Сын Человеческий

Найдено 1 определение
Сын Человеческий
(Son of Man).
Имя Христа, Мессии (погреч. huios tou anthropou, поарам.barnasa, наивр.Ьел adam). Это христологическое определение встречается 69 раз в синоптических евангелиях, 13 раз у Иоанна и отвечает строжайшим критериям подлинности, поскольку его употребляет сам Иисус. В иудаизме не было четко определенной христологии Сына Человеческого до эпохи Иисуса. Примеры употребления этого оборота в Енох и 2 Езд неубедительны, но, повидимому, это загадочное выражение Иисуса восходит к Дан 7:13. Поскольку ничто в иудаизме в точности не соответствует оттенкам значений, крые Иисус вкладывает в это понятие, и ранняя Церковь не используетего в своей теологии, попытки радикальных критиков игнорировать это выражение противоречат тому, что оно прекрасно удовлетворяет их собственному критерию несходства  этого пробного камня подлинности Христовых речений. Попытки отбросить это имя в любом из его трех значений основаны на априорных основаниях, а не на соображениях библейской экзегезы, поскольку никакое иное слово так полно не отражает Его мессианское самосознание. Между тем многие современные интерпретаторы начинают с априорного предположения, что не Иисус, а Церковь инициировала высокую христологию.
Сын Человеческий как местоимение. Употребляя выражение "Сын Человеческий " вместо личного местоимения "Я", Иисус подчеркивает свою необычайную власть, и в этом смысле оно резко отличается от слова "человек" в Пс или формы обращения в Иез. ВМк 2:10 Иисус говорит о своей власти прощать грехи; Он сознательно вкладывает в это выражение глубокий христологический смысл, подчеркивая, что Он обладает божественными привилегиями. В эпизоде на засеянном поле (Мк 2:28) это имя указывает на то, что Его власть выше священной субботы  еще одно соравенство с Богом. Искупительный характер Его служения удостоверен Его личным признанием: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ". Среди отрывков из т.н. Q  источника логий (Мф 8:20; 11:19; 12:32)  первый указывает на Его служение, второй развивает тему дружбы с грешниками, а третий завершает яркий отрывок об изгнании Сатаны и о хуле на Св. Духа, Чьей силой Иисус изгоняет бесов,  еще одна привилегия, края ставит Его вровень с Богом. В Мф мы находим два особых речения (13:3; 11:13), свидетельствующих о том, что Сын Человеческий сеет доброе семя (т.е. Он Господин жатвы) и знает, кто Он, когда задает ученикам важнейший вопрос: "За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?" У Луки таких высказываний тоже два (6:22; 10:10), и они отражают уверенность Иисуса в том, что Он играет центральную роль в служении учеников и спасении погибших. Разумеется, очень многое ставится на карту в зависимости от того, признается или отрицается подлинность этих речений. Поскольку мы имеем дело с высокой христологией и Иисус столь уверен в своем соравенстве Богу, то необходимо полностью пересмотреть радикальную критику текста, т.е. определить, принадлежит ли он Христу или ранней Церкви, если эти речения принимаются как подлинные.
Пророчества Сына Человеческого о себе. Это в равной мере относится и ко второй группе речений Сына Человеческого, где Иисус предсказывает свои будущие страдания. Если признать первую группу речений подлинной, то таковой же следует признать и вторую. Если априорно считать первую группу неподлинной, то и вторую группу можно счесть "пророчествами" Церкви, созданными впоследствии. Из одиннадцати отрывков, принадлежащих к этой группе, восемь раскрывают мессианскую уверенность Иисуса в том, что Он должен пострадать во искупление многих (Мк 8:31:9:12,31; 10:33; 14:21,41). Иисус детально предсказывает предательство, свою смерть и воскресение. Критики натуралистического направления склонны приписывать эти пророчества Церкви, но тогда нужно отбросить реальность библейского пророчества и воплощение. Если исходить из того, что евангелист передает подлинные пророчества Иисуса о себе, то складывается связная картина, подтверждающая уверенность Иисуса в Его искупительной миссии и дарованной Ему власти пророка (Втор 18:1522).Три других упоминания завершают речения о страдании Сына Человеческого (Мф 26:2; Лк 22:48; 24:7).
Сын Человеческий в третьем лице. Третья группа речений более загадочна, т.к. Иисус говорит о Сыне Человеческом в третьем лице. Некрые радикальные критики считают, что Иисус говорит здесь о комто другом, а не о себе, и поскольку речения, истолкованные таким образом, не указывают на Его мессианское самосознание, то можно признать их подлинными. Таких речений 19, и все они возвеличивают Сына Человеческого как Бога, в то время как в первых двух группах речений Иисус говорит о себе в терминах смирения и страдания. Тем не менее нежелание признать в этих речениях предсказание Иисуса о Его будущем оправдании и славе, вероятно, вытекает из антисупранатуралистских посылок. В евангелиях действительно нет указаний на то, что Он ожидал прихода когото другого после себя. Среди отрывков из Мк (8:38; 9:9; 13:26; 14:62) 9:9 явно говорит о воскресении Сына Человеческого из мертвых, а 14:62  эпизод у первосвященника  соединяет Его признание: "A3 есмь" Христос, Сын Благословенного, с неполной формулой "Я" Сын Человеческий, "сидящий одесную Силы и грядущий на облаках небесных". Это признание свидетельствует о мессианском самосознании Иисуса и раскрывает правильное значение отрывка.
