(Communionof Saints, The). На протяжении многих веков верующие, при чтении Апостольского символа веры, подтверждали свою веру в " общение святых ". Эта фраза не обнаружена ранее V в. н.э. и, по всей видимости, должна считаться позднейшим добавлением к символу. Ни в каких восточных символах веры ее нет.
Смысл общения святых толкуют поразному. Согласно традиционной и, вероятно, наиболее убедительной интерпретации, речь идет о союзе всех верующих, живых или мертвых, во Христе; тем самым подчеркивается их общая жизнь во Христе, когда всем вместе ниспосланы благословения Божьи. Некрые средневековые комментаторы, включая Фому Аквинского, прочли фразу как "общение в святых предметах " (латинский текст позволяет такое прочтение) и отнесли ее к совершению таинств, прежде всего к евхаристии. Другие теологи, напр. К. Барт, соединили обе концепции в одну. Реформаты и другие протестанты, как правило, еледуют традиционной интерпретации, иногда ограничивая ее содержание кругом живых верующих.
Католики и англокатолики обычно приводят эту статью Апостольского символа, чтобы обосновать молитвы за мертвых. Однако поскольку эти молитвы не санкционированы Библией, подобные заключения представляются неприемлемыми.
К традиционной концепции, согласнокрой "общение святых" подразумевает существующее единство всех верующих во Христе и разделяемую ими благодать Христову, следует добавить более позднее положение о том, что это единство необходимо актуализировать в Церкви. Вера в общение святых нечто большее, чем просто подтверждение единства: она призывает членов Церкви к братству, взаимоотдаче, к разделению "всех даяний добрых", полученных от Бога.
F.Q. G0UVEA(пер. Ю.Т.) Библиография: К. Bart, Dogmatics in Outline; J.Pearson, Exposition of the Creed; J. K5stlin, SHERK, III, 181182.
См. также: Апостольский символ веры; Общение; Молитвы об усопших.