и ритуалов), сходны с симптомами невроза навязчивости, а потому могут быть истолкованы как проявление амбивалентности чувств к священному (или нечистому) человеку или предмету. По М. Дуглас, табу фокусируется на том, что двусмысленно с точки зрения категорий культуры. Табу закрепляет эти категории, освящая и определяя границы между ними. Обрашая внимание на явления ритуального нарушения этих границ, она приходит к выводу, что установки на нарушение табу в социальной жизни свидетельствуют о возможности для тех, кто осуществляет это нарушение, служить посредниками между социальной и иными реальностями. В своих конкретных выражениях в примитивных культурах табу тесно связано с тотемизмом. Это касается прежде всего табу инцеста, выражающегося в экзогамии, и табу на убийство тотемного животного. В настоящее время табу рассматривается как универсальный феномен, имеющий место и в современных обществах и выполняющий в них те же самые функции.
Лит.: Douglas M. Natural Symbols. Harmondsworth, 1973; Eadem. Purity and Danger. L., 1996; Durkheim E. Les fermes elementaires de la vie religoeuse. Le systeme totemique en Australie. P., 1912; Radclijf-Brown A. Structure and Function in Primitive Societies. L., 1952.
Л. Г. Ионин
Источник: Новая философская энциклопедия
ТАБУ
от полинезийского слова, означавшего - запрет) - негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.). Совокупность Т., налагаемых жрецами и вождями, охватывала различные стороны жизни и распространялась на слова (запрет произносить имена людей, покойников, духов, богов, названия животных и пр.); людей (женщин, воинов, правителей и др.); тело человека и части тела; общение, сексуальные и брачные отношения, разнообразные формы и виды поведения, действия обыденной жизни (обнажение лица, выход из жилища и пр.); пищу и питье; животных, растения, различные предметы и символы предметов (землю, оружие, амулеты и т.д.), посещение тех или иных мест и мн. др. Согласно существовавшим суевериям и традициям, нарушение запрета влекло кару сверхъестественных сил (в виде порчи, болезни или смерти) и разнообразные социальные санкции со стороны сообществ и их лидеров. В первобытные и последующие времена Т. выступали как средство социального контроля и социального управления. В процессе исторического развития часть трансформировавшихся Т. вошла в виде различных представлений (например, о грехе), ценностей и норм (например, запрет на изображение человека в исламской культуре и т.д.) в мораль, религию, право и обыденную жизнь людей. Считается, что табуирование как обычай, впервые было отмечено в 1771 Дж. Куком у аборигенов островов Тонга (Полинезия) во время кругосветного плавания. В ряду концепций, объясняющих существенные моменты происхождения, содержания и функционирования Т. наибольшим влиянием пользуются: 1) магическая (рассматривающая запреты как негативную форму практической магии, отличающуюся от колдовства как позитивной формы магии - Фрэзер и др.); 2) религиоведческая (объясняющая Т. как "священные законы" и запреты, связанные с верованиями в духовных существ - Тайлор и др.); 3) психологическая (дающая психоаналитическую трактовку Т. как выражения амбивалентных состояний и отношений, и подчеркивающая роль Т. как формы первобытной морали и одного из "пусковых механизмов цивилизации" - Фрейд и др.); 4) антропологическая (истолковывающая Т. как форму социального контроля - Малиновский и др.) и их различные версии и комбинации.
