СЮАНЬЦЗАН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СЮАНЬЦЗАН
602—664) — кит. будд. монах, философ, путешественник, один из крупн. переводчиков санскр. будд. текстов на кит. яз. Вместе со своим учеником Куйцзи является основателем школы Фасян-цзун. Мирское имя — Чэнь И. В 13 лет принял монашество, в 21 год получил полное пострижение. В 629 отправился в Индию (через Цент. Азию) для углубленного изучения буддизма, а также с целью привезти оттуда санскр. оригиналы свящ. текстов. В знаменитом инд. монастыре Наланда учился под руководством Шилабхадры, принимал активное участие в диспутах, писал трактаты на санскрите (к-рые не сохранились). Объехав всю Индию, в 645 вернулся в Китай, где поселился в столичном (г. Чанъань, совр. Сиань) монастыре Да цыэньсы. Совместно с учениками проделал гигантскую переводческую работу, осуществив на высоком филологич. уровне перевод основных будд. текстов. Активно проповедовал учение виджнянавады (йогачара, Вэйши, Фасян). Имеются сведения о том, что он перевел на санскрит даосск. классич. текст «Дао дэ цзин» и приписываемую Ашвагхоше «Махаяна шраддхотпада шастру» («Трактат о пробуждении махаянской веры»), санскр. оригинал к-рой к тому времени был утерян. С. является автором записок о путешествии в Индию. Паломничество С. нашло свое отражение в классич. кит. лит-ре (пьесе У Чанлина (14 в.) ироманеУ Чэнъэня (15 в.) «Путешествие на Запад»). Почетный титул С.— «Саньцзан фаши» — «Наставник дхармы Трех вместилищ», т. е. Трипитаки (см. Типитака).

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

СЮАНЬЦЗАН
Чэнь И, прозв. Саньцзан фаши ("наставник Трипитаки"), Тансэн ("Танский монах"). 600 (или 602), Гоуши окр. Лочжоу (совр. Гоушичжэнь окр. Яньши пров. Хэнань),- 664. Буд. наставник высшего ранга, проповедник, переводчик буд. текстов на кит. яз., один из основоположников Вэйши школы. В возрасте 15 (или 13) лет стал послушником монастыря Цзинтусы в Чанъане, в 23(21 )-летнем возрасте принял постриг в Чэнду. Был странствующим монахом, учился у разных наставников. В 629 (627) начал паломничество в Индию через Синьцзян, Ср. Азию и Гиндукуш, добрался до известного буд. центра в Сев. Индии - монастыря Наланда, где изучал санскрит и буд. лит-ру. Совершил путешествие в Южн. Индию, Непал и Ассам, посещая знаменитых буд. наставников, четырежды участвовал в крупных дискуссиях между инд. и зарубеж. приверженцами различных направлений буддизма, оспаривая положения хинаяны. В 645 вернулся в Чанъань, привезя значительное число (по одной из версий - 657) буд. соч. Перевел вместе с учениками на кит. яз. 75 крупных буд. трактатов общим объемом 1335 цзюаней ("свитков"), в т.ч. "Да божо цзин" ("Махапраджня [парамита] сутра" - "Сутра о великой праджня [парамите]")-свод из 16 соч.; "Юйцзя ши ди лунь" ("Йога да-шабхумика шастра" - "Шастра о ступенях [просветления] учителей йогачары")- соч. из 100 свитков, приписываемое полулегендарному монаху Матрейе (3 - 4 вв.), но, возможно, написанное его учеником Асангхой; "Цзе шэнь ми цзин" ("Сандхи нирмокана сутра" - "Сутра о понимании глубокой тайны"); "Цзюйшэ лунь" ("Рассуждения о Коше")- перевод трактата инд. мыслителя Васубандху (5 в.) "Абхидхарма-коша" ("Вместилище Абхидхармы") и др. С. принадлежит также один из основополагающих трактатов школы Вэйши "Чэн вэй ши лунь" ("Рассуждения о достижении [понимания] только сознания"), компиляция десяти инд. комментариев на трактат Васубандху "Тримишка виджняпти карика" ("Тридцать стихов-рассуждений о только сознании"). Его переводы на санскрит "Лао-цзы" ("Дао дэ цзин") и "Да чэн ци синь лунь" (санскр. оригинал тогда уже был утерян) имели хождение в Индии. Составил описание 128 гос-в и владений, по к-рым проходило его путешествие, - "Дай Тан си юй цзи" ("Записки о крае к западу от Великой Тан"), ставшее ценным источником по историч. географии и собственно истории Индии, Непала, Пакистана и Бангладеш. Развивая традицию инд. мыслителя Дхармапалы (1 в.), выделял алайя-виджняну ("сознание-сокровищницу") из др. видов сознания: она продуцирует феноменальный мир, к-рый воспринимается остальными шестью видами сознания (см. Вэйши школа). Предложил учение об алайя-виджняне как о хранилище "семян" - причинных факторов возникновения т.н. "дхарм, подверженных бытию" (см. Фа [1], п. 2). Подразделял "семена" на универсальные, присутствующие в сознании всех живых существ, обусловливающие одинаковые проявления и восприятия (благодаря им, напр., люди более или менее одинаково воспринимают горы, леса, реки и т.п.), и индивидуальные, присущие алайя-виджняне отд. живого существа и обусловливающие индивид, восприятия и оценки. Наиболее известным учеником С. был Куйцзи. Для обучения у С. специально присылали буд. монахов правители Японии и гос-в Корейского п-ова. Широкая известность сделала С. героем фольклора и лит. персонажем: напр., ему посвящены известная пьеса У Чаплина (14 в.) "Тан Саньцзан Си тянь цюй цзин" ("Танский "наставник Трипитаки" добывает сутры на Западе"), роман У Чэнъэня (16 в.) "Си ю цзи" ("Путешествие на Запад"). "Самозванцева Н.В. Древнеинд. легенда в передаче С. // История и культура Вост. и Юго-Вост. Азии. Ч. 1. М., 1986; Розенбсрг О.О. Труды по буддизму. М., 1991. Хэ Чэнсюань

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь