СУН ЯТ-CЕH

Найдено 1 определение
СУН ЯТ-CЕH
Сунь Чжун-шань, Сунь В э н ь (12 ноября 1866 – 12 марта 1925) – кит. революционер-демократ и мыслитель, первый президент Кит. республики (в 1911). Род. в бедной семье близ г. Гуанчжоу. Учился в миссионерской школе на Гавайских о-вах; закончил мед. ин-т в Сянгане (1892). С. Я.-с. – организатор "Кит. объединенного революц. союза" ("Чжунго гэмин тунмэн хой") (1905); ему принадлежит создание программы партии, в к-рой была сформулирована задача установления в Китае демократич. республики и проведения социальных преобразований с целью улучшения положения народа. После Учанского восстания 1911, провозгласившего свержение монархии и установление республики, С. Я.-с., вернувшийся из эмиграции, был избран президентом, но вскоре был вынужден уступить этот пост Юань Ши-каю, перешедшему уже через неск. месяцев к политике подавления революции. С. Я.-с. – создатель и руководитель "Национальной партии" (Гоминьдан). С 1917 возглавил пр-во в Гуанчжоу. В поел, годы жизни С. Я.-с. пришел к убеждению, что успеха кит. революции невозможно добиться без пробуждения масс и объединения с народами, относящимися к Китаю как к союзнику в борьбе с колониальными устремлениями. С. Я.-с. отнесся с сочувствием к ?кт. революции, после создания китайской компартии стал ближе к массовому движению и в 1923 реорганизовал Гоминьдан, приняв в него коммунистов. Политич. и экономия, взгляды С. Я.-с. формировались гл. об. под воздействием зап.-европ. и амер. мысли и опыта революций в капиталистич. странах. Осн. положения его учения сводятся к "трем принципам": национализму, народовластию и нар. благосостоянию. Содержание этих принципов прошло различные стадии развития, видоизменяясь в соответствии с историч. условиями, расстановкой классовых сил, обогащением опыта самого С. Я.-с. Принцип национализма, сначала направленный против маньчжурской династии, впоследствии трансформировался в теорию сплочения кит. народа для борьбы с империализмом. Принцип народовластия, первоначально обозначавший борьбу за демократич. республику, далее был разработан как план политич. устройства, предусматривавший всеобщее избират. право и разделение властей; при этом к исполнительной, законодательной и судебной власти С. Я.-с. добавил экзаменац. и контрольную власть, к-рые, по его мнению, должны были быть восприняты как положит. моменты из традиц. кит. политич. строя. Принцип нар. благосостояния мыслился сначала как "уравнение" прав на землю; впоследствии С. Я.-с. включил в этот принцип задачу разработки естеств. богатств Китая, развития путей сообщения и основания крупных гос. предприятий; по мысли С. Я.-с., должно быть предотвращено накопление богатства в частных руках, обострение имуществ. неравенства и возникновение антагонистич. классов. Истинные причины социального прогресса С. Я.-с. видел в стремлении человечества к улучшению своего существования, классовую же борьбу рассматривал как болезнь, развивающуюся в ходе прогресса. В. И. Ленин, анализируя взгляды С. Я.-с., указал на их непоследовательность и народнич. окраску, но вместе с тем высоко оценил их демократич. характер (см. Соч., т. 18, с. 144). С. Я.-с. придавал большое значение одной из центр. проблем кит. философии – проблеме взаимоотношений действия и познания. Исходя из противопоставления действия знанию, С. Я.-с. делил людей на три категории: 1) тех, кто видит все заранее (открывателей), 2) тех, кто видит впоследствии (инициаторов и организаторов), 3) тех, кто не видит и не понимает, но действует (исполнителей). Считая, что большинство кит. народа, пассивное и не подготовленное к участию в управлении, относится к последней категории, он выдвинул программу трех этапов революции, согласно к-рой вслед за этапом воен. управления должен следовать этап политич. опеки и лишь затем этап конституц. управления. Теория политич. опеки впоследствии стала основой политич. доктрины гоминьдана и была использована Чан Кай-ши для установления своей диктатуры. В целом идеология С. Я.-с. является революц., направленной на борьбу против остатков средневековья и империализма. Эту борьбу, по С. Я.-с., кит. народ должен вести в союзе с СССР. В предсмертном обращении к ЦИК СССР С. Я.-с. писал: "...Я хочу выразить мою пламенную надежду,... что скоро... Советский Союз как лучший друг и союзник будет приветствовать могучий и свободный Китай, когда в великой битве за свободу угнетенных наций мира обе страны рука об руку пойдут вперед и добьются победы" (Избр. произв., М., 1964, с. 556–57). Соч.: Гофу цюаньшу (Полн. собр. соч.), т. 1–6, Тайбэй, 1963: San min chu i. The three principles of the people, Shanghai, 1927; в рус. пер. – Избр. произв., M., 1964; Капиталистич. развитие Китая, М.–Л., 1925. Лит.: Ленин В. И., Демократия и народничество в Китае; Соч., 4 изд., т. 18; Сенин Н. Г., Обществ.-политич. и филос. взгляды Сунь Ят-сена, М., 1956; Сунь Ят-сен. 1866–1966. К столетию со дня рождения. Сб. ст., воспоминаний и мат-лов, М., 1966; Сунь Ят-сен. Библиографич. указатель, М., 1966; Wou-Saofong, Sun Jat-sen. Sa vie et sa doctrine, P., 1929; Chu Сhi-hsien, A study of the development of Sun Jat-sen´s philosophical ideas, Ann Arbor, 1950; Chesneaux J., Sun Jat-sen, [P.], 1959. В. Рубин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.