СУНЬ ЦИФЭН
СУНЬ ЦИФЭН
Сунь Цитай, Сунь Чжунъюань, прозв. Сяфэн сяныиэн ("учитель из Сяфэна"). 1585, Жунчэн обл. Чжидай (на территории совр. пров. Хэбэй), - 1675. Ученый-неоконфуцианец, один из "трех великих конфуцианцев" (сань да жу) 17 в. наряду с Хуан Цзунси и Ли Юном. После падения дин. Мин, чтобы избежать служения маньчж. дин. Цин, скрывался в пров. Хэнань, в деревушке Сяфэн, занимаясь педагогич. практикой. В молодости увлекался учением Лу [Цзюаня] - Ван [Янмина] школы, в последние годы жизни отдавал предпочтение учению Чжу Си (12 в.), стремясь обосновать синтез этих систем, имеющих, по С. Ц., "различные истоки", но приводящих к принципиально одинаковым заключениям. Осн. соч. - "Ли сюэ цзун чжуань" ("Традиция учения о принципе"), "Сы шу цзинь чжи" ("Суть "Четверокнижия"), "Ду и да чжи" ("Гл. суть изучения "[Канона] перемен"), "Ли сюэ чжуань синь" ("Компиляция [на тему] сути традиции учения о принципе"), "Сяфэн сяньшэн цзи" ("Собр. произв. учителя из Сяфэна"). Натурфилос. построения С. Ц. подразумевают "совпадающее единство принципа и пневмы" (ли ци хэ и, см. Ли [1], Ци [1]), а также "неразрывность" дао и вещных "орудий" (ци [2]). Проблему соотношения "сердца" (синь [1]) - сознания и психики, с одной стороны, и "индивид. [природы]" (син [1]) - с другой, решал в русле учения Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.), отождествлявшего "сердце" с "природой", а последнюю - с "принципом". Осн. метод самосовершенствования, по С.Ц.,- "размышление в одиночестве" (шэнь ду), медитативная практика, нацеленная на актуализацию "небесного принципа" (тянь ли, см. Тянь, Ли [1]) и его этич. проявление в каждодневном поведении. В этико-психо-логич. учении С.Ц. заметно влияние чань-буд. доктрины "внезапного просветления" (см. Чань школа, Хуэйнэн). Ма Чжэньдо