Сюн Шэнхэн, Сюн Цзычжэн) (1885, Хуанпу, провинция Хубэй — 23 мая 1968, Шанхай) — видный представитель течения нового конфуцианства. Учился в военном училище, участвовал в антиманьчжурском революционном движении. В 1920 в Нанкине стал учеником известного буддистского ученого того времени Оуян Цзинъу. В 1922 начал преподавать учение буддистской школы йогачара (См. Вэйши школа) в Пекинском университете, в 1920—30-е гг. разработал собственную философскую систему «новой йогачары» (нового учения о только-сознании, синь вэйши лунь). В 1950-е гг. опубликовал ряд работ, продолжающих темы его дореволюционного творчества: «Начала конфуцианства» («Юань жу», 1956), «Рассуждение об основе и функции» («Ти юн лунь», 1958), «Прояснение сознания» («Мин синь пянь», 1959). Подвергался преследованиям после начала «культурной революции». Основной интерес у Сюн Шили вызывали проблемы онтологии. Среди источников его философии — «Чжоу в», идеи буддизма, неоконфуцианства; а также фрагментарное влияние западной философии. Согласно Сюн Шили, вселенная представляет собой единое целое и находится в процессе непрерывного изменения, определяющегося двумя тенденциями — «закрытием» (ведет к интеграции и появлению материальных объектов) и «раскрытием» (ведет к индивидуализации и принадлежит к сфере сознания). «Изначальная субстанция» (бэнь та) одна, а духовное «раскрытие» присуще в разной степени всем объектам. Дух и материя выступают двумя проявлениями вселенских трансформаций. Задача человеческого познания состоит в постижении «изначальной субстанции» через выявление в себе «изначального сознания» (бэнь синь), которое упорядочение управляет творческими процессами порождения нового. Однако постижение «изначального сознания» иррационально и интуитивно, путь к его обретению пролегает через моральное самосовершенствование и очищение собственного сознания. Содержание бэнь синь Сюн Шили отождествил с конфуцианским понятием о «гуманности-милосердии» (жжь), подчеркивая тем самым морально-антропологическую природу мироздания. Через последователей Сюн Шили Моу Цзунсаня и Тан Цзюньи его идеи оказали значительное влияние на облик конфуцианской мысли второй половины 20 в.
Соч.; Сюн Шили цзи (Антология из работ Сюн Шили), сост. Хуан Кэизяньидр. Пекин, 1993.
Лит.: Го Циюн. Сюн Шили нзи ци чжэсюэ (Сюн Шили и его философия). Пекин, 1985; Tu Weiming. Hsiung Shi-lis Quest for Authentic Existence.— The Limits of Change: Essays on Conservative Alternatives in Republican China. Cambr., 1976.
А. В. Ломаное
СЮН ШИЛИ
СЮН ШИЛИ
Источник: Новая философская энциклопедия
СЮН ШИЛИ
Сюн Шэнхэн, Сюн Цзычжэи. 4.1.1885, Хуанпу пров. Хубэй,- 23.5.1968, Шанхай. Философ, представитель постконфуцианства, буддолог, обществ, деятель. В 1905 поступил в пехотное училище (пров. Хубэй), примкнул к революц. кругам. Принимал участие в Учанском восстании, Синьхайской революции 1911. В 1918 в Гуанчжоу поддержал деятельность Сунь Ятсена по "защите конституции", после провала этого движения обратился к изучению буддизма. В 1920 стал учеником известного ученого-буддиста Оуян Цзинъу. В 1922 начал преподавать в Пекинском ун-те учение буд. Вэйши школы. На основании идей Вэйши и традиц. конф. мысли создал свою филос. систему - "новое учение о только сознании" (синь вэйши лунь, известно также как "новая йогачара"). В пер. Войны сопротивления Японии вел исследовательскую и преподавательскую работу. В 1946 по распоряжению Чан Кайши получил за кн. "Ду цзин ши яо" ("Осн. наставления в чтении канонов") премию в 2 млн юаней, к-рую пожертвовал на нужды образования. После образования КНР был чл. НПКСК 2, 3 и 4-го созывов, в последние гг. жизни подвергался политич. нападкам. Система синь вэйши лунь ориентирована прежде всего на проблемы онтологии. Помимо доктрин буддизма махаяны она вобрала идеи "Чжоу и" и неоконфуцианства эпохи Сун (10-13 вв.). Заметно также влияние Бергсона, Канта и Гегеля, однако С.