(р. 2.1.1948) — спец. по истории филос. и культурологии, переводчик; д. филос. н., проф. Окончил Ереванский гос. ун-т (1970). Докт. дисс. посвящена анализу филос. Э. Кассирера (1981). Работал вед. н. с. Ин-та филос. и права АН Арм. ССР и одновременно преподавал на филос. ф-те Ереванского гос. ун-та. В 1993-94 — лауреат премии им. А. Гумбольдта (Бонн). В 1997 — приглашенный проф. Инсбрукского ун-та (летний семестр) на ф-тах филос. и теории литературы (курсы по теории познания, теории символизма и лит. перевода). С 1993 живет и работает в Базеле (Швейцария). Сост., ред. и один из переводчиков двухтомного собр. соч. Фридриха Ницше (М., 1990); автор примечаний к этому изд. Переводчик и автор комментариев кн. О. Шпенглера «Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории» (Т. 1. М., 1993). Филос. воззрения С. соотносят историю филос. и культуры с философско-антропологической проблематикой. Сама история филос. рассматривается при этом как история судеб сознания, но не в гегелевскофеноменологическом аспекте сознания вообще, а скорее в смысле некоей последовательно и на более высоком дух. уровне продолженной естественной истории творения Э. Геккеля. Понятая так филос, от досократиков и Платона до Гартмана, Штирнера и Ницше, имеет целью не осмысление мира, а — через последнее — самооткровение и саморазвитие человеческой индивидуальности. Если венцом творения в смысле эволюционной теории являлся человек как биол. особь, то неизбежно встает вопрос о венце творениия в человеке как таковом. Этот вопрос: что в самом человеке кульминирует собственно человеческое, как собственно человеческое кульминирует чисто природное — указывает единственно на мышление. Мышление есть (духовно) высшее в человеке, подобно тому как (биологически) человек есть высшее в природе. История филос. примыкает в этом смысле к истории творения и продолжает ее. Это значит: если эволюционная теория (тематически) принадлежит к истории филос, то лишь потому, что и история филос, в свою очередь, принадлежит (онтологически) к эволюции как наивысшая и совершенная ступень ее. В продолженной т. о. и выведенной в дух. антропогении — человек как высший член природы, мышление как высший член человека — решающим оказывается последний вопрос, где антропогенез естеств. истории Геккеля, переросший в пневматогенез истории филос. как таковой, корректируется и потенцируется в абсолютном индивидуализме Макса Штирнера. Если мышление есть высшее в человеке, то путь эволюции после Штирнера, для к-рого человек — это либо пустое слово, либо конкретный имярек, заостряется в вопрос: чье мышление? Ответ имманентен решению центр, проблемы истории философии от Парменида до Сартра: мышление философа, к-рый сумел бы преодолеть hiatus между мышлением и бытием, между эссенцией и экзистенцией, между тем, что он мыслит, и тем, что он есть. Поиск такого философа, определяющий весь круг филос. интересов С, привел его, после долгих блужданий по историко-философ. пространству (осн. этапы: Гераклит, Платон, Аристотель, Ориген, неоплатонизм, Абеляр, Фома, Декарт, Лейбниц, Кант, нем. идеализм, Штирнер, Гартман, Ницше, Гуссерль), к мировоззрению Рудольфа Штейнера, в к-ром его «филос.» судьба, по признанию С, совпала с его «частной» судьбой.
Соч.: Эстетическая сущность интуитивной философии А. Бергсона. Ереван, 1978; Проблема символа в современной философии. Ереван, 1981; Философское мировоззрение Гете. Ереван, 1983; Голоса безмолвия. Рильке, Валери, Блок, Чаренц, Нарекаци, Гете. Ереван, 1984; Феноменологическое познание: Пропедевтика и критика. Ереван, 1987; Человек как творение и творец культуры // ВФ. 1987. № 6; Судьба математики в истории познания Нового времени // ВФ. 1989. № 12; Философия символических форм Э. Кассирера. Ереван, 1989; Иоганн Вольфганг Гете. М., 1989; Становление европейской науки. Ереван, 1990; Фридрих Ницше: мученик познания [вступительная статья] // Фридрих Ницше.
Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990; Освальд Шпенглер и его реквием по Западу [вступительная статья] // Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. М., 1993; Ницше, или Как становятся Богом. Две вариации на одну судьбу. Ереван, 1999; статьи: Антропософия, Баденская школа, Воля к власти, Марбургская школа, Неокантианство и др. // НФЭ: В 4 т. М., 2000-01; Загадка истории философии (Опыт антропософского прочтения «Загадок философии» Р. Штейнера) // ВФ. 2002. № 12; О конце истории философии // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2006, № 4; Unterwegs nach Damaskus. Zur geistigen Situation zwischen Ost und West. Stuttgart, 1993; Die Karl Ballmer-Probe. Sieden, 1994.
СВАСЬЯН Карен Араевич
СВАСЬЯН Карен Араевич
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009