СУКХАВАТИВЬЮХА

Найдено 1 определение
СУКХАВАТИВЬЮХА
(санскр. Sukhavativyuha - «Подробное описание счастливого [рая]») — сочинение ранней махаяны из литературного цикла, посвященного будде западного региона Амитабхе (Амитаюс), составленное во 2 в. и чрезвычайно популярное на Дальнем Востоке. Будда на холме Гридхракута близ Раджагрихи, сопровождаемый тысячами монахов, учеников и бодхисаттв, перечисляет в беседе со своим любимым учеником Анандой 81 своего предшественника. Последний из них, будда Локешварараджа, рассказывает монаху Дхармакаре, к-рый благодаря подвигам «пути бодхисаттвы» в течение бесчисленных мировых периодов однажды возродился в виде будды Амитабхи, о райских «странах Будды».
В «Будда-лэнде» Сукхавати нет ни адских регионов, ни животных воплощений, но распространяется блаженное благоухание, текут сладкие реки, растут деревья из драгоценных камней и сказочный лотос, а его обитатели испытывают все возможные удовольствия. Рассуждения на этические темы связаны, во-первых, с необычайно успешным жизненным путем Дхармакары, вонторых, со способами достижения буддийского рая.
В гл. X сообщается, что Дхармакара, исполняя обет бодхисаттвы, никогда не позволял себе в течение неисчислимых «эонов» даже и отдаленных импульсов похоти, злобы или жестокости, избегая контактов с объектами пяти чувств. Он был деликатен в общении, сострадателен, уживчив, дружелюбен, удовлетворен тем, что у него было, лишен зложелательства, легкомыслия, подозрительности, лукавства, его речь была благожелательна, он был усерден и настойчив в своем стремлении к Чистой Земле. Ради блага всех существ Дхармакара постоянно рецитировал молитву, демонстрируя в то же время почтение (без лести) к друзьям, учителям, общине, дхарме и Будде, побуждая и других совершать добрые дела. Исполняя непрерывно обеты бодхисаттвы, он постепенно осваивал «совершенства» (парамиты), начав со щедрости (дана). Он был примером для других в достижении «совершенств» познания Gnana), медитации (dhyana), мужества (вирья), терпения (кшанти) и нравственного поведения (шила).
В результате он накопил такую «заслугу» (пунья), что в каком бы месте он ни возрождался, к нему со всей Земли стекались несметные богатства. Его подвиги позволили ему, наконец, постичь истину «пустоты» (sunyata), а также реальное отсутствие причинно-следственных связей и целей существования. Это накопление «заслуги» доступно, однако, не только Дхармакаре: в гл. VIII перечисляются различные проявления этой аккумуляции «корней благого» (см. Кушала). Будда утверждает, что ему не стоило бы достигать полноты знания, если бы его почитатели не могли накопить «капитал», достаточный для рождения в благородной семье, созерцания дерева «просветления» (bodhi), обретения любых земных богатств и предметов роскоши (ср. ригоризм «Брахмаджаласутты» в связи с подобными излишествами) и для возрождения в «стране Будды» после одного лишь слышания его имени.
В гл. XVII Будда говорит Ананде, что результат действий - постепенное плодоношение «корней благого» у истинно добродетельных существ - на деле постижим только для будд (даже не для его ближайших учеников).
В гл. XXVII-XXVIII выясняется мера заслуг истинных почитателей Будды западного рая. Те, кто благочестиво размышляют о Татхагате и усердно накапливают «заслугу», обращаясь всей мыслью к «просветлению», и молятся о том, чтобы возродиться в блаженной земле, удостаиваются явления им в час смерти Амитабхи, окруженного свитой монахов. Тем же, кто его почитают, но не так усердно, и не стремятся со всей энергией накопить «заслугу», Амитабха является в образе, сходном с действительным, но наделе «созданном мыслью». Текст «С», в т.ч. его этические импликации, следует рассматривать в исторической перспективе. Доступность рая Амитабхи, даже для нерадивых и лишь преданных его имени, постепенно претворяется в возможность легкого пути в «Будда-лэнд» даже для тех, кто совершает наиболее тяжкие преступления (что было бы немыслимо в классическом буддизме - см. «Саманнапхала-сутта»).
В произведении того же цикла, «Амитаюрдхьяна-сутра», созданном в то же время, что и «С», могущество Амитабхи демонстрируется избавлением от самых страшных наказаний даже за совершение пяти наиболее тяжких преступлений (см. «Махавибхаша») при условии одного лишь мысленного обращения к Амитабхе (гл. XXIX, XXX). Перспектива легкого достижения рая и обусловила широкую популярность секты «Чистой Земли» в странах «северного буддизма». Лит.: Sukhavativyuha / Ed. by P.L. \&dia // Mahayanasiitrasari, graha Pt. I. Darbhanga, 1961 (Buddhist Sanskrit Texts. № 17). В.К.Шохин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001