радикально-демократич. крыло гуситов. Соц. основу «общины таборитской», разместившейся на г. Табор в Южи. Чехии (отсюда название «Т.»), составляли широкие слои крестьянства, городская беднота, ремесленники, низш. духовенство, часть мелкого дворянства. Наиболее революц. частью Т. были т. н. пикарты, возглавляемые Мартином Гус-кой и др. вождями. Их политич. платформа включала требования ликвидации сословий, феод. и церк. собственности, устранения «грешников и противников закона божьего», т. е. господ, дворян, рыцарей. Разделяя хилиастич. представления (см. Хилиазм), Т. толковали «тысячелетнее царство божье на земле» как царство всеобщего равенства, отрицали церк. таинства, католич. культ, а нек-рые из них - все христ. святыни и обряды. Пикарты пытались и практически осуществить идеи равенства, что сталкивало их с более умеренной частью Т. — зажиточными крестьянами, низш. духовенством, состоят, горожанами. Всех их, однако, объединяла борьба против нем. засилья, чужеземных и чешских дворян, католич. церкви и папства. Противоречия Т. с чашниками (бюргерско-рыцар-ским лагерем в гусит, движении) привели к открытой войне между ними, в к-рой Т. были разбиты. Движение Т., их идеология оказали значит, влияние на подготовку Реформации.
ТАБОРИТЫ
ТАБОРИТЫ
Источник: Атеистический словарь
ТАБОРИТЫ
рев.-демокр. крыло гуситов в гуситских войнах объединявшее крестьян, гор. плебейство и ремесленников. Название происходит от имени укрепл. лагеря Табора в Южн. Чехии на р. Лужице, основанного ок. 1420 как центр левого крыла гуситов. Т. выдвинули программу уничтожения феод. строя, упразднения частной собственности и гос-ва, ликвидации имуществ. и всякого социального неравенства: «всех господ, дворян и рыцарей, - полагали Т., - следует уничтожить, как сорную траву». Т. пытались практически осуществить уравнит. распределение материальных благ, чему способствовала также обстановка войны. Характеризуя полит. программу Т., Ф. Энгельс указывал, что у них «выступает даже республиканская тенденция» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 7, с. 363). Все свои требования Т. формулировали, и это было вполне естественно в а исходе средневековья, как религиозные и добивались реформы церкви, идя в этом значительно дальше чашников (см. Гуситы). Они отрицали обрядность, мн. догматы и всю орг-цию католич. церкви, стремились восстановить порядки раннехрист. церкви, отвергали почитание «святых», требовали отмены постов, заупокойных молитв, индульгенций, уничтожения икон, реликвий, мощей, церк. облачений, вводили богослужение на родном яз. (вместо латыни). Т. составили осн. ядро армии, созданной под руководством наиболее видного из Т. - Яна Жижки. Они объединились с чашниками для совместной борьбы против феод.-католич. реакции, засилия нем. феодалов, против герм. императора. Но этот союз был непрочным. Между чашниками и Т. велась борьба, нередко доходившая до вооруж. столкновений (1419, 1423, 1424). В 1434 чашники, добившиеся от церкви и императора признания за ними собственности на захвач. церк. имущества и земли, разбили Т. под Липапами. Последние отряды Т. под руководством Яна Рогача, были окружены и уничтожены в крепости Сион (6 сент. 1437). Поражение Т. повлекло за собой победу феод. реакции над всем гуситским движением. Лит. см. при ст. Гуситы.