тип культуры, в которой священное не обладает свойствами сверхъестественного и не требует санкции сверхъестественного начала, базируясь на некоторой альтернативной (рациональной, этической, эстетической, эмпирической и т.д.) основе.
СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
Источник: Философский глоссарий
СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
понятие, содержание которого определяется через оппозицию религиозной культуре, т.е. в широком смысле — это совокупность форм деятельности, ценностей, норм и явлений, которые имеют нерелигиозный характер. В современной социальной культурологии трактовку С. к. связывают с точкой зрения французского социолога Э. Дюркгейма (1858—1917), который определял светское начало не по отношению к религиозному, а рассматривал в оппозиции священное — светское, как базовых характеристиках общества в его отношениях к отдельному человеку. В этом случае светскими признаются все обыденные, мирские стороны жизни человека, связанные с его трудовой деятельностью, индивидуальными занятиями и частными интересами. Понимая общество как систему моральных норм, верований и других форм коллективного сознания, Дюркгейм, с другой стороны, считал, что оно приобретает все необходимые черты священности, т.к. для каждого человека общество является одновременно источником авторитета и поклонения, запретов и принуждений. Вместе с тем широко известна теория М. Вебера (1864—1920), согласно которой становление современной капиталистической цивилизации объясняется влиянием на экономическую, хозяйственную и социальную жизнь людей норм и требований протестантской этики. В то же время становление С. к. как разновидности нерелигиозной духовно-практической деятельности в современной науке рассматривается как один из важнейших компонентов и факторов эволюции человеческой цивилизации. «Цивилизация создает основу для значительного роста и возвышения духовного производства и воплощает в себе его богатство, материальные и социальные условия для созревания и утверждения. В недрах цивилизации происходит обособление С. к. в самостоятельную сферу» (Б.С. Ерасов). Как правило, это явление раскрывается через понятие секуляризации (от лат. secularis — светский), т.е. необратимого процесса освобождения от влияния религии общественной, культурной и умственной деятельности людей. В частности, под углом зрения секуляризации рассматривается развитие западного типа цивилизации от позднего средневековья до Новейшего времени, периода торжества капиталистической формации. Становление С. к. сопровождается раскрепощением духовного и творческого потенциала человека, освобождением его сознания от религиозных догм и представлений, в связи с чем выдающейся эпохой расцвета С. к. стала эпоха Возрождения. Именно тогда пробудился светский дух науки, которая «соединила художественный, эстетический восторг перед раскрывающейся картиной мира, ее композицией и ее полихроматическим многообразием с эстетическим восторгом перед самим человеческим познанием, творящим пронизанные красотой конструкции мира и полные красоты экспериментальные орудия его постижения» (Б.Г. Кузнецов). В дальнейшем, в эпоху Просвещения и позднее в ХIХ в. произошло окончательное развитие светского мировоззрения, веры в разум и в рациональные, логические формы мышления. Одновременно устанавливается естественнонаучная картина объективного мира, который отныне рассматривается как существующая по своим самостоятельным законам сфера творческой и практической деятельности преследующей свои цели личности. Таким образом, С. к. характеризуется свободным развитием науки, научного знания, различных видов искусства и художественного творчества. В социально-политической, нравственной и государственной сферах развитие С. к. означает отделение церкви и религии от государства или подчинение их светской власти, примером чего в истории России может служить упразднение Петром I патриаршества и учреждение Синода для управления делами русской православной церкви. В связи с этим становление С. к. сопровождалось распространением светского образования, книжного дела, появлением светских учебных заведений, образцами которых на Западе и в России стали университеты. Социальные аспекты С. к. проявляются в освобождении от власти церкви и развитии светских государственных институтов, укреплении основ гражданского общества, светской этики и законодательства. Проблемы отношений между светскими и религиозными сторонами культуры и поныне являются актуальными для многих стран, связанных с восточным типом цивилизации. Приобщение части из них (напр., Индии, Японии, Южной Кореи) к современным мировым процессам сопровождается быстрым развитием С. к., особенно в социальной, государственной, экономической и научной сферах. В настоящее время общие тенденции поступательного движения мировой цивилизация связаны с дальнейшим развитием С. к., хотя присущий современному миру культурный плюрализм характеризуется существованием различных форм религиозной культуры, которая также подвержена процессам модернизации.