Сунна

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СУННА
Священное предание ислама, содержащее рассказы (хадисы) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

СУННА
Священное предание ислама, собрание достоверных сведений о деяниях и речениях Пророка Мухаммада. Сунна состоит из хадисов.

Источник: Ислам классический. Энциклопедия.

Сунна
мусульманское священное предание, свод толкований "Корана" в догматических, юридических и социальных аспектах, сложилась в конце VII -IX веках. Состоит из хадисов - повествований о поступках и изречениях Мухаммеда.

Источник: Философия политики: глоссарий

Сунна
мусульманское священное предание, состоящее из хадисов (рассказов об эпизодах жизни Мухаммада). Сложилась в конце VII – IХ вв. Суннизм – одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений ислама. Наряду с Кораном признает сунну. В странах распространения ислама сунниты составляют большинство (кроме Ирана, Ирака, Йемена и некоторых других).

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

СУННА
араб. «образ действий», «поведение»): Священное предание ислама, содержащее рассказы (хадисы) о поступках и изречениях пророка Мухаммада. Рассматривается как дополнение Корана, помогающее полнее уяснить его содержание. Составлена в конце 7 – начале 8 в. и состоит из 6 сборников, содержащих данные о становлении и начальной стадии развития ислама. Как и Коран, Сунна является исходной базой исламского вероучения и культа, а также норм мусульманского права и морали.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

СУННА
араб. - обыкновение, образ действий, поведение) — св. предание ислама, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. С. в исламе придано значение источника, поясняющего и дополняющего Коран и служащего второй (после Корана) основой мусульм. правасложение С. восходит ко вт. пол. 7 - нач. 8 в. 6 сборников С. -главные из них составлены аль-Бухари (810-870) и Муслимом (817—875) - играют роль канонических. Наряду с преобладающим легенд, материалом С. содержит историч. данные, характеризующие процессы -развития ислама и положение разных соц. слоев в первые 2 столетия Халифата. Истолковывая С., совр. мусульм. богословие, как правило, модернизирует ее.

Источник: Атеистический словарь

Сунна
(араб. — обычай, переданный от предков) —первоначально — свод правил поведения и обычаев древне-арабск. общины. После возникновения ислама С. означает совокупность рассказов (хадисов) о деяниях, поступках и изречениях Мухаммеда. Вначале хадисы передавались изустно. Однако со временем их накопилось большое количество, и возникла необходимость записывать их и составлять из них сборники, к-рые стали предметом изучения мусульм. богословов и юристов. Возникновение С. объясняется необходимостью регулировать вопросы, к-рые не освещены в Коране. Существует шесть канонических сборников хадисов. Наиболее авторитетным среди них признан «Аль-Джами ас-Сахих» («Подлинное собрание», «Здоровое собрание»), подготовленный в 11 в. среднеазиатским богословом Мухаммедом ибн Исмаилом аль-Бухари. Мусульмане считают этот сборник второй после Корана вероучительной книгой ислама.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

СУННА
(арабск. - обыкновение, образ действия, поведение) - мусульм. «свящ. предание», совокупность рассказов (хадисов) о поведении Мухаммеда и его «изречения». По представлению мусульман, С. дополняет и разъясняет Коран, уступая только ему по своему религ. значению. С. возникла ок. сер. VII в. и развивалась в последующие Полтора-два столетия путем собирания, а фактически - измышления новых хадисов. Она отражала изменения, происходившие в вероучении, культ» и обрядности ислама в результате его развития в раннефеод. обществе. Во второй пол. IX в. из огромной массы хадисов были отобраны те, н-рые соответствовали интересам мусульм. феодалов и духовенства. Отобранные хадисы составили 6 канонич. сборников С. Из них наиболее авторитетным сборником у мусульман стал «Ас-Сахих» («Здоровый», «Подлинный»), составленный Бухари. С. служит одним, из источников фикха, т. е. мусульм. правоведения.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

