СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
тип культуры, в которой священное не обладает свойствами сверхъестественного и не требует санкции сверхъестественного начала, базируясь на некоторой альтернативной (рациональной, этической, эстетической, эмпирической и т.д.) основе.

Источник: Философский глоссарий

СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА
понятие, содержание которого определяется через оппозицию религиозной культуре, т.е. в широком смысле — это совокупность форм деятельности, ценностей, норм и явлений, которые имеют нерелигиозный характер. В современной социальной культурологии трактовку С. к. связывают с точкой зрения французского социолога Э. Дюркгейма (1858—1917), который определял светское начало не по отношению к религиозному, а рассматривал в оппозиции священное — светское, как базовых характеристиках общества в его отношениях к отдельному человеку. В этом случае светскими признаются все обыденные, мирские стороны жизни человека, связанные с его трудовой деятельностью, индивидуальными занятиями и частными интересами. Понимая общество как систему моральных норм, верований и других форм коллективного сознания, Дюркгейм, с другой стороны, считал, что оно приобретает все необходимые черты священности, т.к. для каждого человека общество является одновременно источником авторитета и поклонения, запретов и принуждений. Вместе с тем широко известна теория М. Вебера (1864—1920), согласно которой становление современной капиталистической цивилизации объясняется влиянием на экономическую, хозяйственную и социальную жизнь людей норм и требований протестантской этики. В то же время становление С. к. как разновидности нерелигиозной духовно-практической деятельности в современной науке рассматривается как один из важнейших компонентов и факторов эволюции человеческой цивилизации. «Цивилизация создает основу для значительного роста и возвышения духовного производства и воплощает в себе его богатство, материальные и социальные условия для созревания и утверждения. В недрах цивилизации происходит обособление С. к. в самостоятельную сферу» (Б.С. Ерасов). Как правило, это явление раскрывается через понятие секуляризации (от лат. secularis — светский), т.е. необратимого процесса освобождения от влияния религии общественной, культурной и умственной деятельности людей. В частности, под углом зрения секуляризации рассматривается развитие западного типа цивилизации от позднего средневековья до Новейшего времени, периода торжества капиталистической формации. Становление С. к. сопровождается раскрепощением духовного и творческого потенциала человека, освобождением его сознания от религиозных догм и представлений, в связи с чем выдающейся эпохой расцвета С. к. стала эпоха Возрождения. Именно тогда пробудился светский дух науки, которая «соединила художественный, эстетический восторг перед раскрывающейся картиной мира, ее композицией и ее полихроматическим многообразием с эстетическим восторгом перед самим человеческим познанием, творящим пронизанные красотой конструкции мира и полные красоты экспериментальные орудия его постижения» (Б.Г. Кузнецов). В дальнейшем, в эпоху Просвещения и позднее в ХIХ в. произошло окончательное развитие светского мировоззрения, веры в разум и в рациональные, логические формы мышления. Одновременно устанавливается естественнонаучная картина объективного мира, который отныне рассматривается как существующая по своим самостоятельным законам сфера творческой и практической деятельности преследующей свои цели личности. Таким образом, С. к. характеризуется свободным развитием науки, научного знания, различных видов искусства и художественного творчества. В социально-политической, нравственной и государственной сферах развитие С. к. означает отделение церкви и религии от государства или подчинение их светской власти, примером чего в истории России может служить упразднение Петром I патриаршества и учреждение Синода для управления делами русской православной церкви. В связи с этим становление С. к. сопровождалось распространением светского образования, книжного дела, появлением светских учебных заведений, образцами которых на Западе и в России стали университеты. Социальные аспекты С. к. проявляются в освобождении от власти церкви и развитии светских государственных институтов, укреплении основ гражданского общества, светской этики и законодательства. Проблемы отношений между светскими и религиозными сторонами культуры и поныне являются актуальными для многих стран, связанных с восточным типом цивилизации. Приобщение части из них (напр., Индии, Японии, Южной Кореи) к современным мировым процессам сопровождается быстрым развитием С. к., особенно в социальной, государственной, экономической и научной сферах. В настоящее время общие тенденции поступательного движения мировой цивилизация связаны с дальнейшим развитием С. к., хотя присущий современному миру культурный плюрализм характеризуется существованием различных форм религиозной культуры, которая также подвержена процессам модернизации.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
262.05 кб

