СЮНЬ-ЦЗЫ
род. ок. 313 - ум. ок. 238 до Р. X.) - один из наиболее влиятельных кит. мыслителей, предпринявший удачную попытку систематизировать учение Конфуция. В противоположность Мэн-цзы учил, что человек зол от природы. Добрым же он может быть только благодаря воздействию извне, влиянию таких средств, как воспитание, практическая деятельность.
Источник: Философский энциклопедический словарь
СЮНЬ-ЦЗЫ
(298—238 до п. э.) - др.-китайский материалист, утверждавший, что явления природы зависят от естеств. законов, а не от чьей-либо воли. Небо он рассматривал не как разумное, не как божество, управляющее человеком, а как часть природы, и т. о. выступал против традиц. догматов религий, имевших распространение в Др. Китае. Он отрицал также существование сознания, властвующего над миром. В своем этич. учении С.-ц. провозгласил наличие врожденного зла. Добро, по его мнению, приходит только благодаря воспитанию. Идеи С.-ц. оказали большое влияние на формирование атеизма в Китае.
Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.
СЮНЬ-ЦЗЫ
ок. 313-238 до н.э.) - др.-кит. философ, последователь Конфуция. Учение С.-ц-, изложенное в написанном им трактате «Сюнь-цзы», включало в себя элементы материализма и атеизма. С.-ц. отрицал существование духов и демонов, полагал, что не существует ни бога, ни др. сзерхъестеств. сил, к-рые могли бы распоряжаться природой. Оп выступал против ряда распространенных в его время религ. обрядов, напр. моления о дожде. В своем этич. учении С.-ц. исходил из того. что человек по своей природе зол, а добродетельным он становится благодаря обучению и воспитанию.
Источник: Атеистический словарь
СЮНЬ-ЦЗЫ
(Sün-tse Hsüan-tse, Hsüntse, Hsüan K’uang) — один из наиболее влиятельных китайских мыслителей (III в. до н. э.). В противоположность Мэн-цзы учил, что человек зол от природы. Добрым же может быть только благодаря воздействию извне, воздействию такого средства, как воспитание; допускал возможность изменения внутренней природы человека. В течение многих столетий идут споры относительно подлинности существования Сюнь-цзы.
Н. Dubs. The Philosophy of Hsüntse. London, 1923; H. H. Dubs. Hsüntse — The Moulderof Ancient Confucianism.
London, 1927; W. Speiser, G. Dobon. Chinesische Geisteswelt, 1957; H. Schleichert. Klass. chines. Philos., 1980, 1990.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
СЮНЬ ЦЗЫ
ок. 313—238 до н. э.) — древнекит. философ-материалист. Критически воспринял и использовал в своем учении представления мн. философских школ и направлений древн. Китая, создал стройное учение о природе. Понятие неба у него означает не мистического верховного владыку, а совокупность естественных явлений; отвергается существование мирового творца. Возникновение и изменение всех явлений и вещей происходят по кругу и объясняются взаимодействием двух сил: положительного ян и отрицательного инь (Инь и ян). По мнению С., процесс познания начинается со свидетельств органов чувств. Однако только в результате размышления над данными чувственного опыта человек может получить правильное и всестороннее представление. Широкой известностью пользовалась теория С. о врожденных злых качествах человеческой природы. Все лучшее в человеке создается в процессе воспитания. Учение С. оказало глубокое влияние на последующее развитие китайской философии.
Источник: Философский энциклопедический словарь
СЮНЬ ЦЗЫ
Сюнь Куан, Сюнь Цин, Сунь Цин) (ок. 313— 238 до и. э.) — философ и просветитель древнего Китая. Уроженец царства Чжао. Проповедовал свои взгляды в Академии «Цзися», где был признан первым ученым. Беседовал со многими правителями и высшими сановниками царств, занимал должность правителя округа Ланьлин, где в конце жизни основал частную школу.
Взгляды Сюнь-цзы изложены в сборнике «Сюнь-цзы», куда наряду с сочинениями самого философа вошли заметки его учеников.
Принадлежал к конфуцианской школе, хотя и испытал сильное влияние даосизма, легизма и моизма (см. Mo цзя). Мировоззрение Сюнь-цзы представляло собой переработанное и дополненное идеями других школ учение Конфуция о «совершенном правлении», «благородном муже». Взгляды Сюньцзы оказали большое влияние на развитие конфуцианства, хотя его труд и не вошел в разряд канонической литературы — вследствие отрицания им «воли Неба» и трактовки природы человека как изначально «злой», что противоречило доминирующей тенденции этической доктрины Конфуция — Мэн-цзы. См. лит. кет. «Сюнь-цзы».
