СВЯТЫЕ МЕСТА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

"Святые места"
места, связанные с различными событиями церк. истории, деяниями Христа, богородицы, «святых» и служащие объектами паломничества верующих. Это реки, озера, горы, холмы, деревья, могилы «святых» и т. п. По суеверным представлениям, паломничество к святыням якобы приносит исцеление от недугов, исполнение разного рода желаний. У католиков широкой известностью пользуется французский г. Лурд с его «святыми источниками», вода к-рых будто бы обладает чудодейственной силой. Советским законодательством запрещено совершать обманные действия с целью возбуждения суеверий в массах верующих, проводить у «С. м.» всякого рода «исцеления», пророчества и организацию «чудес».

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

"СВЯТЫЕ МЕСТА"
места, почитаемые верующими в связи с религ. легендами и являющиеся обычно объектами паломничества. Чаще всего это места, где будто бы жили или проповедовали мифич. основатели и деятели тех или иных религий. Наиболее известные «С. м.» у христиан - Иерусалим, Вифлеем и др. селения Палестины, к к-рым якобы имели отношение Христос, Мария, Иоанн Креститель и пр. еванг. персонажи; у сторонников ислама - Медина, Мекка, связанные с жизнью полулегендарного Мухаммеда. Почитание «С. м.» и паломничество к ним служат способом разжигания религ. фанатизма, а вместе с тем и источником огромных доходов для церк. орг-ций. Поэтому вокруг «С. м.» постоянно ведется настойчивая борьба между соперничающими церквами, подогреваемая к тому же правительствами феод. и капиталистич. гос-в, не раз находившими в этой борьбе поводы для вмешательства в дела др. стран, гл. о. на Бл. Востоке. Религ. лозунгами «освобождения С. м.» («гроба господня») прикрывались, напр., крестовые походы зап.европейских феодалов па Бл. Восток.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

СВЯТЫЕ МЕСТА
места, связанные, согласно религ. представлениям, с деяниями богов и святых, теми или иными событиями «св. истории», различными чудо-творениями и являющиеся объектами поклонения верующих, совершающих паломничество к ним. С. м. имеются практически во всех религиях. Наряду с широко почитаемыми (Палестинские святыни у христиан, Мекка и Медина у мусульман и др.) существует много таких С. м., поклонение к-рым носит региональный, а зачастую местный характер. Духовенство способствует распространению слухов о «чудесных исцелениях» и пр. чудесах, якобы происходящих у С. м., т. к. паломничество к ним приносит огромные доходы религ. орг-циям. В бурж. странах С. м. широко рекламируются с помощью средств массовой информации, а паломничество поставлено на коммерч. основу (см. Лурд, Фатима). Вера в С. м. нередко используется разного рода околорелиг. шарлатанами, спекулирующими на фанатизме и суевериях. В нашей стране, в часта, в республиках Ср. Азии, на Сев. Кавказе, организацией паломничества занимаются, как правило, самозваные муллы. Всякое попустительство их противозаконной деятельности способствует культивированию не-вежеств. взглядов и представлений, распространению суеверий, подогреванию религ. фанатизма.

Источник: Атеистический словарь

СВЯТЫЕ МЕСТА
места, к-рые, по религ. представлениям, связаны с посещениями богов и святых, с разл. событиями «свящ. истории», чудотворениями и являющиеся объектом поклонения верующих. С. м. существуют во всех религиях. У христиан особым почитанием пользуются святыни в Палестине, где якобы жил, проповедовал, принял мученическую смерть и воскрес Иисус Христос, а также происходили др. события, нашедшие отражение в новозаветн. книгах. РПЦ имеет и собственные С. м., к-рые фабриковались на протяжении столетий. Являясь своеобразными центрами религ. пропаганды, собиравшими значит, число паломников, они приносили церкви большие доходы. Для привлечения паломников распространялись слухи о разл. чудесах, происходивших якобы у С.м. Такими С. м. были в первую очередь храмы и монастыри, где покоились мощи святых, хранились чудотворные иконы и прочие святыни, а также чудотворные источники, горы, холмы и т. п., где «неожиданно» являлась к.-л. икона или «видение», порождавшие всевозможные небылицы. Привлекая большое число богомольцев, С. м. всегда были рассадниками невежества, способствовали росту и укреплению религ. фанатизма. Ныне кол-во паломников у С. м. значительно уменьшилось, хотя ряд правосл. святынь, как и прежде, являются объектами поклонения верующих.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
552.53 кб

