СВЯТОЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СВЯТОЙ
абсолютно чистый, совершенный. Образец святости дан жизнью Христа. В более широком смысле мы называем святыми тех усопших, кому уже уготовано небесное блаженство. Различают святого (приносящего свою телесную жизнь в жертву жизни духовной), мудреца (считающего добродетелью «равновесие» между физическими желаниями и духовными устремлениями: Платон) и героя, прославившегося своими подвигами во время войны или на Олимпиаде, или историческая самореализация: великий политический деятель, ученый или философ, чье творчество знаменательно для той или иной эпохи. Иными словами, судьба героя – сугубо земная; мудрец приводит в равновесие физические потребности и духовные устремления; святой же хочет жить лишь жизнью духа. Понятие святости – сугубо христианское понятие, причем духовная отрешенность здесь связывается с идеей физического страдания: в святости есть что-то «драматическое», и этот драматизм совершенно чужд индийской «аскетике»: аскет не преодолевает свою физическую жизнь, а просто не чувствует ее; именно поэтому у святого нет ничего общего, например, с «факиром».

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

СВЯТОЙ
от лат. sanctus — сакральный): абсолютно чистый, совершенный. Образец святости дан жизнью Христа. В более широком смысле мы называем святыми тех усопших, кому уже уготовано небесное блаженство. Различают святого (приносящего свою телесную жизнь в жертву жизни духовной), мудреца (считающего добродетелью «равновесие» между физическими желаниями и духовными устремлениями: Платон) и героя (чье предназначение — физическая самореализация, например, древнегреческий герой, прославившийся своими подвигами во время войны или на Олимпиаде, или историческая самореализация: великий политический деятель, ученый или философ, чье творчество знаменательно для той или иной эпохи). Иными словами, судьба героя — сугубо земная; мудрец приводит в равновесие физические потребности и духовные устремления; святой же хочет жить лишь жизнью духа. Понятие святости — сугубо христианское понятие, причем духовная отрешенность здесь связывается с идеей физического страдания: в святости есть что-то «драматическое», и этот драматизм совершенно чужд индийской «аскетике»: аскет не преодолевает свою физическую жизнь, а просто не чувствует ее; именно поэтому у святого нет ничего общего, например, с «факиром».

Источник: Философский словарь

Святой
Это слово употребляется в двух значениях, религиозном и нравственном. Богословие называет святым человека, который благодаря вере, надежде или милосердию достигает единения с Богом (единственным, кто абсолютно свят). Святой любит Бога превыше всего на свете и больше себя самого. Силой этой любви он обретает спасение и вечное блаженство в Царствии Небесном. Разумеется, все его поступки высоконравственны, но руководствуется он не столько чувством долга, сколько любовью и верой.
С точки зрения морали святой – тот, чья воля полностью согласуется с нравственным законом, воспринимаемым не как обязанность или долг (что подразумевает принуждение), а как проявление свободы (что подразумевает независимость в поступках). По Канту, это достигается только в Боге («Критика практического разума», I, Аналитика чистого практического разума, § 7, примечания) или после смерти (там же, О диалектике чистого разума, IV). Из чего не следует, конечно, что всякий, кто не считает себя кантианцем, волен уклоняться от исполнения нравственного долга. В широком смысле слова мы называем святым человека, который всегда и во всем остается верен этому долгу.
Именно поэтому святой может быть атеистом, а атеист – святым. Впрочем, такое встречается нечасто. И не только потому, что посредственность – явление куда более распространенное, как среди верующих, так и среди неверующих, но и потому, что большинство святых (если допустить, что таковые существуют, либо в той мере, в какой их можно считать святыми) на самом деле искренне верят в истинность того, что любят и что ими движет. Они правы в том смысле, что эта истина существует в них самих, то есть они сами и являются этой истиной. Но они, возможно, заблуждаются, полагая, что эта истина существует помимо них, помимо мира, как некий абсолют. Все мы, какими бы грешниками ни были, порой творим добро – с этим не поспоришь. Но разве из этого следует, что Добро существует независимо от нас и творит нас?
И в нравственном, и в религиозном смысле слова святой отличается от мудреца, который не нуждается ни в вере, ни в надежде, ни в подчинении чему бы то ни было. Бог? Спасение? Закон? Мудрецу нет дела до этих абстракций. Он согласен оставить их философам, которым без них никуда.
Мудрец и святой, как сказал Хайдеггер, существуют по соседству, но на разных горных вершинах.
Святой обитает на вершине веры или нравственности.
Мудрец – на вершине этики.
Внешне они так похожи, что их нетрудно спутать, тем более что ничто не мешает, во всяком случае теоретически, одному и тому же человеку быть одновременно и святым, и мудрецом. Но мудрецу ни к чему святость, а святому – мудрость.
То, что ни абсолютной мудрости, ни абсолютной святости не существует, представляется очевидным (разве вершина может быть абсолютной?), хотя это не значит, что ни то ни другое невозможно. Чувство смирения заставляет нас отдать пальму первенства святому. Чувство юмора – мудрецу.