В. Ф. Феоктистов
Источник: Новая философская энциклопедия
СЮНЬ-цзы
учитель Сюнь), Сюнь К у а н, Сюнь Цин (ок. 313 - ок. 235 или ок. 298 - ок. 238 до н. э.), представитель раннего конфуцианства, завершивший классич. этап его развития (нек-рыми исследователями причисляется одновременно и к легизму). Род. в царстве Чжао. Получил всестороннее образование, приглашался ко дворам правителей др.-кит. царств Ци, Цинь, Чжао и др., в возрасте 50 лет, вероятно, в 264 до н. э., стал наставником в академии Цзися, Был начальником уезда Ланьлин, где создал свою многочисл. школу; самыми выдающимися его учениками были противники конфуцианства: легист Хань Фэй и будущий первый министр гос-ва и империи Цинь - Ли Сы (ум. в 208 до н. э.). Там же, в конце жизни, С.-ц. создал свой знаменитый трактат; в нем 23 главы принадлежат С.-ц., три написаны им вместе с учениками. Шесть глав написаны уже после его смерти.
С.-ц. переработал учение Конфуция, дополнив его идеями легизма и синтезировав с материалистич. и атеистич. тенденциями. В основе его учения лежит тезис, что «человек по своей природе зол», а добродетельным он становится в результате практич. деятельности. Это отличает С.-ц. как от Конфуция, так и от Мэн-цзы. Для преодоления изначального зла человек должен быть подвергнут обучению и воспитанию при помощи классич. текстов и принципов морали и контролироваться посредством наказаний и норм ритуала. С.-ц. сравнивал правителя с лодкой, а народ с водой, к-рая может и нести лодку и опрокинуть ее, подчеркивая тем необходимость для правителя добиваться расположения народа. С.-ц. отрицал существование духов и демонов, отбрасывал веру в сверхъестественное, выступал против ряда распространенных в его время религ. обрядов; подверг критич. рассмотрению концепции др. философов, особенно Мо-цзы, а также Чжуан-цзы, Мэн-цзы, легистов и др. Учение С.-ц. - наиболее систематизиров. изложение конфуцианства, оно оказало значит. влияние на последующих кит. мыслителей, особенно ханьского периода (3 в. до н. э.- 3 в. н. э.).
Источник: Советский философский словарь
«СЮНЬ-ЦЗЫ»
памятник древнекитайской философской мысли, сборник сочинений Сюнь-цзы и записей его учеников. Составлен в кон. 3 в. до н. э. Из 32 глав «Сюнь-цзы» 22 принадлежат самому Сюнь-цзы, 9 — его ученикам, одна глава — «Чжунни» — считается поздней подделкой. Состав и нынешняя структура памятника относятся к 818.
Взгляды Сюнь-цзы представляют собой синтез конфуцианства, даосизма и легизма. В основе его мировоззрения — натурфилософское понимание природы (Неба — тянь) как единственной естественной реальности, существующей независимо от человека. Она — источник всего сущего, что предполагает отрицание божественного, сверхъестественного начала (воли Неба — тянь чжи), способного определять судьбы людей. Сюнь-цзы выдвинул тезис о способности человека, познав «естественное постоянство», воплощенное в дао, «заставить служить себе вещи». Он, однако, признавал ограниченность познавательной способности человека, которая не должна подменять собой «деятельность Неба». Сюнь-цзы выделял три ступени познания: чувственное восприятие вещей, рациональное размышление и — что было новым в древнекитайской философии — претворение полученных знаний в жизнь. Истинность познания определялась двояко: для природы это соответствие знаний объективному «состоянию вещей», для общественных явлений — соответствие «пути истинного правителя».
Сюнь-цзы считал природу человека изначально дурной, «злой». Преодолеть эту природу должно воспитание с помощью выработанных «совершенномудрыми» правителями древности норм нравственного поведения, основу которого составляют «благопристойность» (ли) и чувство долга (и).
Политическая концепция Сюнь-цзы представляла собой синтез идей конфуцианства и легизма: нормы ритуала он уравнял в правах с законами, признавал наряду с конфуцианским воспитанием роль легистских поощрений и наказаний. Философ воспринял также и моистскую идею привлечения на Государственную службу «талантов» независимо от их социального происхождения. Взгляды Сюнь-цзы заложили теоретическую базу политической доктрины императорского Китая.
