(Witness, Witnessing).
Свидетель, погреч. martys , это "тот, кто свидетельствует" (martyred) делом или словом об истине (martyrion), а его действия называют его свидетельством (martyria). В древности, как и сейчас, это был юридический термин, обозначающий свидетельские показания перед судом. В христианстве это слово стало обозначать свидетельство о Христе и Его спасительной силе. Поскольку такое свидетельство нередко вызывало гонения (ср. Мф 10:18; Мк 13:9), изгнание (Откр 1:9) или смерть (ср. Деян 22:20; Откр 2:13; 17:6), соответствующее слово в латыни и в некрых новых языках (martyr и т.п.) обрело значение "мученик", т.е. человек, крый страдает и умирает за веру, но не отказывается от нее. Однако в НЗ речь идет именно о свидетельстве; страдание здесь лишь побочное значение слова.
Чтобы обстоятельно исследовать феномен свидетельства, нужно было бы изучить всю Библию и проанализировать такиеслова, как "проповедь", "учение" и "исповедничество". Греч.слова, производные от словаmartys ("свидетель"), употребляются в НЗ ок. 200 раз, чаще всего у евангелиста Иоанна (39 раз) и ап. Павла (35 раз).
Оставляя в стороне свидетельства человека перед людьми (3 Ин 12), Бога перед людьми (Деян 13:22), человека против другого человека (Мф 18:16) и смешанное употребление (Ин 2:25), рассмотрим чисто христианское употребление этих слов.
Вопервых, это свидетельство о воплощении и христианской истине. В Ин, где эту тему можно считать лейтмотивом, мы находим все виды свидетельств. Иоанн Креститель "пришел для свидетельства,чтобы свидетельствовать" (martyred) о Христе как о грядущем Спасителе мира (Ин 1:78,15,32,34; 3:26; 5:32). Дела Христовы свидетельствовали о том, что Он послан Отцом (Ин 5:36); в подтверждение этого Иоанн называет чудеса "знамениями" (semeion). В.з. писания свидетельствуют о Христе (Ин 5:39); эта мысль пронизывает почти все в.з. реминисценции в НЗ. После воекресения о христианской истине свидетельствуют Св. Дух (Ин 15:26), ученики, бывшие свидетелями воскресения (Деян 1:22), а также знамения и чудеса, крыми Бог удостоверяет служение апостолов и церквей (Евр 2:4).
В НЗ дан образец христианской миссионерской и евангелизационной деятельности. Из него вытекает несколько принципов. (1) Все христиане призваны к свидетельству (Лк 24:48; Деян 1:8); в Деян рассказывается, что во время Пятидесятницы свидетельствовали не только апостолы, но и все верующие (Деян 2:4). Этот принцип имеет решающее значение для современного христианства. (2) Свидетельство о Христе было основано на фактах и смысле Его земного служения (Деян 10:3941) и спасительной силы (Деян 10:43). Первыми свидетелями были апостолы; служение Христа было известно им с самого начала (Деян 1:22). Они передавали свое знание другим людям, крые продолжали учить и свидетельствовать (2Тим 2:22). Первоначальная проповедь Евангелия связана с этим христианским преданием (paradosis, 1 Кор 15:13). (3) Христианские свидетели должны были оставаться верными независимо от личного благополучия и безопасности (Мф 10:48). (4) Христианское свидетельство сопровождалось действием Св. Духа и явлениями Божьего присутствия и силы (Евр 2:34).
F. L. Fisher (пер. а. к.)