СВОЙСТВО

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Свойство
характеристика объекта, проявляющаяся в его отношении к другим объектам.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Свойство
характеристика объекта, определяющая его состояние, поведение, вид и т.д.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

СВОЙСТВО
качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-, чего-нибудь.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Свойство
Философский смысл термина: Качество, свойство (Цицерон); характер, природа (Сенека, Квинтилиан).

Источник: Словарь античных философских терминов (по книге)

СВОЙСТВО
философская категория, выражающая такую сторону предмета, которое обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним.
Литература: [127].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Свойство
нечто присущее какому-либо предмету, что составляет его конкретное существование (ср. качество). Есть существенные свойства, без которых предмет существовать не может, и несущественные свойства (см. Акциденция), без которых существование предмета возможно.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

СВОЙСТВО
греч. idion; лат. proprium) — то, что присуще к.-л. предмету и характеризует его само по себе, а не говорит о его отношении с некоторыми др. объектами. В логике Аристотеля С. — то, что присуще всем членам некоторого вида и специфично для них; в современной логике — то, что представляется одноместным предикатом.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

СВОЙСТВО
(Eigenschaft) — то, что присуще какому-либо предмету, что составляет его конкретное существование; см. Качество. Есть существенные свойства, без которых предмет существовать не может, и несущественные свойства (см. Акциденция), без которых существование предмета возможно.
A. Burks. Dispositional statements, in: Philosophy of Science, 22, 1955; А. И. Уемов. Вещи, свойства и отношения, 1963, нем. изд. 1965.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СВОЙСТВО
категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает  его  различие  или  общность  (сходство)  с  другими  предметами.(протяженность, упругость, цвет и т.п.). Всякое свойство относительно (не существует вне отношений к  свойствам других вещей) и объективно. Каждая вещь обладает  бесчисленным  количеством  свойств,  единство  которых  является  еекачеством. Различают: внутренние и внешние, существенные и несущественные,необходимые и случайные, главные и второстепенные свойства.

Источник: Философия науки и техники: словарь

СВОЙСТВО

- характеристика, присущая вещам и явлениям, позволяющая отличать или отождествлять их. Каждому предмету присуще бесчисленное количество свойств, которые делятся на существенные и несущественные, необходимые и случайные, общие и специфические и т. д.
В логике С. называют то, что обозначается одноместным предикатом, напр.: "... есть человек", "... есть зеленый" и т. п. При постановке на пустое место имени к.-л. объекта мы получаем истинное или ложное высказывание: "Сократ есть человек", "Снег зеленый".

Источник: Словарь по логике

Свойство
сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с др. предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними (напр., протяженность, упругость, цвет, электропроводность и т. д.). Всякое С. относительно. По отношению к дереву железо твердо, по отношению к алмазу оно мягко. Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством С, единство к-рых выражает ее качество (качество и количество). С, присущие всем предметам или связанные с самой природой материи, наз. всеобщими (атрибутами). С. бывают специфическими и общими, главными и неглавными, необходимыми и случайными, существенными и несущественными, внешними и внутренними, совместимыми и несовместимыми, отделимыми и неотделимыми, естественными и искусственными и т. п. Диалектический материализм утверждает, что все С. вещей присущи самим вещам, т. е. объективны. С. не существуют самостоятельно. Отделить их от вещи можно лишь мысленно. Изучение отдельных С. предметов служит ступенькой к познанию их качеств.