Лит.: Сюнь-цзы синь ши (Новый комментарий к «Сюнь-цзы»). Пекин, 1979; Феоктистов В. Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. Исследование и пер. М., 1976; Knoblock J-, Xuny. A Translation and Study of the Complete Works, v. 1— 2. Stanford, 1988-90.
В. Ф. Феоктистов
Источник: Новая философская энциклопедия
СЮНЬ-ЦЗЫ
прибл. 298–238 до н.э.) – кит. философ конфуцианской школы; его трактат "Сюнь-цзы"– первое систематич. изложение конфуцианской философии. В отличие от Конфуция и Мэн-цзы, у к-рых небо выступает божеств. началом, С.-ц. интерпретирует его материалистически, как природу, не имеющую отношения к человеческим делам, не карающую за зло и не вознаграждающую за добро. Характерный для С.-ц. антропоцентризм и гуманистич. пафос послужили одной из основ конфуцианского гуманизма: "У воды и огня есть энергия, но нет жизни; у трав и деревьев есть жизнь, но нет сознания; у птиц и животных есть сознание, но нет чувства долга. У человека есть энергия, жизнь, сознание и сверх того чувство долга. Поэтому он – благороднейшее создание в Поднебесной" (гл. 9 трактата "Сюнь-цзы"). Вместе с тем, являясь первым конфуцианцем, участвовавшим в управлении (был правителем уезда), С.-ц. так переставляет акценты в раннеконфуцианской политич. теории, что она, в значит. мере утратив мотивы социального протеста (особенно характерные для Мэн-цзы), приобретает ряд черт, типичных для идеологии правящих кругов. В то время как центральным этич. понятием Конфуция и Мэн-цзы была гуманность (жэнь), у С.-ц. на первое место выступает понятие "ли", к-рое означает у него не только правила поведения, но и социальный порядок, понятый как иерархия. Необходимость такого порядка С.-ц. обосновывает как космологич. параллелями ("небо – наверху, земля – внизу"), так и тем, что без него люди, стремясь удовлетворить свои потребности, вступили бы друг с другом в борьбу за материальные блага, и возникший в результате этого хаос привел бы ко всеобщему обнищанию. В противоположность Мэн-цзы, выставившему тезис, что человек по природе добр, С.-ц. доказывал, что человек по природе зол, но может преодолеть свои дурные задатки при условии повиновения учителям и работая над собой. Это разногласие с Мэн-цзы является причиной того, что трактат "Сюнь-цзы" не входит в конфуцианский канон. Соч.: Сюнь-цзы цзи цзе ("Сюнь-цзы" со сводом комментариев Ван Сянь-цяня), в кн.: Чжу цзы цзичэн (Собр. соч. др.-кит. мыслителей), т. 2, Пекин, 1957; The works of Hs?ntze, transl, by H. H. Dubs, L., 1928. Лит.: Го ?о-жо, Философы Др. Китая, пер. с кит., М., 1961, с. 302–62; Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 376–99; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 529–88; Dubs H. H., Hs?ntze, the moulder of ancient Confucianism, L., 1927; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 279–311. В. Рубин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
СЮНЬ-ЦЗЫ
Сб. трактатов Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4 - 3 вв. до н.э.) и записей его учеников. Сост. в 30-е гг. 3 в. до н.э., дошел до наст, времени почти полностью. Не подпал под указ императора Цинь Шихуана (221 -210 до н.э.) о сожжении конф. (см. Конфуцианство) книг и был распространен в 3 - 1 вв. до н.э. в многочисленных списках. В 1 в. до н.э. Лю Сян упорядочил их и свел в 32 главы (пяня), дав им назв. "Сунь Цин синь шу" ("Новая кн. Сунь Цина") и снабдив предисловием. В 818 Ян Лян осуществил новое изд., дополнив его своим коммент. и изменив группировку глав. В дальнейшем структура памятника, получившего окончательное назв. "С.-ц.", осталась без изменения. Изд. Ян Ляпа воспроизведено Люй Сянцином (1068) и Тан Чжунъю (1181). В 1884 изд. Тан Чжунъю обнаружено Ян Шоуцзином и опубликовано в "Гу мянь цун шу" ("Сб. утерянных древних [книг]", 1886). В 1891 Ван Сяньцянь выпустил наиболее полное изд. соч. Сюнь Куана с анализом всех прежних версий и коммент. В 1956 коммент. дополнены Лян Цисюном. В 1979 вышел "С.-ц. синь ши" ("Новый коммент. к С.