(Son of God)
(hyios tou theou). Это выражение обозначает родственную связь, прежде всего Иисуса с Богом, крую можно передать и иными средствами. Это звание встречалось достаточно редко в эллинистических и иудейских кругах, но сохранилось немало древневосточных, эллинистических и римских источников, в крых оно указывает на происхождение, в особенности царское. Христианское использование слов "Сын Божий" применительно к Иисусу можно объяснить лишь связью с иудаизмом и специфическими христианскими наслоениями.
В ВЗ. Израиль сын Божий. Поскольку небесные существа (напр., Иов 1:6; 2:1; Пс 28:1; 88:6) и Израиль (напр., Втор 14:1; Ос 1:10) могут быть названы сынами Божьими, уникальная связь Израиля с Богом позволяет именовать его первенцем Божьим (Исх 4:22), или просто сыном (ср. Исх 4:23; Иер 31:20; Ос 11:1). Бог называет себя Отцом Израиля,подчеркивая эту связь(напр., Иер 31:9; Мал 1:6), а Израиль обращается к Богу как к Отцу (напр., Ис 63:16; 64:8; ИерЗ:4).
Царь как Сын Божий. В Пс 2:7 звучат слова Божьи, обращенные к будущему царю, крого венчают на царство: "...Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя ". В Пс 88:2627 Бог изъявляет свое благоволение к роду Давидову: Он называет царя из рода Давидова "первенцем", а царь называет Бога "Отцом" своим. Это сыновнее отношение восходит ко 2 Цар 7:14, где Бог через пророка Нафана говорит Соломону родоначальнику династии Давидовой: "Я буду ему отцем, и он будет Мне сыном ".
В межзаветной литературе. Выражение "Сын Божий" встречается, хотя и не часто, в межзаветных немессианских текстах. В Прем 2:18 нечестивые, сговорившись против праведника, называютего "Сын Божий" и злословят за то, что он именует Бога "отцом" (2:16). У Филона Ал ександрийского так назван Логос. В Кумранских свитках выражения "Сын Божий" и "Сын Всевышнего" не относятся к Мессии. Интересно, что с точки зрения ВЗ значение этого слова в дохристианских мессианских текстах спорно. Современные ученые ставят под сомнение примеры из 4 Езд 7:2829; 13:32,37,52; 14:9иЕнох 105:2либоиз лингвистических соображений, либо считая их позднейшими христианскими искажениями. Почтение перед именем Божьим, противостояние династическим притязаниям асмонеев, реакция против языческого обычая считать царей потомками Бога, все эти доводы приводят как возможные объяснения того, почему выражение "Сын Божий" не употребляется в ВЗ, когда речь очевидно идет о царях.
Однако ни один из этих доводов не доказывает, что связь между Мессией и Сыном Божьим не существовала в дохристианском иудаизме. Два отрывка из Ин свидетельствуют о том, что некрые иудеи отождествляли эти понятия. Первое, что говорит Иисусу Нафанаил, никогда прежде не встречавший Его: "Равви! Ты Сын Божий..." (1:49). Исповедание Марфы: "Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир" выражает определенные мессианские чаяния. Тем не менее сохранившиеся свидетельства до конца не проясняют этого вопроса.
В НЗ. Притязания Христа. Хотя Иисус предпочитал называть себя Сыном Человеческим, есть немало свидетельств, что именование Его Сыном Божьим основывается исключительно на Его собственных словах. В особенности это относится к Ин, но можно найти примеры и у синоптиков. Когда первосвященник спрашивает Иисуса: "Ты ли Христос, Сын Благословенного? " Тот отвечает: "Я", а затем вновь называет себя Сыном Человеческим (Мк 14:6162). Перед этим Он говорил о том, что Бог Отец Сына Человеческого (Мк 8:38), и в Мф тоже называет Бога Отцом (7:21; 10:3233; 20:23; 26:29,53). Иисус говорит о близости Сына к Отцу в отрывках, параллельных Ин (Мф 11:2527=Лк 10:2122), и прикровенно в притче о злых виноградарях (Мк 12:6). Иисус сознает себя Сыном Божьим уже в возрасте двенадцати лет (Лк 2:49).
В Ин божественное сыновство Иисуса сердцевина Его самосознания. В Ин 10:36 Он утверждает: "Я Сын Божий" и неоднократно называет Бога Отцом (напр., 5:17; 6:40; 8:54; 10:18; 15:15). Такие утверждения, как "Я и Отец одно" (10:30) и "Отец во Мне и Я в Нем" (ст. 38), доказывают, что Иисус считал свое божественное сыновство единственным и неповторимым.