В.И. Овчаренко
Источник: Новейший философский словарь
ТАБУ
категорический запрет на религиозной основе. Термин взят из полинезийских языков и был впервые отмечен англ. путешественником Куком на о-вах Тонга (1771), где, как и вообще в Океании, имелась чрезвычайно развитая система Т. Позднее сходные представления были обнаружены в др. частях света (вакара у индейцев племени дакота и др.). В Т. соединены два понятия – священного и запретного, неприкасаемого. Т. могут относиться как к отд. лицам, так и к обществ. группам в целом. Сфера применения термина в связи с отсутствием разработанной теории Т. неясна; во всяком случае следует отличать от Т. религ.-моральные запреты в развитых религиях как более сложные образования. Широкую классификацию табуированных вещей и действий дал Фрейзер ("Золотая ветвь", пер. с франц., вып. 2, М., 1928). Фрейзер, противопоставляя религию и магию, рассматривал Т. как вторую, негативную форму магии, отличную от позитивной магии и связанную с запретом. Фрейд ("Тотем и табу", W.–Lpz., 1913, рус. пер., М.–П., 1923) видит в Т. внешнее выражение амбивалентной позиции по отношению к вождям или лидерам группы, при к-ром бессознательная (вытесненная) ненависть к социальному лидеру сталкивается с сознат. запретом. В результате возникает компромиссное образование, по своей структуре аналогичное неврозу. Амбивалентное отношение к лидеру переносится на его субституты (первый из них – тотемное животное), выполняя таким образом охранит. социальные функции. Однако психологич. теория Т., данная Фрейдом, не способна охватить все явления Т., т.к. нередко влечение к нарушению Т. может быть вполне осознанным (напр., при пищевых Т.). В социальной антропологии (Малиновский, Радклифф-Браун и др.) Т. рассматривается как часть общей системы социального контроля, при к-рой даже чисто иррациональные и внешне абсурдные Т. несут регулятивные социальные функции. Однако эта теория не объясняет происхождение конкретных Т., и здесь возникает вопрос о связи Т. с древнейшими кодексами законов и истоками морали. Проблемам Т. посвящены работы сов. ученых Д. К. Зеленина ("Табу слов у народов Вост. Европы и Сев. Азии", ч. 1, Л., 1929), рассматривающего связь Т. с развитием языка через возникновение слов-заменителей и развитие синонимия, рядов, и С. А. Токарева, анализирующего социальные корни Т. ("Ранние формы религии и их развитие", М., 1964). Лит.: Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936; Brown A. R. R., Taboo, L., 1939; Webster H., Taboo. A sociological study, L., 1942; Steiner Г., Taboo, L., 1956. Д. Ляликов, С. Токарев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
табу
ТАБУ — магический запрет у людей, находящихся на родоплеменной стадии общественного развития. В своей «классической» форме система Т. была обнаружена путешественниками и этнографами в Полинезии, а затем ее аналоги были выявлены в культурах др. стран и народов. Объектами Т. могли быть вещи, животные, люди, слова, действия и т.п. Некоторые из этих объектов считались священными, др. же — нечистыми в религиозном смысле. Однако, по представлениям дикарей, соприкосновение как со священным, так и с нечистым грозило наказанием, ниспосылаемым сверхъестественными силами, духами или богами. Отсутствие у примитивных людей фиксированного права и более или менее развитой морали привело к тому, что Т. стали главным механизмом регулирования социальных отношений. Так, половозрастные Т. разделили племена на брачные классы и тем самым исключили половые связи между близкими родственниками. Пищевые Т. определяли характер пищи, которая предназначалась вождю, воинам, женщинам, детям, старикам. Ряд др.Т. призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, соблюдение правил погребения, распределение прав и обязанностей между членами общины. По мере развития общества и его социальной дифференциации Т. начинают использоваться для укрепления экономического могущества и политической власти племенной верхушки. В центре системы Т. оказываются личность вождя и сфера его деятельности. Объектами Т. становятся также жрецы и наиболее выдающиеся воины. Рядовые же соплеменники были задавлены гнетом бесчисленных Т., нарушение которых строжайше наказывалось. В дальнейшем значительная часть Т. вошла в развитые религии, модифицировавшись в чисто религиозные, правовые и нравственные запреты. А.Н. Красников Т., налагаемое шаманом на «виновные» в человеческих несчастьях объекты и слова, явилось не только универсальным способом социальной регуляции поведения, но также и формой трансформации знаково-символического окружения, развития сознания и языка. Отделяя важное от неважного, неизвестное от известного, недозволенное от дозволенного, сакральное от профанного, Т. выступало как своеобразный механизм социального торможения инстинктивных стремлений, побуждающий человека включать мышление и направлять его в др. русло. В результате табуирования деяние, слово, событие заменяли собой др. деяния, слова и события; слово утрачивало жесткую магическую связь с предметом и отделялось от него, а смысл приобретал отличие от слова. Социальный запрет в ходе последующей интериоризации превращался в логический, предпосылки обмена предмета на предмет становились условиями обмена слова на слово, иносказания. Темная, нагруженная магическими предрассудками заповедь «Не вари козленка в молоке матери его» превратилась в моральные запреты «Не убивай» и «Не кради». Договоры, запрещавшие вражду между воюющими племенами, трансформировались в религиозные жертвенные ритуалы. Научная теория возникала как отказ от непосредственной очевидности наблюдений, как замена природы на «другую Книгу», напр. как запрет видимого «нечистого» (петлеобразного) движения планет, которое должно быть переложено на «чистый» язык сферической геометрии и механики. Принцип номотетического, законосообразного мышления вообще, запрещающего всякое иное положение дел, имеет своим прототипом деятельность табуирования. И.Т. Касавин