-ц."), подготовленный сотрудниками филос. ф-та Пекинского ун-та. Из 32 глав "С.-ц." 22 принадлежат Сюнь Куану, девять - его ученикам. Гл. "Чжунни" ряд совр. исследователей считают подделкой. Текст упоминавшегося в библиографич. разд. "Хань шу" (1 в.) сб. "Сунь Цин ши фу" ("Десять од Сунь Цина"), возможно, был включен в "С.-ц." в виде глав "Фу" ("Оды") и "Чэн сян" ("Песни"). Трактаты Сюнь Куана отличаются ориг. лит. стилем, единой логикой изложения, объединены общей системой взглядов, что существенно выделяет "С.-ц." из древнекит. филос. лит-ры. Три главы, записанные учениками,- "Жу сяо" ("Конф. образец"), "И бин" ("Обсуждение военных дел") и "Цян го" ("Сильное гос-во") содержат беседы Сюнь Куана с правителями и министрами царств, его рассуждения о путях управления гос-вом. В "Фу" и "Чэн сян" представлена филос. поэзия Сюнь Куана. Последние шесть глав созданы учениками после смерти философа. Филос. взгляды Сюнь Куана изложены гл. обр. в главах-трактатах "Тянь лунь" ("О Небе"), "Цзе би" ("Освободить от заблуждений"), "Фэй сян" ("Против прорицательства"), "Чжэн мин" ("Исправление имен"). Трактат "Син э" ("О злой природе человека") посвящен этич. проблематике, "Юэ лунь" ("О музыке")- выражает эстетич. взгляды автора. Мировоззрение Сюнь Куана основано на наивно-материалистич. понимании природы (Неба - тянь) как "естеств." (цзы жань) реальности, существующей независимо от человека. "Естественность" природы рассматривается как единств, источник происхождения всего сущего, что подразумевает не только признание его объективности, но и отрицание божеств., сверхъестеств. начала. Раннеконф. представления о "воле Неба" (тянь чжи, см. Тянь), способной определять судьбу людей и положение дел в гос-ве, решительно отвергаются: "И при Юе, и при Цзе счет времени вели по Солнцу, Луне, звездам, но во времена Юя в Поднебесной был порядок, а во времена Цзе - смута. Отсюда видно, что порядок и смута не зависят от Неба". Сюнь Куан впервые в истории кит. философии поставил вопрос о соотношении естеств. процессов и целенаправленной деятельности человека, выдвинув тезис о его способности, познав "естеств. постоянство", воплощенное в дао, "подчинить себе Небо и Землю и заставить служить себе вещи". Причина обожествления Неба усматривается в недоступности для непосредств. восприятия происходящих в природе процессов: "Человек не видит этого [процесса], он видит лишь его результат и поэтому называет его "происшедшим от духа". Человек знает лишь то, чего достигают вещи в своем развитии, и не представляет себе самих этих невидимых изменений, - поэтому он называет их небесными". Кажущиеся загадочными явления природы, вызывающие страх у людей, объясняются "сменой сил инь ян", а вера в "духов и навей" - зависимостью человеч. восприятия от физич. и эмоционального состояния. Основой гносеологич. взглядов Сюнь Куана является положение о познаваемости мира. Способность к познанию - умение "различать вещи" рассматривается как качество, присущее только человеку и выделяющее его из остальной "тьмы вещей" (вань у). В то же время познание должно быть ограничено определенными рамками, чтобы не подменять собой "деятельности Неба". Цель человеч. познания - проникновение в сущность обществ, явлений посредством постижения их закономерности - дао, что позволяет человеку добиться "правильного мышления" и "прозорливости в делах". Постичь дао способен лишь "совершенный муж" (цзюнь цзы). Первая ступень познания, по "С.