Источник: Философский словарь. 1963

СВОЙСТВО
характеристика объекта (категория его качества), определяющая его вид, тип, поведение и пр. В известном смысле свойство является универсальной категорией, поскольку категорию отношения можно свести к категории свойства: бинарное отношение можно представить как свойство пары объектов, тернарное отношение — как свойство тройки объектов, вообще и-арное — как свойство д-ки объектов. На языке логики свойство представляется как одноместный предикат, так что логика одноместных предикатов (силлогистика) является по существу логикой свойства. Если держаться интуитивного принципа абстракции, то можно считать, что каждое свойство определяет множество объектов, обладающих этим свойством. Тем не менее не существует совместной системы аксиом логики одноместных предикатов, с помощью которой можно было бы описать какое-либо бесконечное множество объектов (напр., множество натуральных чисел). Этим, в частности, подчеркивается ограниченный характер выразительных средств любой формальной теории, использующей только язык свойств и не использующей языковых моделей для выражения отношений.
М. М. Новоселов

Источник: Новая философская энциклопедия

СВОЙСТВО
филос. категория, выражающая такую сторону предмета, к-рая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Всякое С. относительно: С. не существует вне отношений к др. С. и вещам. С. ве­щей внутренне присущи им, существуют объективно, независимо от человеч. сознания. Для объективного идеализма характерен отрыв С. от вещи, т. е. понима­ние С. как общего, существующего независимо от еди­ничных вещей и включаемого в сферу сознания. Субъ­ективный идеализм отождествляет С. с ощущениями и тем самым отрицает его объективный характер. В. И. Ленин убедительно показал, что отождествление С. вещей с ощущениями противоречит осн. фактам со­временного естествознания и неминуемо ведет к со­липсизму (см. «Материализм и эмпириокритицизм», ПСС, т. 18).
Различие типов исследуемых С. во многом определяет дифференциацию наук. В зависимости от того, каким образом изменяются С., их можно разделить на два вида: С., не обладающие интенсивностью и потому не могущие ее менять (напр., «экономический», «истори­ческий» и т. д.); С., обладающие в предмете определ. интенсивностью, к-рая может быть большей или мень­шей (напр., масса, температура, скорость). Если гума­нитарные науки имеют дело гл. обр. со С. первого вида, то естеств. науки стремятся исследовать прежде всего С. второго вида. В совр. науке усиливается тенденция к преодолению этого различия (возникновение аффин­ной геометрии и топологии, проникновение статисти­ческих и математических методов в гуманитарные науки).