Феномен религиозного и светского начал музыкальной культуре

Леонтьева О.В.
Статье предпринята попытка определения феноменов светскости и религиозности в музыкальной культуре с позиций анализа и специфики фило-софского знания.
Читать PDF
845.20 кб

Сущностная связь интеллигенции со светской культурной традицией

Климова Александра Валериановна
Цель статьи показать роль и влияние интеллигенции как социальной общности в выборе, сохранении, передаче и развитии культурной традиции, что сущностно связано с творческим потенциалом гуманистической светской культурной традиции.
Читать PDF
1.20 мб

ИАЛОГ СВЕТСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР В РУССКОЙ МУЗЫКЕ XIX-XX ВЕКА

Россинский А.Г., Галкина А.А.
Авторы привлекают информативный искусствоведческий и историографический материал для доказательства тезиса об интенсивных творческих контактах между светской и религиозной культурами.
Читать PDF
662.19 кб

Религиозная культура в светском образовании (региональный аспект)

Лебедев С. Д., Бахарев В. В.
Читать PDF
333.26 кб

Проблема диалога церковной и светской культуры в современной России

Лебедев Владимир Николаевич
Читать PDF
232.62 кб

Ценность познания в церковной традиции и светской культуре: аспекты координации

Ланкин Вадим Геннадьевич
В статье поднимаются проблемы ценности познания и прежде всего научного познания, как их понимает, с одной стороны, современная светская культура, а с другой православная традиция, сформированная в Средние века.
Читать PDF
104.85 кб

РЕЛИГИОЗНАЯ И СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (православный дискурс)

Николаев Эдуард Афанасьевич
В статье рассматривается проблема взаимоотношений религиозной и светской культур сквозь призму православного дискурсаIn the article the relationships of religious and secular cultures through the prism of Orthodox discourse are ex
Читать PDF
303.56 кб

Особенности взаимодействия православия и светской культуры в современных условиях

Кожич Наталья Михайловна
В статье анализируется деятельность современной православной церкви. Отмечается, что в ХХ в. роль религии в жизни общества значительно снизилась под влиянием науки, техники, изменения социальной структуры и образа жизни людей.
Читать PDF
350.20 кб

Культурный синкретизм: о противоречивом единстве религиозного и светского аспектов

Акаев Вахит Хумидович, Дохаева Асят Балаудиновна
В статье рассматривается духовный характер культуры как «второй природы», представляющей собой результат многогранной креативной деятельности человека.
Читать PDF
289.26 кб

МОДЕРНИЗМ И ТРАДИЦИОНАЛИЗМ: НОВЫЕ АСПЕКТЫ ДИАЛОГА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ И СВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Язькова Вероника Евгеньевна
В статье рассматриваются ключевые течения в истории католическойцеркви модернизм и традиционализм, основные вехи их противостояния.
Читать PDF
103.81 кб

Музыка священномученика Серафима (Чичагова) и ее «Инаковостьдля русской церковной и светской культур

Коростелев Дмитрий Валентинович
В статье рассматривается музыкальное творчество священномученика Серафима Чичагова в его отношении к церковной и светской музыке кон. XIX нач. XX в. Произведения сщмч.
Читать PDF
415.46 кб

Место Кизляра в развитии светского образования на Северном Кавказе в контексте культурно-просветител

Гасанов Магомед Магомедович, Газиева Абидат Абдулаевна
Раскрыта роль городов Северного Кавказа, как проводников российской политики в регионе. Особенно роль таких городов стала заметна в первой половине XIX в., в период Кавказской войны.
Читать PDF
692.89 кб

Опыт применения светских методов культурного преобразования российского государства: на примере "реф

Попов Максим Евгеньевич
Рассматриваются реформы Петра I в области развлечений. Актуальность изучения исторического опыта культурных преобразований в России начала XVIII в.
Читать PDF
267.26 кб

«Основы религиозной культуры и светской этики», или почему вводится новый предмет и что нам нужно об

Филиппова Е. А.
В статье поднимается вопрос о духовно-нравственном воспитании школьников и формировании у них поликультурной компетенции средствами предмета «Основы религиозной культуры и светской этики», о внеконфессиональном подходе к преподава
Читать PDF
95.32 кб

2000. 03. 026. Непомнящий В. С. Служение церкви в современном мире и судьба светской культуры//ежего

Боброва Л. А.