Сверхзвуковая авиация
Сверхзвуковая авиация
(СЗА). Пассажирские самолеты, которые летают со скоростями выше скорости звука. Авиалайнер «Конкорд», разработанный французами и англичанами, относится к этой категории. Построено всего 16 «Конкордов», а к 1991 г. в эксплуатации находилось около шести из них. Несмотря на свой привлекательный облик, «Конкорды» имеют серьезные недостатки: они перевозят всего лишь около сотни пассажиров, расходуют очень много топлива и летают не дальше 6000 км. Английские и французские конструкторы сейчас разрабатывают новый тип сверхзвукового самолета, рассчитанного на 200-300 пассажиров, значительно более экономного в расходе топлива и способного летать на 12 тыс. км. Полет на новом самолете из Европы в Японию займет 5 ч, а не 12, как это было до сих пор. В США развивается также СЗА нового поколения. Как англо-французские, так и американские сверхзвуковые самолеты предназначены летать в стратосфере, и в этом состоит главная трудность. «Конкорд» летает на высотах чуть больше 15 км. Новые самолеты должны летать в более разреженной атмосфере — на высотах 17-18 км. — чтобы противостоять разрушительному действию сверхзвуковых скоростей. Это слой атмосферы, в котором температура не спадает с высотой, т. е. имеет место так называемая температурная инверсия. Благодаря температурной инверсии перемешивание воздуха в вертикальном направлении ослабевает, а это означает, что выхлопные газы двигателей сверхзвуковых самолетов будут оставаться в стратосфере в течение нескольких лет. Газы множества стратосферных самолетов будут постоянно накапливаться. Воздушный транспорт из 500 сверхзвуковых самолетов с двигателями, построенными по современной технологии, может серьезно нарушить и истощить слой озона, который и сейчас находится в опасности из-за вредного воздействия синтетических хлор фторуглеродов (ХФУ). Предполагаемый флот сверхзвуковой авиации может уменьшить количество озона на 1520%, т. е. почти втрое больше, чем прогнозируемый ущерб от ХФУ.
Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.