Источник: Советский философский словарь

СВОЙСТВО
филос. категория, соотносительная категориям вещи и отношения и обычно определяемая через них. Напр., Гегель определял С. вещи как "...ее определенные соотношения с д р у г и м; свойство имеется лишь как некоторый способ отношения друг к другу" (Соч., т. 5, М., 1937, с. 581). Для традиции объективного идеализма характерно понимание С. как общего, существующего независимо от единичных вещей и включаемого в сферу сознания, т.е. понимание, основанное на отрыве С. от вещи. Субъективный идеализм отождествляет С. с ощущениями и тем самым отрицает объективный характер С. (см. Р. Авенариус, Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры сил, СПБ, 1913). Ленин убедительно показал, что отождествление С. вещей с ощущениями противоречит осн. фактам совр. естествознания и неминуемо ведет к солипсизму. Для мн. представителей совр. логики характерно отождествление С. с классом вещей (см. А. Тарский, Введение в логику и методологию дедуктивных наук, 1948, с. 112). Напр., С. белизны будет тождественно с классом всех белых предметов. Такое понимание С. наз. экстенциональным. В более широком смысле С. понимается как нечто соответствующее особого рода функции – одноместному предикату. Но поскольку всякая функция представляет собой нек-рое отношение, определение С. с помощью понятия о предикате – это определение через вещь и отношение. Приведенные определения отражают различные стороны категории С., но ни одно из них не выражает полностью того смысла, к-рый вкладывается в это слово в науке и повседневной жизни. Так, во мн. случаях можно заменить С. соответствующим классом, но, напр., классы равноугольных и равносторонних треугольников совпадают, хотя равносторонность и равноугольность – это разные С. треугольников. Определение С. как одноместного предиката также не всегда выражает его специфику. На практике, определяя, что выражает данный предикат, мы не ограничиваемся перечислением переменных, а привлекаем другие, более глубокие соображения. Учитывая это, можно определить С. как то, что будучи отнесено к предмету, в отличие от отношения не образует нового предмета. С. можно определить также как то, что является общим множеству предметов, или как то, что различает предметы. Эти определения тоже не будут исчерпывающими, но раскрывают категорию С. с др. сторон. Различие типов исследуемых С. во многом определяет дифференциацию наук. В зависимости от того, каким образом изменяются С., их можно разбить на неск. видов: а) С., не обладающие интенсивностью и потому не могущие ее менять (напр., "стеклянный", "электрический", "материальный" и т.д.); их можно назвать точечными; б) С., обладающие в предмете определ. интенсивностью, к-рая может быть большей или меньшей (напр., "длина", "масса", "температура" и т.д.); это "одномерные" или "линейные" С., в) меняющиеся в двух и более отношениях – двухмерные и вообще n-мерные С. (напр., скорость, меняющаяся по направлению и по модулю). "Естеств." науки – физика, химия, астрономия и т.д., а также математика стремятся исследовать прежде всего линейные и многомерные С. вещей. Науки гуманитарного цикла имеют дело гл. обр. с точечными С. или С., приближенно рассматриваемыми как точечные. В совр. науке усиливается тенденция к преодолению этого различия (возникновение афинной геометрии и топологии, исследующих точечные С. фигур; проникновение статистич. методов, связанных с исследованием линейных С., в языкознание и др. гуманитарные науки). В развитии физики был период, когда каждое С. стремились отождествить с соответствующим материальным носителем (С. теплоты – с теплородом, магнитные свойства – с магнитной жидкостью и т.д.). Такое отождествление (субстантивирование С.), как показало дальнейшее развитие науки, неправильно. Однако у каждого С. вещи есть свой носитель. В ряде случаев он тождественен с самой вещью (так, носителем С. массы, присущего телу, является само это тело). Но, напр., С. разумности человека не распределяется равномерно по всему человеку, а имеет спец. носитель – центр. нервную систему. Чем сложнее С., тем более специфическим является его носитель. С. не существует вне вещи, но оно не существует и вне отношения и, следовательно, относительно. Относительность мн. С. была известна еще в древности (см., напр., высказывание Гераклита о морской воде в сб. "Материалисты Древней Греции", М., 1955, с. 46). После Локка укоренилось деление С. на относительные и абсолютные (см. Первичные качества). Относительности теория доказала относительность ряда С., в т.ч. геометрич. формы и массы, к-рые раньше считались абсолютными. Лит.: Овчинников ?. ?., Качество и С., "ВФ", 1960, No 6; Уемов А. И., Вещи, С. и отношения, М., 1963. А. Уемов. Одесса.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СВОЙСТВО
момент качественной определенности "своего" (самобытия, вещи А), который через взаимодействие с "иным" (инобытием, другими вещами В, С, D или N) отделяется от собственного основания, проникает в это иное бытие, обретает в нем и через него свою видимость и существует уже на осваиваемом чужом основании (носителе, субстрате).
С, дефиницию которого можно сжать до формулы "определенность своего в ином", не есть сущее само по себе, если под "сущим" понимать некоторое наличное бытие, качество, вещь. В то же время С. не есть и "ничто". С. рождается внутри качества А, в сфере его сущности, и генотип С. - это та или иная потенциальная возможность в сущности как совокупности всех внутренних отношений. Возможное С. выявляется вовне и становится действительным С. через эманацию, т. е. через исход и истечение каких-либо признаков от порождающей их основы. Эту генетическую принадлежность родному бытию А ("бытию-в-сушности" и "бытию-при-сущем") обычно обозначают термином "присущность", говоря, что вещи А присуще какое-либо свойство ? или что вещь обладает свойствами.
Однако природа С. остро противоречива: пребывая в целостности своего качества А, оно одновременно обитает - в форме представителя А, копии некоторой грани А-в теле иного нечто (например, В) и изменяет последнее характерным для А способом. С. есть, по Гегелю, видимость, отсвечивание одного качества в ином. Гегель определяет С. как "то в нечто, что становится иным", "...нечто относится к иному из самого себя, ибо инобытие положено в нем как его собственный момент; его внутри-себя-бытие заключает в себе отрицание, через посредство которого оно теперь вообще обладает своим утвердительным наличным бытием". С. основано, по словам Гегеля, "в некотором внешнем, в ином вообще, но в то же время принадлежит к тому, что нечто есть в себе". Вместе со своим С. изменяется и нечто (Гегель. Наука логики. Соч. В 3 т. Т. 1, с. 186 - 187).
Если поток свойства Р, исходящий от бытия А, воспроизводится на всем протяжении существования этого качества, то такое С. относят к разряду атрибутивных, или существенных, С. Если же некоторое С. не характерно для обсуждаемого качества А и проявляется далеко не во всех случаях, то подобное С. именуют акцидентальным, т. е. несущественным, второстепенным С. В условиях, когда А прекращает эмиссию свойства Р, последнее, прерывая связь с первоистоком, теряет способность находиться "между" А и иными (В, С, О и т. д.) - перестает быть диспозиционной (посреднической) реальностью и актуально связывать свое и иное. Оно истощается, все более трансформируется, поглощается без остатка отчуждающим его инобытием и затухает. В таком случае говорят, что либо С. Р исчерпало себя и перестало проявляйся, либо претерпело радикальное отрицание и глубоко спрятано (снято) в ином бытии, либо исчезло без видимого следа и т. п.
Вместе с тем всегда - как в случае сохранения, так и в случае утери реальной связи С. Р с порождающим его бытием А - это С. претерпевает, в той или иной мере, воздействие со стороны такого инобытия, в котором оно стремится высветиться, обновиться и заново укорениться. Поэтому С. Р, строго говоря, не сводится без остатка к "своему", "самобытности" - к тому или иному моменту самобытия А. Всякое С. непременно содержит в себе "инаковость" - признаки "иного" (В, С, D и т. д.) в "своем" (обусловленном А). "Инаковость" есть то же самое, что и "С.", только взятое в аспекте проявленности иного в своем, когда иное, в свою очередь, рассматривается как источник эмиссии каких-то собственных, присущих только ему С., а свое - как основание воспринимающее и отчуждающее. Реализация С. сопряжена с разнообразием условий взаимодействия А и не-А, зависит от степеней проявления тенденции освоения иного и отчуждения своего. В зависимости от доминирования этих тенденций в С. как "промежутке" между А и не-А это С. можно квалифицировать как "ярко выраженное свойство" или, напротив, как "слабо проявленное свойство"
Т. о., С. - это скорее функциональная, нежели субстратная форма существования; С. - это виртуальная реальность. Оно как бы размывает границу между нечто и иным, замечает Гегель, и переступает предел своего нечто, благодаря чему вещность, собственно, и переходит в С. "Свойство есть не только внешнее определение, но и в себе сущее существование. Это единство внешности и существенности, - пишет Гегель. - (Свойства)... выходят за пределы этой веши, продолжаются в других вещах . " (там же. Т. 2. M., 1971, с. 127-128). Поэтому С. есть как бы переступание качества через само себя, когда С. превращается в "середину" между находящимися в соотношении вещами.
Не будучи особой вещью или отдельной метрической протяженностью, оно в то же время информирует всякое "внешнее" о "внутреннем мире" того качества А, которое его генерирует. С. способно пребывать во всем пространственно-временном континууме взаимодействия своего и иного - и в А, и в не-А, и между ними. "Качество есть свойство прежде всего лишь в том смысле, - утверждает Гегель, - что оно в некотором внешнем отношении показывает себя имманентным определением" (там же, с. 175). В некотором смысле С. совпадает с понятием качества. С. есть то, что, как и качество, составляет устойчивость вещи: "оно самостоятельная материя ... имеются многообразные такого рода самостоятельные материи, и вещи состоят из них", - читаем у Гегеля (там же, Т. 2, с. 127-128). Благодаря С. качество сохраняет себя в соотношении с иным, "не дает воли внутри себя посторонним положенным в нем воздействиям, а само показывает в ином силу своих собственных определений, хотя и не отстраняет от себя этого иного" (там же. Т. 1, с. 175). Обладая тем или иным С., нечто подвергается воздействию внешних влияний и обстоятельств. "Но качество (всякого) нечто в том-то и состоит, чтобы быть представленным этой внешности и обладать некоторым свойством" (там же. Т. 1, с. 186). Наличествуя через свое С. в ином, вещь переходит в нем во внешнее, воздействует на окружающее, на другие вещи, тем самым становясь причиной и сохраняя себя как действие.
В том случае, когда виртуальное существование С. Р, испущенного бытием А, интуитивно рассматривают где-то в пространстве внутри не-А, тогда С. есть момент своего внутри иного, т. е. положенность некоторого содержания А (или признака А) во внутренней структуре не-А. Под этим углом зрения С. представляет собой особое внутреннее отношение - своего рода эйдос, образ оригинала А внутри отражающего его не-А. "Свойство имеется лишь как способ взаимного отношения; оно поэтому внешняя рефлексия и сторона положенности веши" (там же. Т. 2, с. 121).
Когда же мы обращаем внимание на пребывание С на границе между А и не-А, в промежутке между ними, тогда С. можно определить как момент своего, проявленный вовне, как в зеркале, через поверхность иного. В этом - функциональном - измерении С. есть такая сторона связи А и не-А, которая представляет собой процесс размывания границ между ними: во-первых, обнаруживается стремление А посредством С. войти в не-А, изменить это не-А и расширить за его счет свою качественную определенность, во-вторых, налицо противодействие не-А, его активная реакция на экспансию извне, более сильное увязание не-А в А, что преображает А.
Категория С., следовательно, раскрывается с помощью таких основных категорий, как "свое" и "иное", "определенность", "вещь", "связь" и "отношение": многообразные свойства одной вещи актуализируются, выявляются "наружу" и укореняются "внутри" иных вещей благодаря связям и отношениям между определенностями своего и иного - через их взаимоотнесение и взаимодействие. С. выражают отличительное и тождественное в вещах. "Разъединяющие свойства" указывают на уникальность, неповторимость, единичность вещи и противопоставляют эту вещь всякой иной вещи "Общими свойствами" вещь, наоборот, едина со всеми или многими другими вещами.
Почему всякое С. таково, а не иное? Обсуждая этот вопрос, Лейбниц приходит к выводу, что в конечном счете определенность всякого С. предустановлена волею Бога. Сходен с выводом Лейбница и традиционный ответ материалистов всякая вещь есть модус материальной субстанции; у вещей именно такие, а не иные С. потому, что законы физического мира другими быть не могут, так уж устроена природа.
Для философии нового времени характерно идущее от Локка подразделение С. на абсолютные и относительные, первичные и вторичные. Например, Лейбниц понимает под первичными С. величину, фигуру, движение; ко вторичным С. он относит твердое и жидкое состояние тел, жесткость и мягкость, гладкость, шероховатость, упругость, хрупкость и т. д. (См.: Лейбниц Г. В. Соч. В 4 т. Т. 1. М-, 1982, с. 79, 81.) Выделяют также С., не обладающие интенсивностью, а потому и не меняющие ее (например, "материальный", "духовный"), и С., обладающие в "качестве" большей или меньшей интенсивностью (например, "масса", "красота").
Реисты (в частности Брентано, Котарбиньский) приписывают подлинную реальность лишь вещам, но не С. Напротив, объективные идеалисты наделяют большей реальностью именно С., но не вещи. Для них С. есть преимущественно форма существования общего. Вещь же ими редуцируется к "индивидуальному" и "единичному". Такая логика ведет к выводу о том, что С. объективно независимы от вещей. Субъективные идеалисты склонны отождествлять С. с ощущениями субъекта и отрицают независимость С. вещей от сознания человека. Согласно учению Беркли, существовать - значит быть воспринимаемым, а воспринимаемые вещи суть не более, чем комплексы "чувственных качеств", сумма ощущений индивидуального человека. Англоязычные философы-эмпирики тесно сближают между собой понятия С., качества и чувственного данного, подчас просто отождествляя их. Сторонники "теории типов" Б. Рассела обосновывают возможность устранить из языка имена собственные, обозначающие вещи, заменяя индивидные термины сугубо предикативными описаниями, прилагательными (общими С. и отношениями). В современной логике распространены особые трактовки С. (предиката), не совпадающие в ряде аспектов с общефилософским пониманием С.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Харизма как экстраординарное свойство лидера: общие представления

