СУННИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Суннизм
ортодоксальное («правоверное») направление в исламе. Его последователи признают не только Коран, но и «священное предание», состоящее из рассказов (хадисов) о деяниях Мухаммеда и его изречений. С. был официальной религией араб. халифата. Впоследствии распространился в Ср. Азии, Закавказье, Поволжье, Сибири, на Урале, в Малой Азии, Египте и Сев. Африке. Большинство мусульман в СССР — последователи суннитского направления.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

СУННИЗМ
осн. направление в исламе, считающееся ортодоксальным, «правоверным» (в отличие от шиизма). Подавл. большинство мусульман принадлежат к С. Из стран распространения ислама приверженцы С - сунниты - составляют меньшинство населения только в Иране, Йемене и Южн. Ираке, где численно преобладают шииты. В СCCP большинство мусульман также придерживается С. и только в Азербайджане и Нагорном Таджикистане большинство мусульман составляют шииты.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Суннизм
одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений в исламе. В странах распространения ислама приверженцы суннизма - сунниты - составляют большинство, кроме Ирана, Южного Ирака, Йемена, Азербайджана, где большинство - шииты, и Омана, где большинство - ибадиты (атипичная линия, возникшая от древних хариджитов). При решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) опираются на "согласие всей общины", в отличие от шиизма, признающего имамами-халифами лишь Алидов.

Источник: Философия политики: глоссарий

Суннизм
(от араб, ас-сунна обычай, образец, пример) одно из направлений ислама, имеющее наибольшее число последователей среди мусульман. Его приверженцы именуют себя ахль-сунна (люди сунны), исходят из убеждения, что придерживаются неискаженной традиции пророка Мухаммада. В соответствии с учением С. главу мусульман избирает сама община; признаются достоверными шесть известных сборников хадисов (рассказов о высказываниях и поступках Мухаммада), составленных ал-Бухари, Муслимом, Абу Даудом, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджи, легитимными и праведными считаются четыре первых халифа (глава мусульманской общины, замещающий посланника Аллаха) Абу Бакр, Омар, Осман и Али. Сунниты принадлежат к одному из четырех мазхабов (религ. — правовых школ, толков) ханафитскому, маликитскому, шафиитскому или ханбалитскому. Как определенное учение в исламе С. оформился в 10–11 вв. в борьбе с шиизмом. Последователи С. составляют большинство населения во всех мусульманских странах, кроме Ирана и Ирака. В России подавляющее большинство мусульман являются приверженцами С. (см. Ислам в России).

Источник: Религии народов современной России

СУННИЗМ
наиболее многочисл. из 2 (наряду с шиизмом) направлений ислама. Приверженцы С. - сунниты - живут в основном в Азии и Африке (в Пакистане, Бангладеш, Индии, Индонезии, Малайзии, Китае, Афганистане, Турции, Сирии, Ливане, Сауд. Аравии и ар. странах Аравийского п-ова и Персидского залива, в Иордании, Иране, странах Сев., Вост. и Зап. Африки), также в СССР, Болгарии. Югославии, Албании, на Кипре и в США. Возник С. во вт. пол. 7 з. в Аравии, а в 8-12 вв. в ходе религ.-политич. борьбы в Халифате оформился как господств. направление ислама. Сунниты наряду с Кораном признают святость сунны, возвеличивающей помимо пророка Мухаммеда я халифа Али ряд халифов, отвергаемых пиитами. 3 С. 4 школы (см. Мазхаб) религ.-юридич. толка. В нашей стране из них сейчас действуют ханифиты и шафииты. Как ре.чиг. направление С. ныне не централизован. С кон. 8 - нач. 9 а. а L. возникли мистич. течения - суфизм и др., в 18—19 вв. развились луритан. религ.-политич. направления (ваххабизм/, а в 19-20 вв. реформац.-модер-нист. -ечения. Важнейшие места ежегодн. паломничества мусульман (хаожжа! - Мекка и Медина.

