СУБЛИМАЦИЯ

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СУБЛИМАЦИЯ
в философии Фрейда переключение энергии с сознательно неприемлемых целей на социально приемлемые, т.е. энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую.

Источник: Тематический философский словарь

СУБЛИМАЦИЯ
[от лат. sublimare возносить] — процесс преобразования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художественного творчества.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

СУБЛИМАЦИЯ
термин псикоаиализа. Означает трансформацию склонностей и низших инстинктов е возвышенные чувства: так, например, сексуальние устремления могут «сублимироваться» в зсюлетические или религиозние уппремлении.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

СУБЛИМАЦИЯ
термин психоанализа. Означает трансформацию склонностей и низших инстинктов в возвышенные чувства: так, например, сексуальные устремления могут «сублимироваться» в эстетические или религиозные устремления.

Источник: Философский словарь

Сублимация
лат. sublimo – возношу) – термин, использующийся в теории психоанализа, обозначает процесс преобразования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художественного творчества.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Сублимация
по [12] непосредственный переход при нагревании твердого вещества (тела) в газообразное минуя стадию жидкости. Возгонка. В психологии, обществоведении и фантастике - замещение одних потребностей - другими, как правило, половых - работой.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

СУБЛИМАЦИЯ
возгонка", "вытеснение") – понятие в психоанализе З.Фрейда, обозначающее процесс вытеснения и преобразования неиспользованной психополовой энергии в другие виды деятельности: творчество, интеллектуальный труд, занятия спортом и т.д.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

СУБЛИМАЦИЯ
исторически сформировавшаяся способность человека переводить (преобразовывать) энергию животных инстинктов в разнообразные виды деятельности и формы творчества, одобряемые обществом (художественное творчество, социальная деятельность и т.д.). Термин введён З.Фрейдом.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

СУБЛИМАЦИЯ
согласно концепции З. Фрейда, процесс преобразования энергии сексуального влечения, предполагающий направление сексуальной энергии на достижение культурно-значимых целей. Процесс С. противоположен вытеснению сексуального влечения, перемещению его в сферу бессознательного.

Источник: Краткий философский словарь.

СУБЛИМАЦИЯ
(Sublimierung; лат.) — утончение, одухотворение; в психоанализе Фрейда — преобразование вытесненного полового влечения в некое мнимо компенсирующее его действие или в духовную деятельность, большей частью в сфере религии, метафизики или искусства. Именно в этом смысле объясняет психоанализ в значительной степени деятельность в области культуры; см. Ресублимация.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Сублимация
(лат. sublimare – возносить) – в психоанализе З. Фрейда: одно из основных понятий, обозначающих механизм психологической защиты; психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных сексуальных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Так, разные виды деятельности, включая танцы, юмор, живопись, музыку и пр., могут рассматриваться как сублимированное замещение половых или агрессивных побуждений. Эти представления отражают биологизаторскую интерпретацию психики, свойственную фрейдизму.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

СУБЛИМАЦИЯ (СУБЛИМИРОВАНИЕ)
процесс и механизм преобразования энергии сексуального влечения, характеризующийся заменой сексуальной цели на цель более отдаленную и более ценную в социальном отношении. С. - процесс, происходящий с объектом либидо, и состоит в том, что влечение переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения; суть при этом заключается в отвлечении от сексуального. По Фрейду, способностью к С. обладают все люди. Но при этом многие люди обладают ей лишь в незначительной степени.
В.И. Овчаренко

Источник: Новейший философский словарь

СУБЛИМАЦИЯ
позднелат. sublimatio, от лат. sublimo - высоко поднимаю, возношу) в психологии, психич. процесс преобразования и переключения энер­гии аффективных влечений на цели социальной дея­тельности и культурного творчества. Понятие С. было введено Фрейдом в 1900; в разработанной им концеп­ции психоанализа С. рассматривается как один из видов трансформации влечений (либидо), противопо­ложный вытеснению. В социальной психологии С. свя­зывается с процессами социализации. Проблемам С. уде­ляется значит. внимание в психологии творчества, детской психологии, психологии спорта и др.

Источник: Советский философский словарь

СУБЛИМАЦИЯ

(от лат. sublimus - возвышенный) - возвышение естественной жизни, ее одухотворение, преображение низшего в высшем. К примеру, в аскетике энергия страстей переключается на духовные цели, а в искусстве - на творчество. "Этика сублимации есть этика "благодати", а этика благодати есть этика религиозная. Вершина сублимации есть Theosis, обожение. Предел совершенства есть Абсолютное совершенство, или Бог" (Б.Вышеславцев). В томизме: преобразование естественных добродетелей, приобретенных по мере достижения нравственной зрелости, в истинные добродетели, связанные с верой, надеждой и любовью: "Совершенство добродетелей обеспечивается только добродетелями божественными, прежде всего любовью" (С.Свежавски).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Сублимация
лат. sublimo — возвышать, возносить) Психологическая категория, активно вошедшая в гуманитарные науки XX в. во фрейдистской (см.: Фрейд) интерпретации. Согласно Фрейду, С. — это психический процесс, в результате которого энергия природных чувственных инстинктов и влечений, бушующая в бессознательной сфере человека, находит выход в сферы сознания и действия, переключаясь, преобразуясь («возвышаясь») в творческую энергию человека в сферах науки, искусства, другой социально значимой деятельности, во все феномены культуры. Понятие С. в этом смысле не является изобретением Фрейда. Оно появилось в немецкой литературе еще в к. XVIII в. и использовалось уже Шопенгауэром и особенно Ницше, как общепринятое в психологии (Ницше, как известно, всегда называл себя психологом, а не философом). На концепции С. основана психоаналитическая теория искусства и художественная критика (см.: Фрейдизм и искусство). В.Б.

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

СУБЛИМАЦИЯ
(от лат. sublimare — возносить) — в психоанализе З.Фрейда процесс и механизм преобразования энергии сексуального влечения, характеризующийся заменой сексуальной цели на цель более отдаленную и более ценную социально. Один из механизмов психол. защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем десексуализации первоначальных импульсов и преобразования их в социально приемлемые формы, посредством трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и об-ва. Обеспечивает перенесение нереализованной энергии в др. области — труд, творчество и пр. Согл. Фрейду, С. — единственный адекватный механизм защиты: остальные не способствуют разрешению ситуации, но лишь загоняют ее вглубь, где она «незаметна». Частный случай С. — переключение энергии либидо на процесс творчества, а также шутки, проявления остроумия и иные действия, быстро вызывающие разрядку напряжения в форме, санкционированной об-вом. Н.Д.Наумов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СУБЛИМАЦИЯ
лат. sublimo—возвышаю) — переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые (высшие, возвышенные). Согласно 3. Фрейду, С.— это процесс. заключающийся в том, что влечение (либидо) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую. Через призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки, развитие человечества. В западной философской антропологии (Шелер) способностью к С. наделены все формы организации природного мира, а человек является последним актом С. в природе. М. Шелер вводит термин “сверхсублимация”, понимая под ним “чрезмерную интеллектуализацию”, свойственную совр. культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. Теория С., считающая духовное преобразованной энергией первичных влечений, сводит в конечном счете социальное к биологическому и не может объяснить сложности и специфичности культурно-исторического процесса.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СУБЛИМАЦИЯ
психический процесс, представляющий собой Переключение энергии либидо (полового инстинкта) с непосредственных целей на цели несексуального свойства. Понятие сублимации было теоретически обосновано 3. Фрейдом. В его учении сублимация рассматривается как один из механизмов превращения инстинкта либидо, необходимость которого диктуется культурой с ее правилами сексуального поведения. Действие этого механизма состоит в том, что импульсы либидо, прямая реализация которых социально неприемлема, разряжаются в деятельности, допустимой и поощряемой культурой. Классический пример сублимации - научно-исследовательская деятельность. Вырастая из инфантильного сексуального любопытства, страсть ученого к познанию есть нечто иное, чем перенесенная на научный объект сексуальная страсть. Таким образом, научные изобретения, открытия, равно как и все прочие достижения культуры представляют собой овеществленное и опредмеченное либидо человечества. Энергетический источник культурного развития - сексуальный инстинкт человека. Сублимация при всей ее огромной роли в жизни человека и общества имеет, по Фрейду, два недостатка. Во-первых, не все люди одинаково способны к ней. Во-вторых, сублимация, используя анергию либидо, не может полностью заменить прямую разрядку ее в сексуальном действии. Значит, прогресс культуры идет за счет человеческого счастья. В-третьих, считал Фрейд, поступательное развитие культуры, требующее сублимации все большей и большей энергии либидо, подвело человечество к опасной черте, за которой - массовая невротизация, «дикие» проявления сексуального инстинкта, вспышки немотивированной жестокости, разрушение морально-этических устои общества.

Источник: Краткий философский словарь 2004

СУБЛИМАЦИЯ
от лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Идея С. нашла отражение в произведениях писателей XVIII в. Г. Штиллинга и Новалиса, а также в работах А. Шопенгауэра и Ницше. В начале XX в. понятие С. стало широко использоваться в психоанализе.
Согласно Фрейду, С. - это процесс переориентации влечения {либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, и преобразования энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность. Сквозь призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. В западной психиатрической генетике и философской антропологии неоднократно предпринимались попытки модификации и модернизации психоаналитического толкования С.
П. Сцонди различает три ступени С., относя к ним "социализацию", т.е. перевод желаний в сферу профессиональной деятельности, "собственно С", связанную с индивидуальной жизнедеятельностью человека, и "гуманизацию" - высшую форму С, способствующую развитию человечества.
У Шелера способностью к С. наделены все формы организации природного мира. Он вводит термин "сверхсублимация", понимая под ним "чрезмерную интеллектуализацию", свойственную современной культуре и вызывающую у человека деструктивные, разрушительные наклонности. В настоящее время идеи С. находят отклик в работах ряда философов, психологов и искусствоведов, стремящихся объяснить отношения между биологическим и социальным, взаимосвязи между индивидом и обществом, этапы социализации личности, особенности протекания культурно-исторических процессов, природу и специфику художественного творчества.

Источник: Современная западная философия: словарь

Сублимация
Изменение состояния (от наиболее тяжелого к самому легкому) или направленности (от самой низкой к самой высокой). Слово «сублимация», первоначально обозначавшее нравственное возвышение, было взято на вооружение сначала алхимиками, а затем и химиками для обозначения перехода тела из твердого в газообразное состояние. В современной философии превалирует фрейдистское толкование термина. Сублимация – это процесс, в ходе которого сексуальное побуждение меняет объект и уровень и находит выражение, хоть и косвенное, в социально приемлемой форме и вне собственно эротического удовлетворения. Именно таким образом обстоит дело в искусстве, философии, духовной жизни вообще, а возможно, и в любви, как только любовь перестает сводиться к сексуальному влечению. В процессе сублимации, пишет Фрейд, подобные влечения «отклоняются от своих сексуальных целей и направляются на цели социально более высокие, уже не сексуальные» («Введение в психоанализ», лекция 1). Иными словами, сублимация означает использование энергии «Оно» на что‑то другое, что имеет большую ценность. На что именно? Цивилизованность, например. «Самыми благородными достижениями человеческого духа, – пишет Фрейд, – мы обязаны психическому обогащению как результату сублимации» («Пять лекций…», V). Инфантильные желания также могут «проявить всю свою энергию и взамен чего‑то неосуществимого поставить перед индивидуумом другую, более высокую цель […], носящую более возвышенный характер и имеющую большую социальную ценность» (там же). Индивидуум при этом получает «более тонкое и более возвышенное» удовлетворение («Болезнь цивилизации», II). Это лучше, чем невроз (возникающий как реакция на вытеснение инфантильных желаний). Это лучше, чем извращение (удовлетворение этих желаний). Это также лучше, чем просто животная сексуальность (игнорирующая эти желания). Вот почему мы говорим, что, изобретая богов, человечество, возможно, изобретает себя. Оно руководствуется не чувством высокого, оно возвышает само чувство.

Источник: Философский словарь.

сублимация
СУБЛИМАЦИЯ (от лат. sublimatio — возвышение; первоначально в химии — возгонка, непосредственный переход из твердого состояния в газообразное) — понятие психоаналитической теории 3. Фрейда, значимое для эпистемологии как подход к генезису культуры. У Фрейда С. — это форма разрешения конфликта биологического и социального, Оно и Сверх-Я. Вся энергия человеческого поведения по своему происхождению — биологическая. В основе поведения лежат два мощных инстинкта — Эрос и Танатос, т.е. жизнеутверждающий сексуальный инстинкт и врожденная агрессивность — инстинкт разрушения и смерти. Прямая реализация этих бессознательных влечений невозможна в силу социально-культурных запретов. С. рассматривается Фрейдом как процесс, в результате которого биологическая энергия реализуется в социально допустимых, одобряемых обществом формах. Энергия влечений отклоняется от их прямой цели — получения удовольствия, и направляется на более отдаленные, социально-приемлемые цели. Художественное дарование, с этой точки зрения, — это способность сублимировать Эрос. Спорт можно трактовать как С. агрессивности и т.д. Все неприродные способы человеческой деятельности оказываются С. биологической основы человеческого поведения. С. предохраняет от избыточного вытеснения, ведущего к неврозам. Она рассматривается Фрейдом как «удавшийся невроз», как форма самотерапии. По мнению критиков Фрейда, такая трактовка культуры является «игрой на понижение» (М. Шелер). Высшие формы культурной деятельности и ее продукты оказываются реализацией элементарных, биологически запрограммированных стремлений, выглядят как всего лишь «возвышающий обман». Кроме того, можно отметить двойственность в трактовке Фрейдом культуры. Культура рассматривается и как один из источников С, и как ее продукт. Сама потребность в С. связана с существующими в культуре (религии, морали) запретами. С др. стороны, С. переключает биологическую энергию на цели культурной деятельности.         В.И. Медведев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

СУБЛИМАЦИЯ
от лат, sublimo — возвышаю) — переключение части энергии с низменных, социально и культурно неприемлемых целей на возвышенные, социально и культурно приемлемые. Идея С. нашла отражение в одном из произв. нем. писателя Г. Юнга Штиллинга, опубликованном в 1785 г., а также в работах нем. философов Шопенгауэра и Ницше. В конце XIX— нач. XX в. понятие «С.» широко использовалось создателем психоаналитического учения о человеке и культуре Фрейдом. В его концепции иск-ва С. рассматривалась в качестве осн. источника и первопричины творческих процессов, худож. произв., духовной культуры вообще (Фрейдизм и художественное творчество). Согласно Фрейду, смысл С. заключается в том, что природное влечение (либидо) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в нравственно одобряемую и соответствующую эстетическим нормам об-ва, в частности в энергию, связанную с худож. творчеством. В соответствии с таким пониманием возможностей переключения природных влечений человека и их направленности на высшие цели, психоаналитическая трактовка иск-ва граничит с абсолютизацией деятельности бессознательного в создании худож- ценностей. Последователи Фрейда нем. психологи О. Ранк и Г. Закс полагают, напр., что из сублимированной инстинктивной силы «эдипова комплекса» (возникающего в детстве полового влечения к родителю противоположного пола) почерпнуты образцовые произв. всех времен и народов. Др. нем. психолог В. Штеке считает, что всякое творчество представляет собой «сублимированную эротику». Подобная трактовка_иск-ва находит отражение в работах мн. совр. западных искусствоведов, литераторов, представителей худож. интеллигенции. Психоаналитическая теория С., считающая худож. освоение мира преобразованной энергией первичных влечений сексуального характера, сводит в конечном счете социальное к биологическому. Эта теория не в состоянии объяснить особенности и специфику ни иск-ва вообще, ни процессов худож. творчества в частности. В качестве одного из возможных объяснительных принципов худож. творчества механизм С. может быть использован в том случае, когда автор делает предметом осмысления и отображения в худож. произв. свои индивидуально-личностные переживания. Однако неправильно сводить худож. творчество исключительно к С., игнорируя связь иск-ва с характером эпохи, воздействие социально-исторических условий жизни людей на формы и способ худож. освоения мира.

Источник: Эстетика: Словарь

СУБЛИМАЦИЯ
позднелат. sublimatio – возвышение, от лат. sublimo – высоко поднимаю, возвышаю) – в теориях ценностей означает возведение ценности от низшего к высшему уровню (напр., у Макса Шелера); в учении Фрейда – особый вид замещения или отклонения инстинктов от присущей им направленности, при к-ром первоначальной (обычно сексуальный) объект влечения замещается другим, более социально приемлемым. В психологию термин "С." ввел Фрейд в 1900. В психоанализе понятие С. используется для объяснения психологич. механизмов творчества и обозначает преобразование в этом процессе низших (большей частью подсознательных) влечений. Толкуя творчество как один из способов разрядки внутр. напряжений и конфликтов, Фрейд попытался объяснить его с позиций биологич. детерминизма; с этой т. зр. невроз у него выступал как результат провала С., а С. – как "удавшийся невроз". Очевидная узость такого объяснения породила дилемму: покончить с биологич. детерминизмом и признать свободу выбора и решения в творчестве или объявить его результаты лишь более утонченной и замаскированной формой выражения тех же осн. влечений (иск-во как "возвышающий обман"). Избрав второй из этих путей, авторы многочисленных фрейдистских сочинений по проблемам творчества утверждают наличие прямой связи между результатами творчества и небольшим числом вариантов осн. влечений и их патологич. отклонений. Напр., согласно работам Т. Рейка, творчество Гете, его "олимпизм" есть результат компенсации параноидного психоза, к к-рому Гете, как утверждают, был близок в юности; в основе творчества Достоевского – чувство вины, порожденное в детстве его враждебными импульсами по отношению к отцу (И. Нейфельд, Достоевский. Психоаналитич. очерк, пер. с нем., Л.–М., 1925). Большая роль в формировании художества придается компенсации им травм детского возраста (З. Фрейд, Леонардо да Винчи. Воспоминание детства, М., 1912). С этих позиций творчество выступает как вид самодеят. психотерапии. Психоаналитики провели много исследований для выявления условий С. и сопутствующих ей процессов. Общую схему сублиматорной деятельности предложил Э. Берглер, выделивший пять уровней С. с вводом и переключением ряда психич. механизмов. В рамках т.н. эгопсихологии, помимо процесса перенесения или замены объекта влечения, подчеркивается роль в С. преобразования самой энергии – превращение ее в форму, пригодную для выполнения специфич. функций Эго. Фрейд и особенно его последователи нередко связывают учение о С. с учением Платона об эросе. Но если в платонизме низшие формы бытия выводятся из высших, то у Фрейда, наоборот, высшие формы сводятся к низшим, к единственным для него реальным биологич. процессам. По словам М. Шелера, в учении о С. фрейдизм выявляет себя как инвертированный платонизм или как "игра на понижение"; учитывая тот реальный факт, что в творчестве принимают участие психич. и психосоматич. процессы разных уровней, фрейдистское учение о С. пытается свести это множество уровней к одному – влечениям и их материалу; при этом сам творч. акт как создание нового качества ускользает от прямого исследования. Лит.: Фрейд З., Бред и сны в Градиве, в кн.: Иенсен В., Градива, Одесса, 1912; его же, Я и Оно, пер. с нем., Л., 1924; Kris ?., Psychoanalytic explorations in art, N. Y., 1952; Bergler E. O., On a five-layer structure in sublimation, "Psychoanalytic Quarterly", 1945, v. 44, No 1. Д. Ляликов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СУБЛИМАЦИЯ
переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс, в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Через это понятие 3. Фрейд объяснял те типы человеческой активности, которые не имеют видимой связи с сексуальностью, но порождены силой сексуального влечения: «Сексуальное влечение обеспечивает труд огромной массой энергии; это происходит в силу присущей ему способности изменять свою цель, не ослабляя напора. Эта способность менять первоначальную сексуальную цель на другую, несексуальную, но психологически ей близ- кую, называется сублимацией».
В психоанализе чаще всего речь идет о смене ду- шевных состояний, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению. Так работает защитный механизм психики, который преображает энергию сексуального влечения в социально одобряемую цель. В кон. 1950-х гг. амер. телевидение показало цикл передач для молодых родителей. В них демонстрировалось, как пеленать младенца, как его кормить. Самые известные в стране специалисты давали советы молодоженам. Затем был проведен опрос аудитории, чтобы выявить популярность цикла. Оказалось, что многие родители вообще не имели представления о программе. Зато бездетные телезрители смотрели телеуроки с нарастающим увлечением. Именно те, у кого не было детей, с наслаждением «пеленали ребенка», «играли» с ним, приобщались к азбуке родительского чувства.
Пример с телевизионным циклом способен обескуражить. Подразумевалось, что тот, кто творит себе кумира, отдает себе отчет в своих поступках. Здесь же обнаружилась иная картина. Оказалось, что зритель живет в мире интенсивной, неосознанной мотивации; он радуется и страдает, одержим подавленными влечениями, желаниями, стремлениями. Именно эти побуждения, а вовсе не критическое мышление, обусловливают его поступки.
С. является одним из основных источников художественного творчества и интеллектуальной активности и обеспечивает их энергетическую основу. Т. Адорно, обнаруживший эффект сложного сплетения любви и ненависти к телевизионным персонажам, пришел к выводу, что сублимационный эффект способен усилить манипулирование сознанием. Духовная жизнь человека во многом определяется тиранией бессознательного. Индивид ищет в телевизионном зрелище не вечных истин, не повода для развертывания аналитических способностей, не глубоких художественных впечатлений. Он тянется к телезрелищу под воздействием психологических влечений. В этом факте и скрывается, по Адорно, тайна раздвоенности сознания. Отвергая насилие в качестве мыслящего объекта, рядовой зритель находит в экранных преступлениях привлекательное зрелище, искупительное освобождение от повседневных переживаний.
Монотонная, изматывающая повседневность постоянно порождает в человеке чувство неудовлетворенности. Многие его стремления, ожидания не сбываются, и потому вытесняются в сферу бессознательного. Все это рождает потребность в фиктивном осуществлении рухнувших замыслов, в отвлечении от неприятной действительности. Грубо говоря, человеку нужна психологическая компенсация, и он находит ее в сюжетах массовой культуры. Психологи утверждают, что, когда на «голубых экранах» идут детективные, криминальные спектакли, число реальных преступлений снижается. Дурные наклонности, говоря языком психоаналитиков, сублимируются.
О Гуревич П.С. Приключения имиджа. М, 1991; Психоанализ и культура. М., 1995; Энциклопедия глубинной психологии. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. М., 1998. П.С. Гуревич

Источник: Философия: энциклопедический словарь

СУБЛИМАЦИЯ
от лат. sublim возношу) - в психоанализе Зигмунда Фрейда (понятие введено им в 1900 г.) один из защитных механизмов, состоящий в переключении и преобразовании энергии психических влечений на возвышенные цели с заменой формы их удовлетворения. 3. Фрейд рассматривал С. как один из видов трансформации энергии влечений (либидо), противоположный вытеснению и поэтому считающийся наиболее желательным способом овладения сексуальным влечением. Пластичность сексуальных компонентов, выражаемая в их способности к С. в социальном отношении обуславливает возможность культурных достижений в самом человеческом обществе, основанную на трансформации энергии либидо.
В психоанализе понятие С. позволяет объяснить феномены научной деятельности, художественного творчества, философского познания истины, основывая их на психических функциях человека и не покидая почвы психоаналитического пансексуализма. Механизм С. представляет собой процесс, ведущий к разрядке аффективной энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения, и включает в себя: 1) перемещение энергии от объекта инстинктивных влечений к объекту культурного предназначения; 2) трансформацию эмоций, сопровождающих всю человеческую деятельность (десексуализация и дезагрессификация); 3) освобождение от инстинктов и их диктата в психической деятельности; 4) облачение инстинктивного действия в социально приемлемую форму.
3. Фрейд в своем "Введении в психоанализ" подчеркивал особое значение С. в создании культуры и общества вообще. Путем С. феномен аффективного влечения с необходимостью превращает ся в эффект феномена культурного. Например, созерцание произведений искусства уводит энергию психических импульсов с сексуального объекта, и удовлетворение происходит в форме эстетического переживания. Вся психоаналитическая интерпретация литературы и искусства связана прежде всего с этим механизмом преобразования в художественное творчество внутрипсихических конфликтов, инфантильных комплексов и невротических симптомов.
Психоаналитическая теория в целом рассматривает С. как одно из наилучших средств разрешения психических конфликтов, которые в противном случае привели бы к неврозу. Однако механизм С. может наблюдаться и во время проведения аналитической работы. Как утверждает К. Г. Юнг в "Проблемах души нашего времени", атмосфера, в которой разыгрывается драма исцеления и куда пациент насильственно втягивается, порождает стесненные отношения, которые приводят также и к необходимости "сублимировать".
В процессе С., исходя из своих фантазий, поскольку действительность не удовлетворяет его желаниям, субъекту удается найти другой путь в реальный мир, вместо того, чтобы уйти от него. При благоприятных обстоятельствах личность, враждебная действительности, - если она, к тому же, психологически обладает художественным дарованием, т. е. может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, - избегает таким путем невроза и возвращается к действительному миру Там же, где, при существующем несогласии с реальным миром, нет этого драгоценного дарования, или же оно недостаточно, либидо, - следуя происхождению фантазий, - неизбежно приходит, по принципу регресса (лат. regressio - обратное развитие), к воскрешению инфантильных желаний (комплексов), а следовательно, к неврозу.
Компенсаторная функция С. отмечалась еще А. Адлером, который ввел этот термин в теорию психоанализа с тем, чтобы обозначить функциональное уравновешивание чувства неполноценности. Компенсация (от лат. compensatio - возмещение) в С. происходит путем психологической приспособляемости к внешним условиям. Например, у невротика психическое чувство неполноценности этиологически соответствует физической неполноценности какого-нибудь телесного органа, давая тем самым повод к вспомогательной конструкции, т. е. С., состоящей в создании фикции (психологической уверенности), которая компенсирует психологическую неполноценность. При этом фикция, или "фиктивная линия поведения", составляет систему, суть которой заключается в стремлении к превращению любой возможной неполноценности в сверхценность. К. Г. Юнг видел в этом процессе аналогию саморегулирования психического аппарата, производимого посредством амбивалентного ориентирования сознания.
Противоположная установка человеческого сознания (т. н. "компенсирующая противоположность") может быть выражена по-разному: у Фрейда это - Эрос, у Адлера - Власть. Согласно Ф. Ницше, С. инстинкта происходит именно в воле к власти.
С., т. о., есть механизм психической активности человека, появившийся вследствие противления, возникающего в отношении первобытной сексуальности, и подвигающий энергию либидо к трансформации в образы, десексуализированные и дифференцированные. Трансформация энергии либидо в символах культуры представляет собой суть процесса С., поэтому функция С. построена на принципе "экономии" (перераспределения) энергии влечения, согласованном с "экономическим бюджетом" либидо и его соответствующим размещением в пространстве человеческой культуры.
А. В. Севастеенко

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF

Любовь как сублимация в работе В. С. Соловьёва «Смысл любви»

Фомина А. Б.
Читать PDF

Любовь как сублимация в работе В. С. Соловьёва «Смысл любви»

Фомина А. Б.
Читать PDF

Трактовка концепции сублимации у Б. П. Вышеславцева

Вощинчук А. Н.
Отражена актуальность и значимость изучения трактовки концепции сублимации в русской религиозной философии.
Читать PDF

Роль сублимации в параллаксе между символическим и научно-историческим видами мышления

Лебедев Алексей Борисович, Гедзь Кирилл Николаевич
Цель статьи раскрытие актуального культурно-исторического значения параллаксного метода мышления через обращение к исследованию сублимационного характера мышления.