СЫМА ТАНЬ
СЫМА ТАНЬ
?, Сяян (к югу от совр. Ханьчэна пров. Шэньси),- 110 до н.э. Придворный историограф-астролог дин. Зап. Хань. Основываясь на текстах "Го юй", "Чжань го цэ", чуской и ханьской версиях "Чунь цю" и др. историч. источниках, начал составление обобщающего историч. труда, завершенного его сыном Сыма Цянем и известного как "Ши цзи" ("Историч. записки"). Ориг. произв. С.Т.- трактат "Лунь лю цзя чжи яо чжи" ("Осн. указания о шести школах"), включенный Сыма Цянем в "Ши цзи". В синологич. лит-ре высказываются также предположения о принадлежности С.Т. гл. 11, 25, 39, 86, 87, 97 и 127 "Историч. записок". В "Осн. указаниях..." С.Т. дал оценку воззрений шести филос. школ - инь ян цзя, конфуцианства, мо цзя, мин цзя, легизма и дао дэ цзя. Наиболее высоко он оценил Хуан [-ди]-Лао [-цзы] учение, утверждая, что мыслители "школы дао" предложили методы управления, взявшие важнейшее из учений мин цзя и легизма и обеспечивающие верный успех государю: следуя им, "делать нужно мало, а результаты будут велики". Осн. заслуга легистов - в установлении жестких и неизменных различий между государем и сановниками, высшими и низшими; однако представители легизма "жестоки, и милосердия им не хватает". Суть конфуцианства, по С.Т., в том, что государь рассматривается как "образец для Поднебесной": он "идет впереди, а сановники следуют за ним". Это чревато тем, что "государь будет трудиться, а сановники - пребывать в праздности". В целом воззрения С.Т. отличает эклектизм даос. (см. Даосизм) толка. Он полагает, что для осуществления дао государь должен отказаться от активного вмешательства в дела правления, суетных желаний и мудрствования, положившись на верные методы управления. Сыма Цянь, поясняя слова отца, толкует эти методы как "недеяние" (у вэй [1], см. Вэй [1]) и син мин ("наказания и имена", см. Шэнь Бухай, Легизм). См. лит-ру к ст. "Я/ц цзи", Сыма Цянь. Ли Си