Источник: Атеистический словарь

СУННИЗМ
от араб. сунна – обыкновение, образ действий, поведение) – одно из двух осн. направлений в исламе (более 300 млн. из 400 млн. мусульман). После смерти Мухаммеда в обстановке политич. борьбы за пост халифа последователи ислама раскололись: большинство (сунниты), придерживавшиеся мирской т. зр. на халифат, считало, что халиф, распорядитель всех дел мусульман, может быть избран из рода корейшитов при согласии общины и в своей деятельности может руководствоваться только Кораном – "речью Аллаха" и священным преданием о действиях и изречениях пророка (сунна, хадис). В противоположность шиитам (см. Шиизм), сунниты отвергали духовные истоки халифата и имамат и не признавали чудесных свойств за потомками пророка. Лежащие в основе С. отказ от мистич. толкования Корана и опора на предание о пророке, а также необходимость общих юридич. норм на огромной территории халифата (7–10 вв.) создали предпосылки для развития правовой формы ислама, в к-рой первое место отводилось буквальному соблюдению всех установлений шариата – религ. закона. Именно для С. характерны наиболее жесткие формы ортодокс, ислама, противополагающего себя всякому "вольномыслию" и "философии", хотя в шиизме впоследствии развились и собирание хадисов (включая хадисы имамов), и правовой аспект ислама, и жесткая ортодоксия, а принадлежность к одному из четырех правоверных суннитских толков (мазхаб) не мешала многим суннитам как становиться мистиками-суфиями (см. Суфизм), так и разрабатывать филос. теории (напр., аль-Кинди). В наст. время в странах распространения ислама принято равноправие четырех суннитских толков фикха (шариатской юриспруденции), однако в каждой стране придерживаются преим. одного из этих толков – ханифитского (основатель Абу Ханифа, ум. 767), маликитского (основатель Малик ибн Анас, ум. 795), шафиитского (основатель аш-Шафии, ум. 820) или ханбалитского (основатель Ахмед ибн Ханбаль, ум. 855). Различия в этих толках не принципиальны, касаются юридич. частностей; свободного рассуждения (иджтихад), широко практикуемого в шиизме, в С. до последнего времени не допускалось. В совр. мусульманском суннитском реформизме широко обсуждается вопрос о допустимости иджтихада и о слиянии четырех мазхабов (отчасти практикуется в законодательстве ОАР и Турции). Лит.: Шарль Р., Мусульманское право, пер. с франц., М., 1959; Mассэ ?., Ислам, пер. с франц., М., 1961; ?етрушевский И. П., Ислам в Иране в 7–15 вв.. Л., 1966. А. Бертельс. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СУННИЗМ
наиболее распространенное ортодоксальное течение мусульманского богословия; для него характер но признание источником и основой для решения философско-религиозных проблем, наряду с Кораном, сунны, т. е. священного предания.
Религиозно-правовая основа С. как течения в исламе - шариат - сложилась к IX - ? вв. "Фундаменталистский" С. противостоит социальным нововведениям и ломке традиций, считая следования сунне и нормам шариата главным содержанием общественной жизни в мусульманской общине.
Отличием суннитского направления от шиитского является отношение к наследованию духовной власти: имама-халифа (преемника Мухаммада) как светского и духовного главу мусульман должны избирать члены исламской общины. При этом, в отличие от социальных уравнительных тенденций хариджизма, в С. права имама намного шире как в духовной, так и в светской сфере.
В отличие от иррационального характера суфийских учений мистического пути трансцендентного постижения Бога (см. "Суфизм"), рациональные черты С. проявляются в логическом обосновании богословия, в иерархической духовной и социальной структуре как определенном воплощении божественного порядка. В этом смысле для С. характерны следующие черты: опора на коранические концепции картины мира и человека, а также рациональная критика христианской и иудейской теологии.
Основы С. строятся на представлениях о сверхценном значении текста пророка (текстовая реальность Корана). В соответствии с ними общество и природа рассматриваются как отражение космического порядка Бога-абсолюта, отражение структуры Мирового Разума, Мировой Души. Философское учение С. в значительной степени адаптировало элементы идеалистической философии неоплатонизма (соединение идеи монотеизма и множественности явлений реального мира), рационалистической философии Аристотеля и т. д.
С. обладает глубокой преемственной духовной культурой, на которой основаны поиски новых религиозно-философских идей для защиты и выживания мусульманского богословия в эпоху НТР. Предпринимаются многочисленные попытки согласовать религиозную философию С. с последними научными открытиями и концепциями. В частности, для описания возникновения Вселенной проводится креационистский анализ концепций "первовзрыва", используются пробелы в научном описании возникновения и развития жизни на Земле и т. п.
Новые религиозно-философские идеи позволяют С. приспособиться к требованиям современной цивилизации в поиске собственного пути развития и сохранения своеобразия единой духовной культуры ислама (в отличие от технократического индивидуализма Запада). Современный С. во многом воспринял идеи панисламизма конца XIX - начала XX в., развившегося в учении Ал-Афгани, в стремлении найти собственный путь развития.
(Лит.: Ислам - Энциклопедический словарь. М., 1991; Философская энциклопедия, т. 5. M., 1960; Григорян С. H. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966, 352 с.)
И. А. Латыпов

Источник: Современный философский словарь