СУННА
араб. обычай, пример) — термин, который в арабо-мусульманской и исламоведческой литературе употребляется в разных значениях, основными из которых являются: 1) «традиция» Пророка Мухаммада как Священное Предание, объясняющее и дополняющее Священное Писание — Коран; 2) «традиция» Пророка как образец и руководство для мусульманской общины; 3) «традиционалистский», или мажоритарный, ислам, в отличие от периферийных групп, прежде всего шиизма; 4) «традиция», в противоположность «новшеству» (бида; последнее чаще всего имеет отрицательный оттенок, хотя иногда различают «порицаемое» и «благое» новшества); 5) «добровольное», факультативное, по сравнению с «обязательным» (фард; эти квалификации преимущественно относятся к сфере культа).
Ниже рассматривается лишь первое значение термина «сунна». Сунна (полная форма «суннат ан-Наби», или «суннат Расул ал-Лах», сунна Пророка, сунна Посланника Божьего) зафиксирована в виде хадисов (у шиитов — ахбар) — «преданий» о словах и деяниях Пророка. Подобно Корану, сунна считается божественным откровением, но Коран представляет собой «богопродиктованное» откровение, целиком принадлежащее Богу со стороны смысла и словесного оформления, а сунна — «боговдохновенное», выраженное словами самого Пророка. Правда, среди хадисов обычно выделяют «пресвятые хадисы» (ахадис кудсиййа), рассматривающиеся также как слова Бога, а не Мухаммада (а по форме отличающиеся тем, что в них Всевышний говорит от первого лица).
Сунна считается вторым после Корана источником мусульманского вероучения. Уступая Корану по степени святости, в определенном отношении она полагается равной ему: в случае несоответствия между аятами Корана и хадисами последние могут «отменять», модифицировать первые, и наоборот. Такова позиция большинства мусульманских богословов и юристов (исключение составляют представители шафиитской школы права, полагающие, что Коран может быть «отменен» только Кораном, а сунна — только сунной).
Хадисы, как и Коран, охватывают разнообразные вопросы — вероучительного (религиозного, культового, правового и этического) и нарративного характера. На основе хадисов последней категории была составлена Сира — жизнеописание Мухаммада. Нормативная же часть хадисов составляет «сунну» во втором значении этого слова.
При жизни Мухаммада сунна, хадисы (в отличие от Корана), как правило, не записывались, а передавались изустно. Хадисоискательство, путешествие в поисках передатчиков хадисов составляло характерную черту культуры ислама первых столетий. В то же время появление множества поддельных хадисов вызвало к жизни различные дисциплины, исследующие хадисы прежде всего с целью установления их подлинности. Своего рода результатом такой критики стали «шесть достоверных сборников» (сихах ситга), впоследствии канонизированных в суннитском исламе. Их авторами были соответственно ал-Буза ри (ум. 870), Муслим (ум. 875), АбуДауд (ум. 888), ан-Насай (ум. 915), ат-Тирмизи (ум. 892) и Ибн Маджа (ум. 886). Самыми авторитетными из этих сборников признаются первые два, особенно «ас-Сахих» ал-Бухари — вторая после Корана священная книга мусульман. Из шестисот тысяч исследованных хадисов ал-Бухари включил в свой сборник лишь немногим более 7 тыс. (а если не считать повторяющихся — то менее 3 тыс.), тематически распределенных по 97 «книгам» («Об откровении», «О молитве», «О посте», «О браке», «О купле-продаже» и т. п.), в свою очередь подразделенных на 3450 глав. В шиитском исламе сунна, помимо высказываний Пророка, включает и высказывания имамов. Два канонических сборника таких хадисов составили ал-Куляйни (ум. 941) и Ибн-Бабавайх (ум. 991). Еще два широко признанных сборника принадлежат АбуДжафаруат-Туси (ум. 1067).
Лит.: Краткий сборник хадисов. Сахих аль-Бухари, пер. Абдуллы (Владимира) Нирша. M., [1999]. Т. Ибрагим

Источник: Новая философская энциклопедия