Ш. был знаком с зап. философией лишь в переводах. Следуя буд. традиции, он считал внеш. мир - "среду" (цзин [5]) и человеч. сознание (ши [4]) неразрывными, как неразрывны "дух" (синь [1]- "сердце") и чувственно воспринимаемые объекты. В основе мира лежит бытие - "изнач. субстанция" ("коренная телесность" - бэнь ти), основание всех изменений, происходящих во Вселенной. Она абсолютна, единственна, неделима, пребывает вне пространства и времени. Идущая в бэнь ти трансформация сводится к двум осн. процессам: "закрытию" (тенденция к интеграции) и "раскрытию" (тенденция к творческой индивидуализации). В ходе "закрытия" образуется закосневшее статичное производное - вещество-материя (у [3]). Параллельный процесс "раскрытия" образует духовное. Оно присуще всем вещам, разница лишь в степени "раскрытия" бэнь ти, к-рая выше у человека. Эти две тенденции выступают как потенции бэнь ти, реализующие взаимопревращение духа и материи. С.Ш. подвергал критике буд. и зап. философию за разделение сущности (бэнь ти) и явления (сяньсян). Считал материю иллюзорной, т.к. мир находится в непрерывном изменении. Движение как целенаправленный процесс также иллюзорно, абсолютно лишь порождаемое бэнь ти "изменение" (бянь [2], см. Хуа, Чжан Цзай), к-рое немыслимо и концептуально невыразимо. В дальнейшем учение С.Ш. о неразрывности "среды" и "сознания" переросло в учение о "недвойственности основы и функции" (ти юн бу эр). Выступал против спекулятивного "раздвоения" мира за счет абсолютизации сущности ("основы" - ти [1], см. Ти - юн) и отрыва ее от существования ("функции" - юн [2]), рассматривал "функцию" как проявление "основы", приписывая ей множественность и оформленность, а "основе" - абсолютность и отсутствие форм, причем проявление "функции" помимо "основы" полагал невозможным. Задача человека - познать бэнь ти через выявление в себе "изнач. сердца" (бэнь синь, см. Синь [1]), отличающегося от основывающегося на опыте и ощущениях "приобретенного сердца" (си синь). Бэнь синь в основе интуитивно и иррационально, оно дает человеку сознание единства с мирозданием. Си синь предоставляет возможность эмпирико-науч. освоения конкр. вещей. Обретается "изнач. сердце" посредством самосовершенствования человека, развития сознания, очищения его от ложных взглядов. Подобное толкование бэнь синь восходит к учениям буд. Чань школы об "озарении" и неоконф. школы синь сюэ 11] о "благом знании" (лян чжи, см. Ван Янмин). С.Ш. дал бэнь синь конф. антропологич. трактовку, отождествив его с "гуманностью" (жэнь [2]). Положение о единстве сущности и явления С.Ш. распространил на учение о человеке. Осудил традиц. кит. мысль за одностороннее внимание к "внутр. мудрости" (нэй шэн, см. Нэп шэн вай ван) в ущерб "внеш. царственности" (вай ван), т.е. реальному выявлению внутр. нравств. ценностей, возможному лишь во внеш. действии. "Внеш. царственность" должна реализоваться через заимствование зап. способов орг-ции политич. жизни. Несмотря на либеральные и демократич. идеалы С.Ш. с тревогой относился к разрушению традиц. ценностей, сопровождающемуся умиранием "изнач. сердца", что чревато утратой духом творческих способностей. После 1949 С.Ш. продолжал исследование конф. учений в прежнем русле, интерпретируя их в духе антиавторитаризма, идей равенства, единства и свободы. Т.к. ученики С.Ш. Тан Цзюньи и Моу Цзунсань стали крупнейшими фигурами постконф. мысли Тайваня и Сянгана (Гонконга), влияние идей С.Ш. за пределами КНР намного сильнее, чем внутри страны. *Вэйши лунь гайлунь (Очерк учения о "только сознании"). Пекин, 1923; Синь вэйши лунь (Новое учение о "только сознании"). Б.м., 1942, Пекин, 1985; Ду цзин ши яо (Осн. наставления в чтении канонов). Чунцин, 1945; Шили юй яо (Осн. высказывания Шили). Хубэй, 1949; Шили юй яо чусюй (Первое продолжение к "Осн. высказываниям Шили"). Сянган, 1949; Юань жу (Начала конфуцианства). Т. 1 - 2. Шанхай, 1956; Ти юн лунь (Рассуждение об основе и функции). Шанхай, 1958; Мин синь пянь (Прояснение сердца). Шанхай, 1959; **Краснов А.В. С.Ш. и судьбы конфуцианства в КНР // 24-я НК ОГК. Ч. 2. М., 1993; Го Циюн. С.Ш. цзи ци чжэсюэ (С.Ш. и его философия). Пекин, 1985; Ти Weiming. Hsiung Shih-lis Quest for Authentic Existence // The Limits of Change: Essays on Conservative Alternatives in Republican China. Camb., 1976. A.B. Ломанов