СВЯТЫЕ МЕСТА
"Святые места"
места, связанные с различными событиями церк. истории, деяниями Христа, богородицы, «святых» и служащие объектами паломничества верующих. Это реки, озера, горы, холмы, деревья, могилы «святых» и т. п. По суеверным представлениям, паломничество к святыням якобы приносит исцеление от недугов, исполнение разного рода желаний. У католиков широкой известностью пользуется французский г. Лурд с его «святыми источниками», вода к-рых будто бы обладает чудодейственной силой. Советским законодательством запрещено совершать обманные действия с целью возбуждения суеверий в массах верующих, проводить у «С. м.» всякого рода «исцеления», пророчества и организацию «чудес».
"СВЯТЫЕ МЕСТА"
места, почитаемые верующими в связи с религ. легендами и являющиеся обычно объектами паломничества. Чаще всего это места, где будто бы жили или проповедовали мифич. основатели и деятели тех или иных религий. Наиболее известные «С. м.» у христиан - Иерусалим, Вифлеем и др. селения Палестины, к к-рым якобы имели отношение Христос, Мария, Иоанн Креститель и пр. еванг. персонажи; у сторонников ислама - Медина, Мекка, связанные с жизнью полулегендарного Мухаммеда. Почитание «С. м.» и паломничество к ним служат способом разжигания религ. фанатизма, а вместе с тем и источником огромных доходов для церк. орг-ций. Поэтому вокруг «С. м.» постоянно ведется настойчивая борьба между соперничающими церквами, подогреваемая к тому же правительствами феод. и капиталистич. гос-в, не раз находившими в этой борьбе поводы для вмешательства в дела др. стран, гл. о. на Бл. Востоке. Религ. лозунгами «освобождения С. м.» («гроба господня») прикрывались, напр., крестовые походы зап.европейских феодалов па Бл. Восток.
СВЯТЫЕ МЕСТА
места, связанные, согласно религ. представлениям, с деяниями богов и святых, теми или иными событиями «св. истории», различными чудо-творениями и являющиеся объектами поклонения верующих, совершающих паломничество к ним. С. м. имеются практически во всех религиях. Наряду с широко почитаемыми (Палестинские святыни у христиан, Мекка и Медина у мусульман и др.) существует много таких С. м., поклонение к-рым носит региональный, а зачастую местный характер. Духовенство способствует распространению слухов о «чудесных исцелениях» и пр. чудесах, якобы происходящих у С. м., т. к. паломничество к ним приносит огромные доходы религ. орг-циям. В бурж. странах С. м. широко рекламируются с помощью средств массовой информации, а паломничество поставлено на коммерч. основу (см. Лурд, Фатима). Вера в С. м. нередко используется разного рода околорелиг. шарлатанами, спекулирующими на фанатизме и суевериях. В нашей стране, в часта, в республиках Ср. Азии, на Сев. Кавказе, организацией паломничества занимаются, как правило, самозваные муллы. Всякое попустительство их противозаконной деятельности способствует культивированию не-вежеств. взглядов и представлений, распространению суеверий, подогреванию религ. фанатизма.
Источник: Атеистический словарь
СВЯТЫЕ МЕСТА
места, к-рые, по религ. представлениям, связаны с посещениями богов и святых, с разл. событиями «свящ. истории», чудотворениями и являющиеся объектом поклонения верующих. С. м. существуют во всех религиях. У христиан особым почитанием пользуются святыни в Палестине, где якобы жил, проповедовал, принял мученическую смерть и воскрес Иисус Христос, а также происходили др. события, нашедшие отражение в новозаветн. книгах. РПЦ имеет и собственные С. м., к-рые фабриковались на протяжении столетий. Являясь своеобразными центрами религ. пропаганды, собиравшими значит, число паломников, они приносили церкви большие доходы. Для привлечения паломников распространялись слухи о разл. чудесах, происходивших якобы у С.м. Такими С. м. были в первую очередь храмы и монастыри, где покоились мощи святых, хранились чудотворные иконы и прочие святыни, а также чудотворные источники, горы, холмы и т. п., где «неожиданно» являлась к.-л. икона или «видение», порождавшие всевозможные небылицы. Привлекая большое число богомольцев, С. м. всегда были рассадниками невежества, способствовали росту и укреплению религ. фанатизма. Ныне кол-во паломников у С. м. значительно уменьшилось, хотя ряд правосл. святынь, как и прежде, являются объектами поклонения верующих.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7