СВАТАНТРИКА-МАДХЬЯМАКА

Найдено 1 определение
СВАТАНТРИКА-МАДХЬЯМАКА
(санскр. sva–tantrika-ma–dhyamaka, тиб. dbu ma rang rgyud, [школа] срединников, [которые учат] возможности выдвигать самостоятельные доводы) — подшкола буддийской философии мадхьямаки, основанная Бхававивекой (VI в.) Она не только опровергала доводы оппонентов, но и выдвигала свои собственные, которые состояли в следующем. Все обусловленные дхармо-частицы и в целом все существования (т.е. любые вещи, звуки, мысли) лишены самосущего (нихсвабхава), что означает их пустотность (шуньята), или неподлинность, нереальность с точки зрения абсолютной истины. Они подобны иллюзорным предметам. Они таковы, поскольку происходят из причин и условий. Необусловленные дхармо-частицы (пространство, нирвана и т.д.) тоже не существуют в абсолютном смысле, поскольку они не имели происхождения и подобны лотосу в небе. Этот довод не означал отрицания эмпирической достоверности вещей, а только отказывал им в абсолютной реальности, на которой настаивали философы Хинаяны. С.-м. выступала в буддизме с объединительными тенденциями, стремясь сгладить противоречия между Махаяной и Хинаяной. На втором этапе развития подшколы её представители Шантаракшита (VIII в.) и Камалашила (VIII в.) привнесли в мадхьямаку идеи йогачары, а Харибхадра (VIII–IX вв.) и его последователи добавили ещё и идеи саутрантиков (см. Саутрантика). Оба течения С.-м. были очень популярны в Индии VIII–XII вв., особенно среди мыслителей Ваджраяны, а также доминировали в тибетской философии вплоть до XV–XVI вв. Ныне С.-м. изучается преимущественно в тибетских школах сакья и кагью.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.