-ц.", - чувств, восприятие "вещей", вторая - рациональное "размышление", когда "разум помогает естеств. чувствам отличить истину от лжи". Выделение указ, двух ступеней, исходящее из учения поздних моистов (см. Мо цзя), дополнено у Сюнь Куана тезисом о человеч. деятельности как элементе самого процесса познания. "Познать дао - значит, размышляя, глубоко вникнуть [в его сущность] и, действуя, претворять [знания] в жизнь". Истинность познания явлений природы определяется как соответствие субъективной познавательной способности человека объективному "состоянию вещей"; истинность познания обществ, явлений - как соответствие "пути [истинного] царя" (см. Ван дао). Особенность социально-политич. учения Сюнь Куана состоит в попытке подвести под политич. концепцию филос. базу. Развивая учение "Дао дэ цзина" о "естественности" мира, Сюнь Куан различал "естественность" природных явлений и их закономерности (дао). Объективно существующее постоянство "пути" природы влияет и на обществ, существование людей, к-рые должны следовать дао. Но обществ, "путь" философ рассматривал как творение "совершенномудрых" (см. Шэн [1]) правителей-предков, сущность к-рого составляют "ритуал" (ли [2]) и "чувство долга" (и [1]), проявляющее себя только благодаря "совершенному мужу". Выработка понятий "ли [2]", "и [1]" обусловлена тем, что дурную ("злую" - э) природу человека можно "выправить", "преодолеть" лишь с помощью этих норм. Учение об изначально "злой" природе человека является основой этич. взглядов Сюнь Куана и противоположно воззрениям Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 - 3 вв. до н.э.). Представлениям Сюнь Куана свойственны наивно-материалистич. догадки о влиянии материальных условий жизни людей на обществ, процессы. Впервые в истории кит. философии Сюнь Куан высказал догадку об обществ, сущности человека, выделяющей его из мира животных. Материально обеспеченным может быть лишь обществ, существование людей, бесконфликтность к-рого обусловливается "разделением обязанностей" в соответствии с "ритуалом" и "чувством долга". К характеристике этих конф. норм как высшего мерила нравственности Сюнь Куан добавил их социально-экономич. значимость. "Путь к богатству гос-ва", по Сюнь Куану, "в экономичном расходовании вещей и в обеспечении достатка народу". Нормы "ритуала" являются рычагом "экономичного расходования", регулятором распределения обществ, продукта, предполагающим экономим, и политич. неравенство. Во главе социальной иерархии должен стоять мудрый и добродетельный правитель: "удел правителя - быть добродетельным, удел простых людей - заниматься физич. трудом". Политич. взгляды Сюнь Куана испытали сильное влияние идей легизма, особенно Шан Яна (4 в. до н.э.): "ритуал" применим лишь в отношениях между "управляющими", простыми людьми нужно управлять с помощью законов (фа (I)). Нормы "ритуала" - обычного права уравнены с законами: "Отрицать ритуал - значит не соблюдать закон". Под влиянием взглядов Мо Ди (5 - 4 вв. до н.э.) и Шан Яна Сюнь Куан ввел в свое социально-политич. учение концепцию привлечения людей на гос. службу независимо от их социального положения. Гарантом успешного осуществления этого принципа является система поощрений и наказаний, подкрепляемая конф. воспитанием с помощью "ритуала" и "чувства долга". Т.о., Сюнь Куан фактически осуществил синтез раннего конфуцианства с идеями легизма, заложив теоретич. основу политич. доктрины имп. Китая. *Сюнь-цзы цзи цзе (Сб. соч. Сюнь-цзы с ком-мент.). Сост. Ван Сяньцянь // ЧЦЦЧ. Т. 2. Шанхай, 1935; Л ян Цисюн. Сюнь-цзы цзяньши (Соч. Сюнь-цзы с краткими коммеит.). Пекин, 1956; Феоктистов В. Ф. Филос. и общественно-политич. взгляды Сюнь-цзы. Исслед. и пер. М., 1976; Древнекит. философия. Т. 2. М., 1973. С. 142 - 209; The Works of Hsuntze. Tr. by H. Dubs. L., 1928; Hsun Tzu. Samtlische Schriften. Ins Deutsche ubertragen von H. Koster. Leiden, 1967; Kanaya Osamu. Junshl (Hsun tzu). Токио, 1962; Knobloc kJ. Xunzi. A Translation and Study of the Complete Works. Vol. 1 - 2. Stanf., 1988 - 90; **Ли Дэюн. Сюнь-цзы гунъюань цянь сань шицзи чжунго вэйучжуи чжэсюэцзя (Сюнь-цзы - кит. философ-материалист III в. до н.э.). Шанхай, 1959; Ян Сянкуй. Сюнь-цзы дэ сысян (Взгляды Сюнь-цзы) // Вэнь ши чжэ. 1957. №10; Сюнь-цзы синь ши (Новый коммент. к "Сюнь-цзы"). Пекин, 1979; Moulder of Ancient Confucianism. L., 1927; DuyvendakJ.J. Hsun Tzu on the Rectification of Names // T P. 1924. Vol.24; Muwo D.J. The Conception of Man in Early China. Stanf., 1969. В.Ф. Феоктистов
Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь