СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
время, необходимое человеку «для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил» (Маркс). Это время, к-рое остается, если из всего внерабочего времени вычесть часы, затраченные на сон, еду, уход за собой, приготовление пищи, проезд к месту работы и обратно. Чем большим С. в. располагают люди, тем в большей мере они могут проявить себя, обогатить человечество раскрытием тайн природы, новыми достижениями искусства. Более образованные и культурные люди делают общество богаче и в материальном отношении, т. к. их труд более производителен. Характер использования С. в. определяется общественным строем. При капитализме, где трудящиеся в своей массе отчуждены от мира духовного богатства, их С. в. либо означает свободу от работы (безработица), либо имеет тенденцию превращаться в пустое времяпрепровождение. По мере перехода к коммунизму рабочее и С. в. теряют свою былую противоположность, ибо труд в рабочее время становится творческим, свободным, а С. в. все больше посвящается активной творческой деятельности. При коммунизме мерилом богатства общества будет не рабочее, а С. в.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Свободное время
время, остающееся после выполнения трудовых обязанностей, необходимых для поддержания существования общества и отдельного человека, и обеспечивающих их действий (проезд на место работы и т.д.). В разумно устроенном обществе, в котором живут гармонично развитые люди, несвободное время могло бы быть сведено к минимуму. В самом деле, если труд для человека совпадает с его самодеятельностью, наука и техника обеспечивают оптимальные условия труда и быта, общество организует возможности заниматься любимым делом, то большая часть человеческой деятельности будет свободной (кроме неизбежных экстремальных ситуаций и вновь возникающих проблемных ситуаций). Однако реальные общество и люди в своей значительной части далеки от этого идеала. Поэтому в современном обществе проблема С.в. рассматривается в иной плоскости: как сделать, чтобы его увеличение не приводило к распаду общества и человека. Возрастание доли С.в. в обществе, ориентированном на максимум прибыли и потребительство, приводит не к неограниченному развитию творческих способностей, как мечтал об этом Маркс, но к трате его на бессмысленные развлечения, разврат, алкоголизм и наркоманию, немотивированные преступления. Без радикальной переоценки ценностей «свобода от» (необходимых обязанностей) не приводит к «свободе для» с положительным знаком, т.е. созидательной, реализуемой в совершенствовании себя и мира. Это ещё раз свидетельствует о том, каким разным содержанием может наполняться представление об «общечеловеческой» ценности свободы.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ (досуг)
часть внерабочего времени, к-рая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и расходуется на восстановление сила также на физическое и духовное развитие человека. С. в. охватывает учебу и самообразование, приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и т. п.), общественно-политическую активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и др., но может содержать также пассивный отдых (“ничегонеделание”) и даже антикультурные занятия. Социальная ценность С. в. в конкретно-исторической обстановке определенного общественного строя определяется его величиной (объемом), структурой и содержанием. По величине С. в. за последние десятилетия возросло в несколько раз, и ныне в развитых странах мира вопрос стоит о дальнейшем его росте за счет сокращения не столько рабочего времени, сколько времени, затрачиваемого на разные бытовые нужды (дорога, домашний труд, воспитание детей и т. п.). В структуре и содержании С. в. решающую роль играет соотношение “возвышенных” и “низменных” занятий. Маркс считал С. в. осн. “пространством” развития индивида, мерилом богатства коммунистического об-ва (Т. 46. Ч. II. С. 217). Известно, что увеличение С. в. сопровождается негативными социальными явлениями, в связи с чем ряд зап. социологов критически относятся к перспективам “об-ва досуга”. Социалистическая идея исходит из того, что ставит своей целью повышение уровня культурно-бытового обеспечения С. в. в интересах всестороннего развития человека.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
часть времени, остающегося у человека после обязат. обществ. труда. Общая структура бюджета времени трудящихся может быть подразделена на рабочее время и внерабочее, к-рое, в свою очередь, делится на четыре осн. части: затраты, связанные с работой на произ-ве, затраты на домашний труд и самообслуживание, время на сон и прием пищи и С. в. При исследовании С. в. целесообразно подразделение всего бюджета времени на свободное и необходимое. Необходимое время включает в себя как рабочее время, так и три первые группы затрат внерабочего времени. Человек может варьировать границы тех или иных необходимых затрат внерабочего времени, но он должен тратить время на воспроизводство своих физич. и духовных сил. Необходимая часть внерабочего времени является естеств. продолжением по отношению к нему рабочего времени и в известном смысле имеет служебный характер. Характеризуя границы необходимого времени, мы тем самым определяем и границы С. в. Вместе с тем следует учитывать, что с т. зр. развития человека С. в. также выступает как общественно необходимое, т.к. служит для развития личности. Этот факт и может быть критерием при решении спорных вопросов о том, куда отнести те или иные затраты времени. Транспортные расходы времени, напр., обычно не относят к С. в. Здесь, однако, требуется дифференциров. подход. Напр., если рабочий имеет возможность в пути прочитать газету и книгу, то нек-рая часть его транспортных затрат может быть отнесена к С. в. Категория С. в. – не просто количеств. мерило тех или иных жизненных процессов, оно включает в себя и их содержат. характеристику. Под влиянием научно-технич. прогресса, автоматизации произ-ва, к-рые обусловливают возможность и необходимость последоват. роста С. в. и изменения характера рабочего времени, грани между рабочим временем и С. в. начинают стираться. Этот процесс происходит и в социалистич. странах и в капиталистич. странах. Однако классовые антагонизмы капитализма и принудит. характер рабочего времени деформируют этот процесс. В социалистич. обществе увеличивающееся С. в. все больше расходуется людьми не только на пассивный отдых и развлечения, но и на творч. занятия (учеба, любительство, занятия искусством). Коммунизм окончательно снимает противоположность рабочего и С. в. С сокращением рабочего времени трудящихся коммунистич. общества до минимума обязат. труд потеряет существ. отличие от свободной деятельности и в перспективе сольется с ней. По Марксу, при коммунизме мерилом богатства общества станет не рабочее, а С. в. Лит.: Лилли С., Автоматизация и социальный прогресс, пер. с англ., М., 1958; Струмилин С. Г., Рабочий день и коммунизм, [М.], 1959; С. в. трудящихся, Красноярск, 1961; Внерабочее время трудящихся, Новосибирск, 1961; Иойрыш ?., Труд и коммунизм, М., 1961; Научно-технич. прогресс в СССР, М., 1962; Батищев Г. С., Методологич. аспекты формирования целостной личности. Сообщение II – Освоение культуры и С. в., "Докл. АПН РСФСР", 1962, No 2; Mялкин А. В., С. в. и всестороннее развитие личности, М., 1962; О чертах личности нового рабочего, М., 1963; Болгов В. И., Внерабочее время и уровень жизни трудящихся, Новосибирск, 1964; Пруденский Г. ?., Время и труд, М., 1964; Байкова В. Г., Дучал А. С., Земцов ?. ?., С. в. и всестороннее развитие личности, М., 1965; Волков Г. Н., Эра роботов или эра человека? (Социологич. проблемы развития техники), М., 1965; Friedmann G., O? va le travail humain?, 2 ?d., P., 1954; Revolution der Roboter, M?nch., 1956; Automation und Freizeit, W., 1957 (Schriftenreihe des Institutes f?r Sozialpolitik und Sozialreform, H. 7); De Grazia S., Of time, work and leisure, N. Y., 1962; Sk?rzy?ski Z., Mi?dzy praca a wypoczynkiem, Warsz., 1965. Г. Волков. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
социально-историческая категория, характеризующая один из модусов человеческой жизнедеятельности и совпадающая с частью внерабочего времени, остающейся у человека (группы, общества в целом) за вычетом необходимых его затрат, связанных с дорогой от дома до места работы, ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, сном, личной гигиеной и др. несвободными занятиями. Применительно к жизни современных развитых обществ различают.две основных функции свободного времени: функцию регенерации, восстановления сил человека, поглощаемых трудом и иными несвободными видами деятельности, и функцию духовного (культурного, эстетического и т. п.) и физического обогащения, развития личности. При этом свободное время характеризуется тремя основными параметрами: объемом (величиной), структурой и содержанием. Согласно общему определению, величина свободного времени зависит в первую очередь от продолжительности времени труда (включая дополнительный труд с целью заработка), а также от общего объема непреложных временных затрат, относящихся к внетрудовой сфере. Соответственно при более или менее устойчивой продолжительности рабочего дня во многих развитых ооществах главным путем увеличения объема свободного времени является развитие и совершенствование социально-бытовой инфраструктуры общества, внедрение в практику хозяйственной и культурной жизни рациональных принципов городского и промышленного строительства, расселения и т. п.
В зависимости от аспекта рассмотрения и задач анализа в структуре свободного времени обычно выделяют неодинаковое (до нескольких десятков) количество элементов. Приняв за основание классификации характер осуществляемой людьми свободной деятельности с т. зр. ее влияния на разностороннее развитие личности, можно получить ряд наиболее широких составных частей этой структуры. Таковы: активная творческая (в т. ч. общественная) деятельность; учеба, самообразование; культурное (духовное) потребление, имеющее индивидуальный (чтение газет, книг, просмотр телепередач и т. д.), групповой (семейный) или публично-зрелищный (посещение кино, театров, стадионов и т. д.) характер; физические занятия (спорт, прогулки, туризм и т. д.); любительские занятия типа хобби; занятия, игры с детьми, товарищеские встречи, общение с др. людьми; пассивный отдых; занятия, совпадающие с явлениями антикультуры (злоупотребление алкоголем, наркомания, преступность и др.). В результате при одном и том же объеме свободного времени его структура в жизни разных людей может быть далеко не одинаковой — более и менее диверсифицированной и эффективной.
То же, только в еще большей степени, следует сказать о содержании свободного времени, т. е. о том или ином конкретном наполнении людьми различных видов своей свободной деятельности, о тех или иных качественных особенностях реализуемых ими занятий, интегрируемых в различных типах образа жизни. При этом в данном случае главными факторами, влияющими на содержание свободного времени, оказываются уже не столько персональные свойства отдельной личности, сколько базовые характеристики различных типов обществ, начиная с господствующих в них цивилизаций, присущих им моделей и стандартов традиционных и новых культур, и кончая общим уровнем модернизации обществ, в т. ч. развитием в них материально-технической и социокультурной баз досуга.
Лит.: Трушин Б. А. Свободное время. Актуальные проблемы. М., 1967; Гордон Л. А., Клопов Э. В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М., 1972; Пруденскии Г. А. Проблемы рабочего и внерабочего времени. М., 1972; Патрушев В. Д. Изменения в использовании свободного времени городского населения за двадцать лет (1965—1986).— «Социологические исследования», 1991, № 3; DumaydierJ. Vers civilisation de la loisir? P., 1962.
Б. А. Трушин

Источник: Новая философская энциклопедия

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у чело­века (группы, общества) за вычетом разного рода не­преложных, необходимых затрат. Границы С. в. опреде­ляются на основе различения в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (вклю­чая дополнит. труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в составе последнего различных элементов занятого (несвободного) времени.
В жизни совр. общества явление С. в. отличается большой сложностью, отражает существ. характери­стики того или иного типа общества, наполняется раз­личным, подчас весьма противоречивым, содержанием. В развитых капиталистич. странах наряду с положит. тенденцией увеличения С. в. неизменно присутствуют негативные тенденции заполнения сферы досуга явле­ниями антикультуры (наркомания, преступность и т. п.), т. н. «массовой культурой» и др. занятиями, свой­ственными «потребительскому обществу». Примени­тельно к условиям социализма можно говорить прежде всего о двух осн. функциях С. в.: функции восстановле­ния сил человека, поглощаемых сферой труда и иных непреложных занятий, и функции духовного (идейного, культурного, эстетич. и т. п.) и физич. развития чело­века, приобретающей все большее значение. Именно ее имея в виду, К. Маркс говорил, что время «...остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего открывается простер для свободной деятельности и развития. Время - это ? p о с т о p для развития спо­собностей...»
Как социально-историч. категория С. в. характери­зуется тремя осн. параметрами: объемом (величиной), структурой и содержанием. Величина С. в. зависит в первую очередь от продолжительности времени тру­да, характерной для того или иного общества, т. е. от общей величины внерабочего времени. Социалистич. об­щество последовательно стремится сократить величи­ну рабочего дня. Вместе с тем на совр. этапе развития объем С. в. в значит. степени определяется временем, затрачиваемым на нек-рые непреложные затраты в рам­ках внерабочего времени, в первую очередь на бытовые нужды и транспорт. Поэтому гл. путями увеличения объема С. в. являются развитие и совершенствование служб быта, внедрение в практику более рациональных принципов гор. и пром. стрва, расселения и т. д.
В зависимости от аспекта рассмотрения и задач ана­лиза в структуре С. в. обычно выделяют неодинаковое (до неск. десятков) количество элементов. Приняв за основание классификации характер осуществляемой че­ловеком в С. в. деятельности с т. зр. ее влияния на развитие человеч. личности, можно получить ряд наи­более широких составных частей, образующих струк­туру С. в. Это - активная творч. (в т. ч. обществ.) деятельность; учеба, самообразование; культурное (ду­ховное) потребление, имеющее индивидуальный (чте­ние газет, книг и т. п.) и публично-зрелищный (посе­щение кино, театров, музеев и т. д.) характер; физич. занятия (спорт и т. п.); любительские занятия типа хоб­би; занятия, игры с детьми; товарищеские встречи, общение с др. людьми; пассивный отдых; затраты вре­мени, совпадающие с явлениями антикультуры (напр., злоупотребление алкоголем). Т. о., при одном и том же объеме С. в. его структура может быть более или менее прогрессивной. Гл. пути совершенствования структуры С. в. в условиях социализма увеличение объема С. в., создание мощной материально-техни­ческой базы досуга, повышение эффективности орга­низаторской и идеологической работы с трудящимися и т. д.
Конкретные занятия человека и их качество в рам­ках той или иной деятельности в С. в. составляют его содержание. Обеспечение содержания С. в., соответст­вующего целям коммунистич. строительства - дли­тельный процесс, связанный с дальнейшим изменением положения личности в сфере экономич., политич., ду­ховной жизни общества, в частности - с более широ­ким привлечением трудящихся к политич. творчеству, управлению социальными процессами, с расцветом об­щей культуры масс и т. п.

Источник: Советский философский словарь

Свободное время 
время, остающееся за вычетом необходимого времени (т. е. рабочего времени, времени, затрачиваемого на дорогу к месту работы и обратно, на домашний труд, на удовлетворение физиологических потребностей — сон, питание и т. п.) и используемое человеком по своему усмотрению в зависимости от уровня культуры, материального дохода и физического состояния. Наличие С. в. хотя бы у части членов общества — важное условие общественного развития. Чем больше С. в. у членов общества и чем значительнее часть его, уделяемая развитию производства и культуры, тем выше темпы социального прогресса. В конце концов наступит такой этап в развитии общества, писал Маркс, когда «мерой богатства будет... отнюдь уже не рабочее время, а свободное время» (т. 46, ч. II, с. 217). Проблема С. в. тесно связана с проблемой всестороннего развития личности. С. в. необходимо человеку для участия в общественно-политической жизни, для дополнительного творческого труда в области техники, науки, искусства, для развития духовных и физических способностей, а также для отдыха и развлечений. «Свободное время, — писал Маркс, — представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности — разумеется, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта...» (т. 46, ч. II, с. 221). У людей, принадлежащих к различным социальным группам, на разных ступенях развития общества С. в. различается как по объему, так и по структуре. В рабовладельческом и феодальном обществе трудящиеся — рабы и крепостные — практически были лишены С. в. Из-за неравномерного распределения труда оно было достоянием господствующих классов. Это положение характерно и для буржуазного общества, хотя в нем благодаря гигантскому росту производительных сил появляется возможность образования С. в. и у трудящихся. Она превращается в действительность в итоге многолетней борьбы рабочего класса, прежде всего за сокращение рабочего дня. С. в. — величайшее завоевание трудящихся. Обеспечение все возрастающего по своему объему С. в. всем членам общества — одна из целей идущей на смену капитализму коммунистической общественно-экономической формации. С. в. растет, во-первых, за счет сокращения рабочего времени в результате роста производительности труда и более равномерного распределения труда между всеми членами общества; во-вторых, за счет сокращения времени на передвижение к месту работы и обратно, на домашний труд, на уход за детьми и т. п. Наибольший прирост С. в. при сохранении все нарастающих темпов развития обеспечивают мероприятия, направленные на сокращение именно этой части внерабочего необходимого времени. Социальное значение С. в. определяется тем, какова его структура, насколько заполнено оно деятельностью, важной для жизни и развития общества, включает ли оно такие элементы, как творческий труд, общественно-политическая деятельность, повышение квалификации, образовательного и культурного уровня, воспитание детей, занятия искусством и спортом, игры или же, наоборот, бездеятельный отдых. Характер использования С. в. во многом определяет культурный уровень и квалификацию, физическое состояние и настроение человека и тем самым влияет на эффективность использования им рабочего времени. За годы социализма изменилась не только величина С. в. трудящихся, но и его структура. Все большая часть его посвящается таким занятиям, которые способствуют развитию личности труженика. А это, в свою очередь, позволяет полнее использовать возможности техники, повышать производительность труда. Именно в этом смысле Маркс назвал С. в. величайшей производительной силой. Раскрывая взаимосвязь рабочего времени, производительности труда и С. в., Маркс писал: «Сбережение рабочего времени равносильно увеличению свободного времени, т. е. времени для того полного развития индивида, которое само, в свою очередь, как величайшая производительная сила обратно воздействует на производительную силу труда» (т. 46, ч. II, с. 221). Усложнение задач, стоящих перед обществом, предполагает все более полное участие граждан в общественно-политической жизни, в управленческой деятельности, а возможности для этого открывает рост С. в. Глубокие положительные сдвиги в структуре С. в. не должны заслонять многочисленные факты далеко не эффективного использования его частью населения, когда значительная доля его все еще посвящается развлечениям и бездеятельному отдыху. Неумение разумно использовать С. в., его «пустота», скука являются одной из причин пьянства, хулиганства и преступности. Намеченные программой коммунистического строительства рост благосостояния трудящихся, повышение их культурного уровня, расширение материально-технической базы досуга (увеличение числа театров, концертных залов, библиотек и клубов, спортивных баз и т. п.), дальнейшее совершенствование форм и содержания коммунистического воспитания, развитиесамодеятельных организаций населения, активизация деятельности общественных учреждений, занимающихся организацией С. в. трудящихся, воспитанием и развитием их вкусов, потребностей, несомненно, помогут улучшить структуру С. в., добиться более разумного его использования.

Источник: Научный коммунизм. Словарь



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.43 мб

Свободное рабочее время

Анатолий Вассерман
Самосовершенствоваться можно и в своей профессии
Читать PDF
120.53 кб

Свободное время в жизни общества

Арямов Андрей Валентинович, Арямова Татьяна Викторовна
Целью статьи является изучение свободного времени в жизни общества и отношение к нему населения.
Читать PDF
141.72 кб

Городская среда и свободное время

Закиров Р. С., Смагина Ю. А.
Читать PDF
195.98 кб

Занятия россиян в свободное время

Арямова Татьяна Викторовна
В статье представлен обзор досуговой активности россиян. Рассматриваются основные виды досуга, а также место и роль свободного времени в повседневной жизни.
Читать PDF
684.50 кб

Свободное время Пермской молодежи

Разинская В.Д.
Представлены результаты исследования, посвященного выяснению характера использования свободного времени разными социальными группами молодежи Перми.
Читать PDF
386.69 кб

Свободное время: теоретический аспект

Жамсуева Ольга Сергеевна
В статье анализируется понятие «свободное время», описываются различные подходы к его определению. Автор рассматривает его структуру через схему бюджета времени.
Читать PDF
2.11 мб

Свободное время как ресурсное состояние человека

Юркова Марина Григорьевна
Рассматривается жизненный путь как проблема личности и свободное время как часть времени жизни. Понимание субъектом свободного времени как субъективной ценности зависит от его частично осознанных, частично неосознанных установок.
Читать PDF
214.18 кб

Досуг в России: «Свободное» время и его использование

Стивен Ловелл
Читать PDF
486.31 кб

Свободное время и развитие социокультурной деятельности

Стрельцов Юрий Андреевич
Читать PDF
210.55 кб

Свободное время - редкость, главное - уметь его провести!

Читать PDF
26.10 мб

ДЕФЕТИШИЗИРОВАТЬ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ: ОТ АКРАСИИ - К ПРОФАНАЦИИ

Погребняк Александр
Образы свободного времени используются сегодня, чтобы создать видимость преодоления отчужденного труда. Благодаря этому эксплуатация работника, занятого непрерывной «самореализацией», становится более эффективной.
Читать PDF
402.08 кб

Свободное время в субъективных оценках молодежи Хабаровского края

Салтыкова Валерия Евгеньевна
В статье рассмотрена категория свободного времени, проанализированы наиболее и наименее популярные виды времяпрепровождения среди молодежи Дальнего Востока России по данным социологических исследований [1].
Читать PDF
626.51 кб

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ КАК НОВАЯ ФОРМА ТРУДА: ЦИФРОВЫЕ ПРОФЕССИИ И КАПИТАЛИЗМ

Афанасов Николай Борисович
Статья предлагает критический подход к актуальной дискуссии об увеличении свободного времени и уменьшении количества труда в цифровой экономике.
Читать PDF
115.73 кб

Основные требования к организации среды для свободного времяпрепровождения

Смагина Ю. А., Закиров Р. С.
Читать PDF
162.30 кб

Теоретико-методологические подходы к пониманию категории «Свободное время»

Силко Валерия Евгеньевна
Существует множество определений категории «свободное время», в статье рассмотрено значение понятия свободного времени с позиции разных научных школ и выявлены теоретико-методологические подходы к его пониманию.