О святых местах

Достопочтенный Беда
Читать PDF
82.41 кб

Трактат Беды Достопочтенного «о святых местах»

Тоскин Александр Юрьевич
This publication presents the first Russian translation of the Venerable Bede’s treatise On the Holy Places.
Читать PDF
241.79 кб

Документы о паломничестве Н. В. Гоголя к Святым местам

Виноградов И. А.
Публикация представляет собой свод документальных свидетельств о паломничестве Гоголя к Святым Местам. Большая часть документов публикуется впервые.
Читать PDF
123.46 кб

Традиция поклонения святым местам на Русском Севере в XIX в

Алексеева Надежда Викторовна
В статье дается представление о традиции паломничеств в среде севернорусского населенияXIXв.
Читать PDF
184.43 кб

"Путешествие Эгерии к святым местам": несколько слов о рукописи

Черняк Александр Борисович
Статья посвящена рукописи «Путешествия Эгерии по святым местам», codex Aretinus VI,3 s.XI
Читать PDF
258.25 кб

"Путешествие Эгерии к святым местам": 3. Несколько слов о жанре текста

Черняк Александр Борисович
Читать PDF
388.14 кб

К вопросу о культовых местах и святилищах населения черняховской культуры

Ярцев С. В.
В статье исследуются сложные вопросы религиозной жизни населения черняховской культуры. В ходе миграции северных племен изначальные религиозные представления и обряды варваров подвергались трансформации.
Читать PDF
211.21 кб

"путешествие Эгерии к святым местам" 6: к проблеме восстановления подлинного текста Эгерии

Черняк Александр Борисович
Читать PDF
110.20 кб

Молитвенный дискурс в контексте «Путешествия по Святым местам в 1830 году» А. Н. Муравьева

Сафатова Е. Ю.
Читать PDF
202.14 кб

Соперничество великих держав по вопросу о контроле над Святыми местами в 1840-1860-е гг. (по материа

Мцхвариашвили Александра Димовна
The article describes the main issues of the Russian foreign policy in the Middle East in the context of the rivalry of European states. The author points out the role of count N.P.
Читать PDF
185.10 кб

Проскинтарий Хождение старца Арсения Суханова в 7157 году во Иерусалим и прочия святыя места для опи

Мальцев Леонид Алексеевич
Читать PDF
250.93 кб

Борьба советской власти с православным паломничеством к «Святым местам» в СССР 1950–1970-х годов (по

Степнова Дарья Александровна
На обширной источниковой базе, в первую очередь, на архивном материале, характеризуются православные «святые места» Пензенской области (22 «святых источника» «союзного масштаба», «святые» ключи «местного уровня»).
Читать PDF
268.28 кб

Борьба со «Святыми местами» в Волго-Уральском регионе в 1950-1960-е годы в контексте государственной

Гусева Ю. Н.
В статье рассматриваются конкретные инициативы и решения партийных, советских орга- нов и Духовного управления мусульман Европейской России и Сибири (ДУМЕС) в отношении неофициально действовавших мулл и т.н.
Читать PDF
224.83 кб

Суфийские братства, «Бродячие муллы» и «Святые места» Среднего Поволжья в 1950-1960-е годы как прояв

Гусева Ю. Н.
В статье анализируются данные, отражающие «теневые», с точки зрения государства, явления, характерные для махалля средневолжских областей.
Читать PDF
245.12 кб

Из истории практики отбора советских мусульман-паломников для свершения хаджа в святые места в 1944-

Хакимов Рашид Шавкатович
На примере Урала рассматривается система отбора кандидатур паломников для совершения хаджа мусульман из СССР в святые места (Мекку и Медину).