Романова Нелли Петровна
Представлены параметры, определяющие харизму. Рассматривается вопрос: является ли харизма исключительно врожденным качеством, которое нельзя выработать и развить, или приобретенным
Читать PDF
0.00 байт

Мечта как сущностное свойство человека

Стерледев Роман Константинович, Стерледева Тамара Дмитриевна
В статье рассматривается сущность мечты как способ реализации свободы человека. Исследование мечты как феномена ведется на основе новых понятий «мягкий» мир и «жесткий» мир.
Читать PDF
0.00 байт

Идентификация как имманентное свойство социальной жизнедеятельности

Горохов Павел Александрович, Кеидия Константин Зурабович
В данной статье рассматривается идентификация человека в социуме, которая определяет/ ся как процесс становления человека на основе выбора и формирования жизненной модели в социальном взаимодействии во имя личностной самоидентифик
Читать PDF
0.00 байт

Интенциональность как сущностное свойство духовности человека

Каюмов Шамиль Надилевич
В статье раскрывается духовность человека как проблема взаимодействие индивидуальности с всеобщим, культурным целым.
Читать PDF
0.00 байт

Фрактальность всеобщее свойство бытия

Меньчиков Геннадий Павлович
В статье производится философское осмысление фракталов. Оно позволяет пересмотреть взгляды не только на геометрические свойства пространства бытия, но и на пространство бытия в целом.
Читать PDF
0.00 байт

Системность как свойство и фундаментальный принцип организации живой природы

Андреев В. П.
Читать PDF
0.00 байт

Интерсубъективность как свойство культурно-символической формы

Бузский Марат Павлович
В статье рассмотрены проблемы формирования интерсубъективности, проанализированы современные подходы и концепции, выявляющие условия и основы ее функционирования, свойства и особенности взаимодействия с субъективностью личности.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие как базовое свойство социально-экономических систем

Осипова М.Ю., Буторина О.В.
На основе синтеза хронологического подхода и теории парадигмальных мировоззренческих волн исследования категории «развитие» выделены базовые этапы в трактовке сущности понятия «развитие».
Читать PDF
0.00 байт

Свобода как свойство человеческой личности и ее проявление в наказании

Медведева Маргарита Александровна
Эта работа о том, что совершение преступления ставит человека в положение раба по отношению к собственному же злу. Наказание же ведет к послушанию, а оно, в свою очередь, к свободе.
Читать PDF
0.00 байт

Воображение как свойство человека

Антипов Сергей Сергеевич
Статья посвящена исследованию феномена воображения в философско-антропологическом контексте. Воображение — это способность вызывать в сознании и произвольно сочетать образы предметов и событий.
Читать PDF
0.00 байт

"Облачное" свойство структурно-функционального метода политического исследования

Шестов Николай Игоревич
Статья посвящена анализу методологических проблем отечественной политической науки.
Читать PDF
0.00 байт

