СВИДЕРСКАЯ Марина Ильинична

Найдено 1 определение
СВИДЕРСКАЯ Марина Ильинична
(18.10.1937) — спец. по истории и теории мировой культуры; д-р искусствоведения. Р. в Москве. Окончила ист. ф-т МГУ по спец. «историк искусства» (1960); в 1965 — асп. Ин-та истории искусств; 1960-62 — мл. н. с. Гос. музея изобразит, искусств им. А. С. Пушкина; 1965-96 — мл. н. с. Ин-та истории искусств (с 1977 — Всесоюзный НИИ искусствознания, с 1992 — Рос. ин-т искусствознания, с 1994 — Гос. ин-т искусствознания) — ст. н. с, вед. н. с, гл. н. с. С 1996 — доц., с 1998 по наст. вр. — проф. кафедры истории и теории мировой культуры филос. ф-та МГУ. По совм.: зав. отделом класс, искусства Запада Гос. ин-та искусствознания РАН и Федерального агентства по культуре и кинематографии; проф. кафедры всеобщей истории искусств ф-та истории искусств Рос. гос. гуманит. ун-та. В 1992 в качестве докт. дисс. защитила монографию «Искусство Италии XVII века: Основные направления и ведущие мастера». Переводчик кн.: «Джотто» (1995), «Мантенья» (1996), «Микеланджело» (1999), «Алтари: Живопись Раннего Возрождения» (в сотрудничестве). М., 2002. С. разработана концепция стиля в итал. изобразительном искусстве XVXVI вв. и принципы соотношения стилевого и внестилевого худож. мышления в западноевропейском изобразительном искусстве XVII-XIX вв. Выделены и охарактеризованы три фазы ренессансного худож. видения в сфере пластических искусств и отвечающие им три этапа в развитии итал. живописи эпохи Возрождения (живопись-моделирование, живопись-созерцание, живопись-зрелище). Предложен опыт иссл. места и роли пространственных искусств в системе новоевропейской культуры на разных ступенях эволюции. Произведен структурный анализ начального этапа западноевропейской худож. культуры Нового времени на примере творч. наследия Италии XVII в. Осуществлено истолкование Микеланджело да Караваджо (1571-1610) как первого совр. художника и его живописи как алгоритма зрелищной природы западноевропейской культуры с начала Нового времени до конца XIX-XX вв.
Соч.: Пространственные искусства в культуре итальянского Возрождения // Классическое и современное искусство Запада: Мастера и проблемы. М., 1989; Европейский классицизм XVII столетия: исходные понятия. // Русский классицизм второй половины XVIII — начала XIX века. М., 1994; Изобразительное искусство Италии XVIII века в контексте западноевропейской художественной культуры // Вопросы искусствознания. 1996. № 9 (2); Барокко XVII столетия: система художественного видения и стиль // Художественные модели мироздания: взаимодействие искусств в истории мировой культуры. Кн. 1. М., 1997; Пространственные искусства в куль
туре XVII столетия // Вопросы искусствознания. 1997. № 10 (2); Искусство Италии XVII века: Основные направления и ведущие мастера. М., 1999; Живопись эпохи Возрождения как этап в развитии европейской визуальной культуры // Искусствознание. 2000. № 1; Караваджо — первый современный художник: Проблемный очерк. СПб, 2001; Цивилизаторская природа академизма // Декоративное искусство. 2002. № 1; Введение // Искусство XIX века (История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Музыка. Драма. Театр.). Кн. 1. СПб., 2003; Моцарт и Сальери: об одной коллизии в истории культуры // Классическое искусство от древности до XX века. М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009