санскр. svatahpramanya — собственная достоверность) — в индийской философии общее обозначение доктрин, признающих самодостоверность познания и отрицающих возможность егонеистиниости. Сторонники сватах-праманья, превяе всего мимансаки, полагали, что признание внешнего источника достоверности суждений (явратах-яраманья) неэффективно, поскольку приводит к регрессу в бесконечность (суждение А будет верифицироваться суждением В, В — С и т. д.), поэтому они склонялись к признанию априорной истинности, т. е. неверифицируемости и нефальсифицируемости источников познания, включая восприятие, логический вывод и особенно словесное свидетельство. Сватах-праманья была направлена прежде всего на то, чтобы вывести из-под действия «верификации» ведийские предписания. Если, напр., в Ведах исполнившему ритуальное действие обещано достижение небес, то факт этого посмертного вознаграждения не может быть оспорен, поскольку, согласно мимансакам, его невозможно ни доказать, ни опровергнуть.
В. Г. Лысенко