Источник: Философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
283.53 кб

Социально-философский анализ аватона Святой горы Афон в современном европейском культурном пространс

Карвунис Юлия Алексеевна
Сделана попытка провести социально-философский анализ феномена аватона Святой горы Афон (Греция) в его взаимосвязи с Европейским союзом, на территории которого располагается данная монастырская республика.
Читать PDF
2.59 мб

Святой фома Аквинский и становление российской философской медиевистики (размышления по поводу публи

Душин О. Э.
Читать PDF
57.33 кб

На святой земле Гуанинь

Малинина Елизавета Евгеньевна
Духовное странничество как возможность внутреннего обновления.
Читать PDF
99.44 кб

Об одном подобии Святой Троицы

Салиба Х. М.
Читать PDF
0.00 байт

Средневековая теория восприятия: на материале «Откровений» святой Бригитты Шведской

Першин Ярослав Викторович
Средневековая теория познания и восприятия объектов реальности отличалась от современной, и в то же время внутри нее самой существовали разночтения.
Читать PDF
804.65 кб

«Святой старец Григорий новый»: категориальная семиотика образа

Прилуцкий Александр Михайлович
Анализируется специфика семиотической структуры образа Григория Распутина, который, несмотря на жесткую критику со стороны иерархов Русской православной церкви, является культовой фигурой для многих маргинальных направлений правос
Читать PDF
847.69 кб

Теологическая самоидентификация: святой. Начало пути

Пешкова Татьяна Викторовна, Быкова Татьяна Владимировна
Статья посвящена исследованию феномена русской святости в философских формах метафизики с позиций современной теории опыта.
Читать PDF
318.00 кб

Структура и содержание смыслового ядра типоса «Святой»

Пешкова Татьяна Викторовна, Быкова Татьяна Владимировна
Данная статья является частью исследования «Феномен русской святости (теоретико-методологический аспект)».
Читать PDF
318.01 кб

Святой Фотий, патриарх константинопольский, о философе иоанне филопоне (Bibliotheca: cod. 21-23, 43,

Иванов Игорь
В статье говорится о состоянии дел в современном изучении богословско-философского наследия святого Фотия, патриарха Константинопольского, и в частности о его труде «Библиотека». Кратко характеризуется ее тематическое содержание.
Читать PDF
81.69 кб

Международный проект кафедры философии ПСТГУ (православный Свято-Тихоновский гуманитарный университе

Читать PDF
879.38 кб

Антропологические воззрения Святого кирилла Туровского в контексте христианского учения о человеке

Бондарь Станислав Васильевич
Читать PDF
1.84 мб

Святого Григория Чудотворца «Благодарственная речь Оригену»

Н. И. Сагарда
Читать PDF
1.75 мб

Святого Григория Чудотворца «Благодарственная речь Оригену». Письмо Оригена к св. Григорию Чудотворц

Н. И. Сагарда
Читать PDF
1.06 мб

Святого Григория Чудотворца, епископа Неокессарийского, «К Феопомпу о возможности и невозможности ст

Н. И. Сагарда
Читать PDF
78.58 кб

Понятие о причастности Богу в пневматологической антропологии Святого Григория Паламы и Фомы Аквинск

Булыко Иван Петрович
Рассмотрено понятие о причастности Богу в пневматологической антропологии святого Григория Паламы и Фомы Аквинского.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Дух святой