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ТАБУ
полинезийское слово, не поддающееся однозначному переводу на совр. языки) - характерный для неразвитого первобытного мышления комплекс представлений, выражающий категорический запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на т. наз. «неприкасаемые» объекты; связан с переживанием чувства страха перед чем-то жутким, смертельно опасным и одновременно притягательным, священным, требующим почитания, поклонения и различных магических манипуляций. Термин «Т.» широко употребляется в совр. этнографии, антропологии, психологии, т. к. обнаружилось, что соответствующие ему представления играют важную роль практически во всех примитивных сообществах (австралийские туземцы, мн. африканские племена, американские индейцы). У представителей развитых об-в аналогичные комплексы представлений являются одним из характерных симптомов тяжких душевных расстройств, поэтому термин «Т.» стал применяться и в психиатрии. В первобытных родовых общинах Т. прежде всего связано с запретом половых связей между родственниками, что обеспечивает здесь архаическую форму экзогамии, а также с культом тотема - священного животного, именем к-рого назван данный род. В относительно более развитых патриархальных общинах Т. распространяется на личность отца, вождя, жреца, обеспечивает неприкосновенность различных существ, предметов, священных мест и т. д. Т. - самая древн. форма нравственности, выступающая в виде требования подавления социально опасных влечений. От более поздних религиозных, моральных, правовых запретов оно отличается своей иррациональностью, отсутствием всякого обоснования. Т. не задается как, напр., заповедь бога или требование закона, но осуществляется как самоограничение под влиянием ничем не объяснимой мистической боязни определенных актов или существ. Эта боязнь связана с представлением о неизбежной каре, к-рая отнюдь не сводится к реальному наказанию, осуществляемому руками сородичей. Преступивший запрет Т., иногда и без вмешательства извне, сам переживает психологическое состояние глубокой депрессии, к-рая часто приводит к заболеванию и даже смерти, хотя о его преступлении может не подозревать никто из окружающих. Т. обр., на самых ранних этапах существования об-ва система Т. являлась, по сути дела, универсальной формой регламентации общественной жизни. ТАГОР (Тхакур) Рабиндранат (1861 -1941) - инд. писатель-гуманист, педагог и общественный деятель. Глубоко усвоив классическое культурное наследие Индии, в своем творчестве он дал новую жизнь мн. филесофско-этическим идеям Вед и Упанишад. Природу человека Т. характеризует двойственно; с одной стороны, человек - носитель эгоистических желаний, ограничен пределами своего «Я»; с др. стороны, он несет в себе и духовное начало, проявления к-рого противоположны эгоизму и ставят человека в особое положение в мире. Конфликт между этими сторонами «Я» создает напряженную нравственную жизнь личности. Необузданные желания мешают человеку избавиться от невежества (авидья) и включиться в жизнь мира. Критически анализируя индивидуализм как нравственную ориентацию западных культур, Т. делает вывод: любое развитие в рамках «эгоистического Я» вносит в жизнь человека трагедию. Поэтому одной из гл. задач он считает умение выйти за пределы себя самого. Единственным эффективны и средством сокрушения эгоизма и обособленности Т. считал любовь. Жизнь в единстве с природой возможна лишь как результат любовного отношения ко всему, что се составляет. Теория нравственности Т., к-рую он называл творчеством жизни (садхана), опирается на карма-йогу (Йога) - освобождение активным действием, трудом. В то же время, критикуя нравственные ориентации «делового мира» в европейских странах, Т. обращал внимание на то, что успех в делах часто сопровождается внутренним крахом личности и поэтому бедняк, достигший внутренней гармонии, бесконечно счастливее богача. Этические воззрения Т. нашли практическое применение в построенной на собственные средства школе Шантиникетоне (поместье отца), ставшей впоследствии одним из очагов инд. культуры. Обучение, считал Т., должно быть развитие естественных способностей человека, т. е. предельно индивидуализировано. Свидетельствами идейно-нравственной позиции Т. являются его выступления против колониального режима, борьба с кастовой разобщенностью, с женским неравноправием, с невежеством и суевериями. С симпатией Т. относился к Советской России, высоко оценивая ее достижения в области просвещения и миролюбивую внешнюю политику. К произведениям, отразившим нравственную концепцию Т., относятся поэтический сборник «Гитанджали», 1913 г. отмеченный Нобелевской премией, «Творчество жизни» («Садхана»).
Источник: Словарь по этике