Признание Иисуса Сыном Божьим. В НЗ огромное число людей исповедуют Иисуса Сыном Божьим. При крещении и преображении сам Бог словами из Пс 2:7 (Мк 1:11;9:35идр.)засвидетельствовал, что Иисус Его Сын. До рождения Иисуса Марии явился архангел Гавриил и назвал ребенка "Сыном Всевышнего" и "Сыном Божьим" (Лк 1:32,35). Искушая Христа в пустыне, дьявол дважды обращается к Нему со словами: "...если Ты Сын Божий..." (Мф 4:3,6=Лк 4:3,9). Во время служения Иисуса нечистые духи или бесы прямо называют Его Сыном Божьим (Мк 3:11=Лк 4:41; Мк 5:7 и парал.). В начале Иисусова служения Иоанн Креститель свидетельствует: "...Сей есть Сын Божий" (Ин 1:34), а у креста сотник восклицает: "...истинно Человек Сей был Сын Божий" (Мк 15:39=Мф 27:54).
Естественно, что в НЗ божественное сыновство Иисуса отстаивают прежде всего Его ученики. Во время Христова служения они говорят об этом все вместе (Мф 14:33) или по отдельности: Петр (16:16), Нафанаил (Ин 1:49) и Марфа (11:27). В своей первой проповеди Савл Тарсянин особо подчеркивает этот факт (Деян 9:20). Божественное сыновство Иисуса занимает важное место в посланиях Павла и Иоанна и в Послании к евреям. У Павла наиболее распространенные христологические определения "Господь" и "Христос", а "Его Сын" или "Сын Божий" встречается почти во всех посланиях, особенно там, где речь идет о спасении, мессианском царстве Иисуса и о конце времен. Послания Иоанна представляют собой особый случай здесь постоянно подчеркивается божественное сыновство Иисуса в опровержение докетической ереси. Автор Послания к евреям относит в.з. мессианские тексты к Иисусу, именуя Его Сыном Божьим, но прежде всего божественное сыновство доказывает, что Иисус выше ангелов, Моисея и левитского священства.
Смежные темы. Ключ к пониманию н.з. выражения "Сын Божий" можно найти в контексте его употребления. Прежде всего, это тексты, где божественное сыновство Иисуса связано с Его царственным служением и мессианской ролью. Отвечая на вопрос первосвященника, Иисус говорит словами Пс 2:7 и связывает эти два призвания (Мк 14:6162), как это прежде сделал Бог при Его крещении и преображении. Павел (Деян 13:33: Евр 1:5; 5:5)также относит эти слова ко Христу, как и сам Бог во 2 Цар 7:14. Гавриил возвестил Марии, что ее Сын не только наречется Сыном Всевышнего, но и будет царствовать на престоле Давидовом (Лк 1:3233). Позднее у Луки бесы узнают в Нем Сына и Помазанника Божьего (4:41). Эти понятия трижды соединяются в Ин (1:49; 11:27; 20:31) и в посланиях Павла (Рим 1:34; 1 Кор 15:28; Кол 1:13). Эта взаимосвязь имен всплывает в исповедании Петра (Мф 16:16) и в рассказе Луки о первой проповеди Савла в Дамаске (Деян 9:20,22).
Хотя понятия Сын Божий и Помазанник связаны в Ин, главный теологический смысл, открывающийся в связи с Его божественным сыновством, это Его собственная божественная природа. Другие темы, крые подчеркивает эта взаимосвязь, спасение (Иоанн и Павел) и первосвященство Иисуса (Евр). Вопрос, в какой момент Сын стал Сыном Божьим, не рассматривается в НЗ столь пристально, как то, почему Он назван Сыном, в связи с Его рождением (Лк 1:32,35), крещением(Мк 1:11 ипарал.), преображением (Мк 9:7 и парал.), воекресением (Рим 1:4; Деян 13:33) и Вторым пришествием (1 Фес 1:10). Христология не говорит о формальном усыновлении; скорее во многих отрывках речь идет о предвечном существовании Сына (напр., Гал 4:4; Рим 8:3; Кол 1:1317 и Иоанн везде).
Сыны Божьи. В ВЗ сынами Божьими назван народ Израилев, а в НЗ ученики Христовы, хотя Иисус единственный в своем роде Сын Божий (Ин 3:16,18; 1Ин4:9). Иисус называет так миротворцев (Мф 5:9,45), но полнее всего развил это учение ап. Павел оно стало частью его учения об усыновлении (Гал 4:17; Рим 8:1417) и восходит скорее к язычеству и римскому праву, нежели к иудаизму, поскольку в иудаизме усыновление регулировалось левиратом. Это усыновление происходит по вере (Гал 3:26), и усыновленные дети Божьи становятся Его наследниками вместе с Христом и взывают к Нему: "Авва Отче!" как Иисус в Гефсиманском саду(Мк 14:36).
G.T.Burke (пер. А. К.) Библиография: Е. Huntress, "Son of Godin Jewish Writings Prior to the Christian Era", JBL 54:11723; S.E. Johnson, IDB, IV, 40813; W. Kramer, Christ, Lord, Son of God; W. Bousset, Kyrios Christos; P. W. von Martizet al., TDNT, VIII. 33497.
См. также: Христология; Иисус Христос; Мессия.