ОТРАЖЕНИЕ КАК ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ

Костоева Аза Аслановна
Каждый из нас является обладателем сознания, но наши знания о том, что оно собой представляет, каково его происхождении, сущность, структура – ограничены.
Читать PDF
0.00 байт

Феноменологические свойства категории «я»

Кулапин Борис Вадимович
В статье анализируется категория «Я», выделяются ее феноменологические свойства.
Читать PDF
0.00 байт

Основные атрибутивные свойства дискурса интеллигенции

Ишимская Е. В.
В статье представлена попытка раскрыть субстанциональные основания современного дискурса интеллигенции.
Читать PDF
0.00 байт

Логико-семиотические свойства доксоморфного дискурса

Нехаев Андрей Викторович
В статье предлагается логико-семиотический анализ такой особой познавательной формы, как мнение, артикулированной в виде определенной повествовательной структуры доксоморфного дискурса.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • СВОЙСТВО ДОПОЛНЯТЬ ДО ЦЕЛОГО

    см. Гештальткачества.
  • Часть, доля, значение, роль, свойство, признак, партия, класс

    Философский смысл термина: Счастье, кончина, гибель (Гомер); судьба, рок (Гомер, Софокл).
  • Основное свойство информационных систем

    основным свойством информационных систем является способность действовать и сохраняться в условиях недостаточности информации, что можно определить как опережающее отражение действительности
  • Латентное свойство

    скрытое, внешне не проявляющееся, психическое свойство, которое нельзя измерить непосредственно при тестировании, но можно выявить в результате анализа структуры связей между измеряемыми параме
  • Средство, снадобье, сила, могущество, власть, свойство, способность

    Философский смысл термина: Власть богов (Эврипид); значение, смысл имен (Платон, Лисий); силы как воплощения стихий - идей (Платон); свойство зрения (Аристотель), возможность (Аристотель о том, что суще
  • Вещь, свойство, отношение

    онтологические категории, отражающие структуру коррелята в его внутренней  и внешней детерминации. Вырастание понятия В. до уровня всеобщей категории происходит на наших глазах. До ХХ столетия в
  • Природа, существо, природное свойство

    Философский смысл термина: Природа, род (Софокл); естество (стоики); творение, существо, тварь (Диодор Сицилийский).
  • Признак-свойство

    внутри присущий признак предмета, признак, которым предмет обладает независимо от характера его связей с другими предметами.
  • Аналогия свойств

    аналогия, в которой переносимым признаком является свойство, отсутствующее у одного из явлений и имеющееся у другого.
  • Корпускулярно-волновые свойства частиц

    наличие у микрообъектов двух противоположных свойств — корпускулярных и волновых, которые неразрывно связаны между собой и которые одновременно присущи микрообъектам, действуют и определяют по
  • ДИСТРИБУТИВНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ СВОЙСТВА

    - общие свойства, принадлежащие каждому элементу множества (совокупности предметов, коллективу), которое они определяют. Так, свойство "быть русским поэтом" принадлежит каждому из элементов множе
  • ТОПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВРЕМЕНИ

    греч. topos место, местность, греч. logos - слово; понятие, учение) - совокупность таких качественных характеристик времени, как одномерность, непрерывность, временная упорядоченность, однонаправленност
  • Врожденные свойства

    термин, обозначающий генетически наследуемые характеристики организма.
  • СВОЙСТВЕННОСТЬ

    от лат. inhaerere - внести в нечто) - отношение качества к своему носителю, акциденции - к субстанции; это - существование одного "в" или "на" другом: напр., свойство круглости присуще окружности. Термин "сво
  • Существенные и несущественные свойства

    свойства вещей или явлений, различающиеся по той роли, к-рую они играют в явлениях и предметах. Без С. с. предмет существовать не может, но он может существовать без тех или иных Н. с. С. с. обусловлены