    истинный Бог, предвечно исходящий от Бога Отца источник любви и животворящей силы, одно из лиц (ипостасей) Святой Троицы, Триединого Бога.
  • Идеал Святой Руси

    Если центральной концепцией политического мышления стала доктрина "Москва — Третий Рим" в разнообразии ее вариантов — от великодержавного покровительства до повиннического мессианизма, то осно
  • Святой Израилев

    (Holy One of Israel). Это наименование Бога встречается двадцать шесть раз в Ис и только шесть раз  в остальных текстах ВЗ. Исайя уже в самом начале своих пророчеств (1:4) противопоставляет совершенство и чис
  • СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ

    (лат. «santa sede») в церк.-католич. словоупотреблении означает папу римского и римскую курию.
  • ОЛАВ СВЯТОЙ

      Норвежский конунг (1016–1030), иначе Олав сын Харальда, долгое время промышлял викингскими набегами, но затем обратился в христианство и стал одним из набожнейших людей Норвегии, а после смерти пост
  • Святые Святой

    Лица, особенно чтимые церковью за их праведную жизнь, благочестие, стойкое исповедание веры и обладающие даром чудотворства; посредники между Богом и людьми. Культ святых широко распространен в х
  • Святой, Святость

    (Saint, Saintliness). В ВЗ это понятие передают слова hasid ("набожный", "благочестивый")и qados ("святой"). Главный смысл слова qados  "отделенность от мира", тогда какhasid означает "праведность, благочестие, основанное
  • ФОМА АКВИНСКИЙ (святой)

    итальянский теолог (Рокка-секка, Неаполитанское королевство, 1225 — Фоссануова, 1274). Крупнейший теолог Католической церкви. Выходец из знатной семьи, он, несмотря на сопротивление родителей, в 1240 г. и
  • Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

    выдающийся памятник церк. зодчества 18 в., огромный ансамбль в форме каре из нескольких корпусов, окружающих трапециевидный двор со зданиями в виде башен по углам, с несколькими храмами. Основан ук
  • Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь  

    в наст. вр. офиц. резиденция Московской Патриархии. С.Д. м. основан в 1282 князем Даниилом (сыном Александра Невского). Как говорит летопись, С.-Д. м. был первой обителью в Москве. По одной из версий, князь
  • Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь (Данилов монастырь) 

    в наст. вр. офиц. резиденция Московской Патриархии. С.Д. м. основан в 1282 князем Даниилом (сыном Александра Невского). Как говорит летопись, С.-Д. м. был первой обителью в Москве. По одной из версий, князь
  • СВЯТОБЕСИЕ

    (sacromania; ср. «мракобесие»). Одержимость своей святостью или святостью своих принципов и убеждений; агрессия против инакомыслящих на религиозных основаниях. Святобесие ищет повсюду ереси и еретиков
  • СВЯТОВИТ, Световит

    бог войны в религ. верованиях зап. славян.
  • СВЯТОВИТ

    одно из гл. божеств дохрист. религ. культа зап. славян. С. почитался как бог войны.
  • СОШЕСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА

    или Пятидесятница. Один и двунадесятых праздников, отмечается через 50 дней после Пасхи. В этот день апостолы получили силу свыше и начали проповедовать о Христе. Этот момент обычно называют рожден
  • СВЯТОЕ

    все объекты религиозного поклонения; религиозные ценности; вес объекты религиозного культа.
  • МОЛИТВА СВЯТОМУ ДУХУ

    Всякая христианская молитва должна быть молитвой в духе, ибо молитва не является одиноким воплем человека к далекому Богу, а уже предполагает пребывание человека в Св. Духе. И эта молитва – единст
  • Святополк-Мирский, П. Д

  • Хула на Святого Духа

    (Blasphemy Against the Holy Spirit). Этот грех упоминается только в Мк 3:2829; Лк 12:10; Мф 12:31. ВМк, где говорится о хулении Св. Духа, контекст ясно показывает, что этот грех заключается не просто в к.л. серьезном преступл
  • Внутреннее свидетельство Святого Духа

    (Internal Testimony of the Holy Spirit). Так обозначают в теологии действие Св. Духа, в результате крого ниспосылается вера в авторитет Св. Писания. Речь идет об одном из многочисленных аспектов действия Св. Духа, пр