Еще один отрывок из раздела Q (Мф 12:40) характеризует Иисуса как Сына Человеческого, и нет оснований оспаривать подлинность других речений из той же группы (Мф 24:27,37,39,44), так же как особые речения у Марка (13:41; 19:28; 24:30; 25:31)и Луки(12:8; 17:22; 18:8; 21:36). Мф 19:28 особенно поучителен и открывает истинное величие Сына Человеческого  Иисус обещает ученикам: " истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,  в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых". Иисус, за Которым они последовали и во имя Которого они будут царствовать, воссядет на престоле рядом с ними. Встает вопрос: будут ли царствовать две личности  Сын Человеческий и Иисус? Смысл отрывка в том, что это будет одна личность  Иисус, Сын Человеческий Остаются два речения, крые принадлежат к третьей группе. Поскольку они сложны и вызывали бурные споры, мы рассмотрим их в конце данной статьи. ОбазвучатвМф(Ю:23; 16:28). Поскольку название "Сын Человеческий" в устах Иисуса очевидно восходит к Дан 7:13, важно отметить, как эти слова используются в более широком значении в этом отрывке. В Дан 7:1314 речь идет об одной личности, Сына Человеческого, Который получил от Ветхого днями вечную власть, славу и царство. Сложность устраняется, если понятие Сын Человеческий понимать индивидуально и обобщенно как Израиль (Иаков) и народ Израилев. Можно предположить, что Иисус выбирает этот образ, чтобы исполнилось пророчество из Дан, чтобы скрыть свое мессианское предназначение, пока не пробил Его час, и открыть личную и общественную природу Его миссии. Иисус сознательно персонифицирует Сына Человеческого  собирая вокруг себя учеников и призывая их участвовать в Его искупительном царстве, Он дает им возможность приобщиться к Сыну Человеческому как святым Всевышнего и к Его Царству, поскольку Он Царь и знаменует приход Царства Божьего. Сын Человеческий и Царство Божье почти взаимозаменимы в индивидуальном и обобщенном значении. Поэтому Мф 10:23 можно толковать так: если ученики участвуют в искупительном подвиге Иисуса и вторгаются в царство Сатаны силой грядущего Царства Божьего, значит, Сын Человеческий уже пришел в этом обобщенном смысле. Пророчество Иисуса истинно и исполняется (параллельный рассказ у Луки о 70 учениках описывает их торжественное возвращение, когда они получают власть над нечистыми духами "об имени" Христовом, после чего Иисус видит Сатану, падшего "с неба как молния", Лк10:1718).
Остается один загадочный текст: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем" (Мф 16:28). Этот отрывок тоже можно отнестик "реализующейсяэсхатологии", поскольку служение Сыну Человеческому объединяет учеников  отныне святых Всевышнего  и побеждает царство Сатаны. Вот почему отрицать, что Он изгоняет бесов силой Духа Божьего,  непростительный грех (12:2232); в пророчестве из Мк 9:1 выражение "Царство Божье" равнозначно выражению "Сын Человеческий". Эти понятия взаимозаменимы. Хотя они взяты из ВЗ, Иисус сознательно придает им иной, более глубокий смысл, связанный с таинственным раскрытием Его собственной личности и общественного образования, к-рое Он созидает. Сын Человеческий и Царство Божье пришли в лице Иисуса; но грядет нечто большее, и искупительный замысел Божий раскроется на кресте и в воскресении. Отсюда ирония и таинственность излюбленного выражения Иисуса "Сын Человеческий"; оно и раскрывает и скрывает тайну Его личности. Мы можем постичь его смысл лишь глазами веры или покорно вслушиваясь и откликаясь на него.
Когда земное служение Христа было завершено, а искупительное дело исполнено, Св. Дух излился на учеников во время Пятидесятницы, и ученики увидели, что они могут проповедовать Христа открыто, не прибегая к загадочным выражениям "Сын Человеческий" или "Царство Божье". Они начинают послушно проповедовать Христа, и выражения "Сын Человеческий" и "Царство Божье" фактически исчезают из апостольского обихода.
R.G. GRUENLER(nep. А.К.) Библиография: I.H. Marshall, The Origins of NT Christology; R. H. Stein, The Method and Message of Jesus Teaching; R.T.France, Jesus and the ОТ; С. F. D. Moule, The Origin of Christology; F. H. Borsch, The Son of Man in Myth and History; M. Hooker, The Son of Man in Mark; R.G. Gruenler, New Approaches to Jesus and the Gospels: R. Bultmann, The History of the Synoptic Tradition; H. Todt, The Son of Man in the Synoptic Tradition; N. Perrin,4 Modern Pilgrimage in NT Christology; C. Colpe, TDNT, VIII. 402.
См. также: Христология; Иисус Христос.

Источник: Теологический энциклопедический словарь