СВЕРХЧЕЛОВЕК

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СВЕРХЧЕЛОВЕК
человек, желающий быть лучше, чем он есть в действительности за счет возвышения над слепой, смертоносной силой природы; человеческое существо, призванное победить смерть, освободить человечество (слабое и больное) от тех условий, которые делают смерть необходимой, способствовать полной победе над ней через воскрешение людей для вечной жизни; С. – это не одинокий герой: с ним Бог (Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев).

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

СВЕРХЧЕЛОВЕК
представление о совершенном человеке, являющемся таковым не благодаря воспитанию его другими или самовоспитанию, а в силу присущей ему от рождения жизненной силы. Идея сверхчеловека имелась уже у Лукиана; в немецкой философии она появилась сначала у Генриха Мюллера под названием «богочеловек», затем у Гердера, Гиппеля, Пауля; для Гете человек, по-видимому, есть только «бросок к высшей цели»; близкого к этому взгляда придерживался и Ницше. Концепцию сверхчеловека всесторонне развивает П. Успенский, ученик Гурджиева.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

СВЕРХЧЕЛОВЕК
личность, наделенная абсолютной свободой воли. Понятие С. впервые введено Отцами церкви, в частности псевдо-Дионисием Ареопагитом. С. – это тот, кто воплощает в своей жизни христианский идеал, выраженный апостолом Павлом : всё мне позволено, но ничто не должно обладать мною. Идея С. – центральная в философии Ф. Ницше : С., по его мысли, должен заменить умершего Бога; С. – тот, кто творит свою жизнь сам, без подсказки, будучи свободен во всём, кто несет всю полноту ответственности перед самим собой. Не случайно Вл. Соловьев в образе С. Ницше увидел прообраз Христа, который взял на себя ответственность за всё человечество. На этом же основании К. Ясперс считал Ницше религиозным мыслителем.

Источник: Краткий философский словарь.

СВЕРХЧЕЛОВЕК
понятие и теория, более всего представленные в философии Ф. Ницше (XIX в.). В интерпретации Ницше – это человек будущего, еще не имеющий места в реальности, хотя прообразы такого человека уже есть. Это люди, которых природа наделила особой "жизненной силой", "жизненным порывом" – "волей к власти". Это человек в высшем смысле этого слова, наделенный независимым творческим духом, могущий встать над самим собой и преодолеть через духовное усилие "слишком человеческое" – свои немощи, слабости, леность ума, боязнь волевого решения, неспособность (если нужно) сказать "нет", могущий утверждать себя снова и снова. Такой человек, считал Ницше, действительно свободен, и тогда он не нуждается ни в каком боге. Он сам себе и для себя становится богом.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

СВЕРХЧЕЛОВЕК
(Übermensch) — представление о совершенном человеке, являющемся таковым не благодаря воспитанию его другими или самовоспитанию, а в силу присущей ему от рождения жизненной силы. Идея сверхчеловека имелась уже у Лукиана; в немецкой философии она появилась сначала у Генриха Мюллера под названием «богочеловек» («Geistliche Erbauungsstunden», 1664— 1666), затем у Гердера, Гиппеля, Жана Поля; для Гёте человек, по-видимому, есть только «бросок к высшей цели»; близкого к этому взгляда придерживался и Ницше.
R. Reininger. Nietzsches Kampf um den Sinn des Lebens, 1927; O. L. Schwarz. Average Man against Superior Man. New York, 1947; E. Benz. Der Ü., 1961; W. Müller-Lauter. Das Willenswesen und der Ü. — Ein Beitrag zu Heideggers Nietzsche-Interpretation, in: Nietzsche-Studien, 10/11 (1981/1982).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Сверхчеловек
образ, введенный Ф. Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» для обозначения особого типа людей, которые по своему могуществу должны превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошел обезьяну. Сверхчеловек, в соответствии с теорией Ф. Ницше, будучи смыслом истории человеческого вида, должен олицетворять средоточие витальных эффектов жизни. Сверхчеловек – это радикальный эгоцентрик, благословляющий жизнь в наиболее экспериментальных ее проявлениях, а также Творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития. Сверхчеловек отличается не своим высоким происхождением, не богатством. Это тот, кто с достоинством встречает всякие противоречия и удары судьбы, радуется жизни, характеризуется ригористической внутренней дисциплиной, добровольно идет на страдания, чтобы закалить силу воли, которая является сущностью человеческого бытия, источником всех желаний, устремлений и является необходимой, но не всегда приятной частью его жизни. Сверхчеловек Ф. Ницше – это индивидуалистическая сильная личность. Сверхчеловек противопоставляется большинству людей, которых Ф. Ницше считал слабыми, безвольными, сострадательными «недочеловеками». К прототипам сверхчеловека Ницше относил Александра Македонского, Юлия Цезаря, Чезаре Борджиа и Наполеона.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Сверхчеловек
В истории культуры этот термин наполнялся весьма различным содержанием, но инвариантным оставалось указание на такие количественные отличия С. от человека в плане его возможностей, которые образуют новое качество. Пожалуй, только в определенных религиозно-мировоззренческих традициях (христианство, буддизм) эти новые возможности и качественное отличие наполнялись духовным (в соответствующей интерпретации, разумеется) содержанием: избавление от человеческих страстей, богоподобие, слияние с абсолютом. Во всех других случаях, начиная с древнего обожествления правителей и мифов о полубогах, в эпоху Возрождения и кончая С. в понимании Ницше (постмодернистские «дискурсы» на эту тему не заслуживают серьезного внимания), новое качество сводилось к могуществу и вседозволенности. Эти качества связывались с фигурами гениального творца (художника, ученого) или вождя – носителя власти. Для Ницше С. – это носитель воли к власти во всех её проявлениях. Человек для него – лишь мост к С., который относится к человеку, как тот – к обезьяне.
 В принципе появление существ, качественно отличных от человечества (как биологического вида и типа социального сообщества) возможно. Это могло бы быть результатом природной мутации и/или появления новых технических возможностей (предположений киборгах или нано-существах, идущих на смену человеку, более чем достаточно). Однако в действительности заслуживают гораздо большего внимания и осмысления те реальные различия, которые уже существуют внутри человечества. Речь идее не о классовых, расовых, национальных, религиозных и т. п. различиях, но об аксиологической типологии, где качество определяется принципиально разными – вплоть до взаимоисключения – ценностными ориентациями. Радикальная переоценка ценностей (революция духа) – вот путь, на котором может закончиться то, что К.Маркс называл «предысторией» человечества и начнется его подлинная история, позволяющая реализовать великие положительные потенции человека в его отношениях с миром. Эти люди будущего (если оно у нас будет) избавятся, в том числе, и от самолюбия, как мотивации деятельности, и потому им будет, наверное, безразлично, именоваться ли сверхлюдьми или оставить нынешнее самоназвание (которое, наконец-то станет заслуженным).
 

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

СВЕРХЧЕЛОВЕК
понятие европейской философии и культуры, означающее человека, стоящего в духовном и физическом отношении неизмеримо выше всех остальных людей.
Представление о С. впервые можно встретить в мифах о героях, о «полубогах». С. считался в антич. истории Александр Македонский, а позднее Юлий Цезарь. Наиболее явственно учение о С. выступило в христианстве, для которого С. — это Иисус Христос, а также истинный христианин, через смирение пришедший к преобразованию своей сущности и достигший преображения. В эпоху Возрождения типом С. был описанный Н. Макиавелли государь, носитель абсолютной власти. У нем. романтиков и А. Шопенгауэра С. — это гений, неподвластный обычным человеческим законам. Для многих мыслителей 19 в. ярким образцом С. был Наполеон.
Все последующие интерпретации С. явно или неявно находятся под влиянием учения Ф. Ницше. Человек, по мнению Ницше, — это путь, или мост к С. Последний собственно и есть человек в подлинном смысле этого слова, подавивший в себе животное начало и живущий в атмосфере свободы. Философ, художник и святой являются в этом плане вечными представителями сверхчеловечности. Но в конце эпохи нигилизма обнаруживается новая потребность в С. После того, как нигилизм разрушил все ценности и убил Бога, только С. может взять на себя господство над землей. Человек как воля к власти должен водрузить самого себя над собой, сделать С. мерилом всего человеческого. С. надо отличать по превышающей саму себя чистой воле к власти, а не по отдельным желаниям и потребностям. Приняв на себя бессмысленность мира, человек продолжает жить, жизнь как возрастание воли становится для него всем. Становление С. не имеет ничего общего с биологической эволюцией или мутацией в какой-то новый вид. С. — это человек, достигший нового понимания себя, личность, радикально перестроившая свое сознание, способная преодолеть хаос своих страстей, достигнуть гармоничности и целостности духовной жизни, способная принимать в себя и духовно преображать все явления мира — как прекрасные, так и безобразные. Это человек, который своей мощной волей продолжает существование мира, приходит в историю в ее критические моменты. Таковыми были для Ницше Гете и Наполеон. Это не дети своего времени, они врываются в настоящее как носители более древней и более сильной эпохи, и все временное и преходящее, на что они накладывают отпечаток своей личности, получает вечное измерение. Появление гения — это действие в истории закона вечного возвращения того же самого.
Ницше Ф. Несвоевременные размышления. Воля к власти // Избр. произв: В 3 т. М, 1994.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

Сверхчеловек
греч., нем. Ubermensch), понятие европейской идеалистической традиции: человек, в духовном и физическом отношениях превзошедший возможности человеческой природы и представляющий собой качественно иное, высшее существо. Представление о С. уходит корнями в мифы о «полубогах» и «героях», а также в мистериальные культы, обещавшие посвящаемому возведение в ранг божества; необходимо отметить также обожествление эллинистических и римских правителей (Лукиан иронически применяет к деспоту термин «С») и доктрину стоицизма о мудреце как идеальном носителе всех совершенств, лишенном человеческих слабостей. Однако главные моменты истории идеи С. связаны с историей христианства, в особенности христианских ересей, а в Новое время, напротив, с историей полемики против христианства. Для ортодоксального христианства С. — это прежде всего Иисус Христос (неоднократно обозначаемый так в текстах представителей патристики, в частности у Псевдо-Дионисия Ареопагита), а также, в перспективе, «облекшийся во Христа» христианин, которому обещано, что он через смирение придет к непредставимому преображению своей человеческой сущности и богоподобию. Эти мотивы усиленно акцентируются в ересях гностицизма и монтанизма (И в.); один монтанистский текст настаивает, что праведника, вошедшего в Царствие Божие, надо называть не «спасенным», но «С». Идея С. переосмысляется в идеологии Возрождения, где намечаются три линии: С. как «божественный» и всемогущий художник; С. как маг — властитель тайн природы (тип Фауста); С. как носитель абсолютной политической власти, манипулирующий людьми по законам свободного от догм и морали разума (тип «Государя» Макиавелли). Вторая и третья линии сливаются в пафосе английского драматурга К. Марло («Трагическая история доктора Фауста», «Тамерлан Великий»); они подвергнуты критике в трагедиях Шекспира (крах «макиавеллистов» Яго и Макбета, отказ мага Просперо от своей власти). В немецкую культуру термин «С.» входит с XVII в. через христианскую традицию («Духовные досуги» лютеранского теолога Г. Мюллера, 1664); у Гердера, Гете и других представителей немецкой классики и романтики он употребляется для характеристики «гения», неподвластного обычным человеческим законам. Ницше придает понятию «С.» абсолютное значение, одновременно освобождая его от всякого конкретного содержания. Приход С, интерпретируемый Ницше одновременно как высшее метафизическое свершение и как следующий за человеком этап биологической эволюции (С. относится к человеку как человек к обезьяне), объявляется смыслом человеческого бытия, вообще смыслом «земли»; С. есть альтернатива «последнему человеку» — персонажу антиутопии Ницше, карикатуре на коллективизм; при этом С. абсолютно чужд как религиозным обязательствам перед Богом, так и социальным обязательствам перед людьми. Различные интерпретации С. после Ницше повторяют и только пародируют три линии развития образа С. в культуре Возрождения. Творящий по произволу «свой» мир идеальный художник авангардизма — вырождение идеала «божественного» гения. Ни с чем не сообразующийся в своем манипулировании людьми «вождь» фашизма — вырождение идеала макиавеллиевского «Государя». Герой тривиальной литературы научно-фантастического типа («супермен»), мощь которого неограниченно расширена возможностями небывалой техники, — вырождение идеала ренессансного «мага». Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

СВЕРХЧЕЛОВЕК
в истории философии - метафорический концепт, фиксирующий образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа. В качестве легендарных и исторических персонажей, изоморфных (либо так характеризуемых) образу С., в рамках традиции выступали: 1) "герои" - фигуранты древнегреческих мифов; 2) обожествляемые харизматические лидеры античности; 3) персонажи мистических культов, ориентированных на стирание "граней" между человеком и богами; 4) Иисус Христос, апостолы и приобщенные святые (ср. - Павел: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною"); 5) культовые фигуры христианских ересей (праведник, вошедший в царство Божье, обозначался в текстах монтанитов - 2 в. - как С.); 6) идеал эпохи Возрождения - человек как "хозяин", "мастер" храма Природы; 7) личности-гении - герои творчества немецкого романтизма и философской классики (Гердер призывал устранить общественные условия, превращающие основную массу индивидов в "полулюдей", а одного из них - в С.); 8) "выдающиеся личности", способные, согласно марксизму, предвидеть осевой вектор истории и, содействуя его осуществлению, реализующие "освобождающий весь мир подвиг"; 9) в концепции футуризма - возвышающийся над взаимозаменяемыми "штифтиками" социальной машины носитель суперволи, свободный от биологической ограниченности и социально-нравственных ограничений ("футурист Мафарка" у Маринетти); 10) персонифицированная несущая конструкция учения Ницше, репрезентирующая идею, согласно которой, по оценке Фуко, "следует освободить жизнь в самом человеке, потому что человек сам является своего рода ее тюремщиком". Как умозрительный носитель поворотного философского дискурса термин "С." у Ницше был ориентирован на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения - овладения им его же пробужденными иррациональными силами. (В отличие от "Черта" у Достоевского, С. у Ницше не был дистанцирован автором от самого себя, выступая героем - носителем его личной жизнесоразмерной проблемы - "можно ли облагородить человечество?". Провозвестником С. в творчестве Ницше выступает Заратустра: "Смотрите, - заклинает он /Заратустра - А.Г., М.М., T.P./, - я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек - смысл земли".) Главными источниками идеи С. явились провозглашенные Ницше бунт против Бога, борьба против христианства. Не являясь попыткой теоретического отрицания Бога, вера в которого, согласно Ницше, "парализует", концепт С. был ориентирован на отказ от морали, обуздывающей подлинную природу человека, на переход последнего "по ту сторону добра и зла". По Ницше, "этот более ценный тип уже существовал нередко, но лишь как счастливая случайность, как исключение, - и никогда как нечто преднамеренное. Наоборот, его боялись более всего; до сих пор он внушал почти ужас, и из страха перед ним желали, взращивали и достигали человека противоположного типа: типа домашнего животного, стадного животного, больного животного - христианина". При этом важно подчеркнуть: в истории людей, согласно Ницше, не было ни одного С.: "Душное сердце и холодная голова - где они встречаются, там возникает ураган, который называют "избавителем". Поистине, были люди более великие и более высокие по рождению, чем те, кого народ называет избавителями, эти увлекающие все за собой ураганы! И еще от более великих, чем были все избавители, должны вы, братья мои, избавиться, если хотите вы найти путь к свободе! Никогда еще не было сверхчеловека! Нагими видел я обоих, самого большого и самого маленького человека. Еще слишком похожи они друг на друга. Поистине, даже самого великого из них находил я - слишком человеческим!" С. у Ницше не утрачивает собственных инстинктов и желаний, он контролирует их, будучи способным творить себя сам. Идея С. оказалась призывом к началу великой борьбы человека за человеческое в себе. Категорически отвергая прагматический, атеоретический и "окончательный" пафос атеизма, Ницше создает экзистенциальный по духу глобальный проект мировой истории. Его Заратустра говорит: "... человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?.. Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью... В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель". Идея С. суть призыв к достижимому для самих людей, призыв к ним хотя бы частично преодолеть самих себя; идея С. провозглашает человеческие достоинства находящимися в перманентном изменении. Согласно Хайдеггеру, "Бог мертв - не атеистический тезис, а глубинный событийный опыт западной истории". (Ср. у Лукача - идея о "религиозном атеизме" Ницше.) Пафосный разрыв Ницше с носителями идеологии черни ("... кого более всего я ненавижу между теперешней сволочью? Сволочь социалистическую..."); провозглашаемая им (не расистская даже, а биологическая) аристократическая "антропологическая революция" - обусловили конституирование достаточно целостных реакционных общественно-политических программ переустройства человеческого существования, традиционно идентифицирующихся с идеей С. Отрицая религию как форму организации повседневного опыта первобытного человека (социальной базой христианства у Ницше выступали "подонки" античного мира); проповедуя преодоление страха смерти из гордости, ибо "жертвенность - удел слабых", - Ницше трактовал обретение подлинной свободы как высшего смысла бытия С. в качестве процедуры осуществления решительных волевых актов вне морали. Принципиальные иерархичность и имморализм переходного состояния социума по мере его трансформации в общество "сверхлюдей" неизбежно индоктринировали в массовое сознание европейцев начала 20 ст. идею позитивности тотальной организации всех форм жизнедеятельности индивидов. Перспективные реконструкции и новаторские интерпретации творчества Ницше, осуществленные во второй половине 20 в., расставили иные акценты и вскрыли новые смыслы в идее С. Элиминация Ницше какого-либо субъекта из структуры философского дискурса (ни человек, ни Бог, а человек на месте Бога - "еще менее того") была, в частности, истолкована Делезом как высокоэвристичное замещение этого субъекта "свободной, анонимной и номадической сингулярностью, пробегающей как по человеку, так и по растениям и животным, независимо от материи их индивидуальности и форм их личности". С. у Ницше в таком контексте не может означать ничего другого, кроме "высшего типа всего, что есть". По мысли Делеза, идея "С." отражает опору современного человека на принципиально новые внешние ему силы, оперативный механизм которой формируется посредством своеобычной Сверх-складки. О конституирозании последней "свидетельствуют изгибы, присущие цепочкам генетического кода, возможности кремния в компьютерах третьего поколения, а также контуры фразы в литературе модерна, когда языку "только и остается, что загнуться в вечной оглядке на себя". Тем самым, по мнению Делеза, силы человека взаимодействуют с "силой кремния, берущего реванш над углеродом, с силами генетических компонентов, берущих реванш над организмом, с силой аграмматикальностей, берущих реванш над означающим". В духе концепции Фуко человек тяготеет к тому, чтобы освободить в себе самом жизнь, труд и язык. С. в таком контексте оказывается "формальным соединением новых сил с силами внутри человека, ... формой, проистекающей из новых взаимоотношений сил". С. - это человек (по версии Фуко - А.Рембо), заряженный "даже животными (код, который может захватить фрагменты других кодов, как это происходит в новых схемах "боковой" или ретроградной эволюции), ... даже горными породами, или же неорганикой (где властвует кремний), ... бытием языка ("той бесформенной, немой, не наделенной значениями области, где язык может освободиться" даже от того, что он должен сказать). Таким образом, понятие "С." обретает в философии постмодернизма нетрадиционное звучание, последовательно раскрываясь новыми гранями своей семантики в следующих хронологически и содержательно сменяющих друг друга концептуальных контекстах: 1) В рассуждениях Батая понятие "С." фигурирует в плане семантического различения двух типов суверенности: "архаического" и "классического". Если суверенность архаического типа принципиально отвергает "осуществление власти" и в связи с этим имплицитно "подразумевает какую-то помощь", то суверенность классического типа, напротив, неразрывно связана с "суверенностью управления". Различение этих типов суверенности может быть приведено в соответствие с различением феноменов "мажорного" и "минорного", которые так же, как и типы суверенности, не образуют между собой жесткой оппозиции, но задают целый спектр игр "верха" и "низа", в контексте которых Батай, по оценке Деррида, осуществляет фундаментальную аналитику префикса "sur-" или "сверх-" ("сверхреальное", "С." и др.) - "во всех возможных... переворачиваниях с ног на голову" (Деррида). 2) Новый статус понятие "С." обретает в рамках парадигмы "смерти субъекта": традиционная для западного типа философствования тема С. начинает трактоваться как попытка усмотрения и фиксации границ возможного функционирования (пределов жизнеспособности) понятия "человек". По формулировке Фуко, "речь идет не о том, чтобы утверждать, что человек умер, но о том, чтобы отправляясь от темы - которая... с конца 19 века беспрестанно воспроизводится, - что человек умер (или что он скоро исчезнет, или что ему на смену придет сверхчеловек), - чтобы, отправляясь от этого, понять, каким образом, согласно каким правилам формировалось и функционировало понятие человека". 3) В контексте того фундаментального поворота, который осуществляется современным постмодернизмом в сторону формирования новой парадигмы, основанной на идее трансгрессии (подобно тому, как прежний, диалектический, стиль философствования был, по оценке Фуко, основан на идее противоречия), понятие "С." актуализируется в аспекте своей интенции к трансгрессии за пределы собственно человеческой природы - переходу к принципиально иным способам бытия человека, непрогнозируемым и радикально отличным как от наличных, так и от рационально дедуцируемых из них. В целом С. в традиции философии постмодернизма - это "нечто гораздо меньшее, чем исчезновение существующих людей, и нечто гораздо большее, чем изменение понятия: это пришествие новой формы, не Бога и не человека, и можно надеяться, что она не будет хуже двух предыдущих" (Делез). (См. также "Смерть субъекта", "Смерть Бога", Трансгрессия.)

Источник: История Философии: Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Сверхчеловек, великий Хам и das Man

Любимов Геннадий Павлович
Статья посвящена анализу трех образов-понятий, широко вошедших в ареал художественной литературы и философии: Сверхчеловек, великий Хам и das Man.
Читать PDF
0.00 байт

Сверхчеловек: социальное измерение и динамика

Харченко Денис Олегович
В статье феномен сверхчеловека представлен в социальном измерении. Раскрывается социальная сущность сверхчеловека в социально-групповом, формационном и цивилизационном измерениях.
Читать PDF
0.00 байт

«Единственный» М. Штирнера и «Сверхчеловек» Ф. Ницше: сходства и различия

Гончаров Евгений Дмитриевич
В статье дается сравнительный анализ учений представителей неклассической немецкой философии XIX в. – Макса Штирнера и Фридриха Ницше.
Читать PDF
0.00 байт

Сверхчеловек: добро или зло?

Максименкова Алина Сергеевна, Ивенкова Ольга Александровна
Статья посвящена философскому осмыслению образа сверхчеловека Ницше в его произведении «Как говорил Заратустра». Показано, что идея сверхчеловека занимает центральное звено в философии Ницше.
Читать PDF
0.00 байт

В.И. САМОХВАЛОВА. СВЕРХЧЕЛОВЕК: ОБРАЗ, МЕТАФОРА, ПРОГРАММА

Ремезова И.И.
Читать PDF
0.00 байт

Тема «сверхчеловека» в контексте философских исканий XIX начала XX века

Кожурин Антон Яковлевич
Статья посвящена теме «сверхчеловека» в философии XIX-XX веков. Особое внимание автор уделяет концепциям Ф. Ницше и Н. Ф. Федорова.
Читать PDF
0.00 байт

Идея сверхчеловека в русском космизме

Хайруллин К. Х.
Читать PDF
0.00 байт

О субъекте будущего (от человека к сверхчеловеку и постчеловеку)

Булычев Игорь Ильич
На наших глазах происходит подлинная революция в биологии и генетике, которая способствует дальнейшему эффективному укреплению и развитию естественных способностей человека.
Читать PDF
0.00 байт

Постчеловек как тип сверхчеловека техногенной культуры XXI в

Беляев Дмитрий Анатольевич
В статье анализируется трансформация человеческой телесности в контексте современной техногенной культуры, а также рассматриваются сущностные характеристики постчеловека в сравнении с традиционными атрибутами феномена сверхчеловек
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о понимании идеи сверхчеловека в философии Ф. Ницше

Беляев Дмитрий Анатольевич
В статье анализируются содержательные основания ницшеанской идеи сверхчеловека, а также рассматриваются причины ее инвариативного понимания в общекультурном пространстве.
Читать PDF
0.00 байт

Феномен "сверхчеловека" в философии

Толстиков Д. А.
В статье рассматривается история формирования феномена "сверхчеловека" в философии. Проведён сопоставительный анализ различных точек зрения касающихся феномена сверхчеловека.
Читать PDF
0.00 байт

Философское определение сверхчеловека

Беляев Дмитрий Анатольевич
Статья посвящена комплексному философскому определению концепта «сверхчеловек», актуального для многих современных философско-антропологических, аксиологических и культурфилософских исследований.
Читать PDF
0.00 байт

Идея «Сверхчеловечества» в творчестве Владимира Одоевского

Евлампиев Игорь Иванович
В понимании человека в русской философии с начала XIX в. господствовала концепция Богочеловечества, согласно которой человек и человечество представляют собой орудия Бога (П. Чаадаев, Вл. Соловьев).
Читать PDF
0.00 байт

Религиозно-дуалистическая интерпретация идеи сверхчеловка в философии В. С. Соловьева: между богочел

Беляев Д.А.
Идея сверхчеловека занимает значимое место в философском дискурсе России конца XIX начала XX века. В статье рассматривается модель интерпретации этой идеи в философии В.С.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема конструирования образа тела сверхчеловека (на основе философских идей Ф. Ницше)

Дыдров Артур Александрович
Данная статья посвящена сравнительно малоизученной проблеме конструированию образа тела сверхчеловека.

Похожие термины:

  • Так говорил Заратустра. Идея сверхчеловека

    "Так говорил Заратустра" — это, пожалуй, самое влиятельное и специфическое произведение Ницше — почти не поддается сколько-нибудь адекватным пересказу и изложению, если таковые должны быть кратк
  • Сверхчеловеческий

    Превосходящий человеческое измерение. Ницше видел в сверхчеловеке цель и смысл («соль земли»). По его мнению, человек существует только потому, что должен быть вытеснен существом высшего порядка,