Субири, Ксавьер

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Субири, Ксавьер

(р. 1898) – исп. теолог и философ, представитель христ. экзистенциализма. Учился у Хайдеггера и Ортега-и-Гасета; испытал влияние Гуссерля. В наст. время – проф. Мадридского ун-та. Осн. соч. С. "Природа, история, бог" ("Naturaleza, historia, dios", Md, 1944). Одна из гл. проблем философии С. – духовный кризис современности; его причина, по С., – развитие наук, к-рые заняли неподобающее им место, и люди ждут от них решения онтологич. проблем. Неизбежное следствие отсюда – разочарование личности в рационализме и дезориентированность ее в совр. мире. Антропологич. взгляды, близкие Хайдеггеру и Ортега-и-Гасету, сочетаются у С. с антропологией схоластов. Выход из кризиса личности С. видит в устремленности к богу, в реализации личности как божеств. замысла. Связь человека с богом С. обозначает понятием "religaci?n". Соч.: Ensayo de una teoria fenomenol?gica del Juicio, Md, 1923; Estudios filos?ficos, v. 1 – Sobre la esencia, Md, 1962; Cinco lecciones de filosof?a, Md, 1963. Лит.: Mar?as J., La filosof?a espa?ola actual, 2 ed., В. Aires–M?x., 1948; Mar?as J., La escuela de Madrid, B. Aires, 1959; Alonso-Fueyo S., Filosof?a y narcisismo. En torno a los pensadores de la Espa?a actual, Valencia, 1953. H. Трауберг. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Субири, Ксавьер

1898-1983) - испанский религиозный философ, соединявший проблематику неотомизма с идеями экзистенциально-феноменологической философии 20 в. Испытал влияние испанского философа X. Сарагуэты, 1}ксерля, Хайдеггера и Ортеги-и-Гяссета. Основные работы: «Природа, история, Бог» (Natuialeza, historia, Dios, 1944), «О сущности» (Sobre la esencia, 1962), «Пять лекций по философии» (Cinco lecciones de filosofia, 1963), «Чувственное понимание» (Inteligencia sentierite, 1980), «Понимание и логос» (Inteligencia е Logos, 1982), «Понимание и разум» (Inteligencia y Razon, 1983).
Субири выступил с критикой позитивистского типа знания, в первую очередь утверждения о равнозначности всех видов знания как опирающихся на совокупность «позитивных фактов»: с утратой иерархии знания наука превращается в обширную энциклопедию знаний и одновременно в технику создания истин, которые «перестают быть путями к Истине» (Naturaleza, historia, Dios. Madrid, 1944, p. 10). Высоко оценивая науку, сравнивая ее с тремя величайшими созданиями человеческого духа — греческой метафизикой, римским правом и христианской религией, Субири, однако, считал, что ориентация философии на идеалы научного познания приводит к потере ее специфики, и прежде всего понимания природы реальности. Возрождение подлинной философии Субири связывал с возвращением к идеям Аристотеля, его «первой философии», представившей мир в его единстве, целостности и упорядоченности. Позитивную свободу человека Субири усматривал в связи его с Богом, которая раскрывается во введенном Субири понятии «религаци» (исп. religacion — связь).
В посмертно опубликованной трилогии — «Чувственное понимание», «Понимание и логос», «Понимание и разум» — Субири разрабатывал теорию понимания в критическом размежевании с теорией познания Канта. На чувственное понимание, исходящее из первоначального восприятия реальности, опираются затем как логос, двигающийся от одной реальной вещи к другой и постигающий реальность как объект, так и разум, двигающийся от реальной вещи «к чистой и простой реальности», к основанию и источнику понимания: разум — это «мыслительная актуальность реального» (Inteligencia y Razon. Madrid, 1983, р. 76), это «изначальное понимание реального в его глубинах» (ibid., p. 55). Лит.: Dialogo filosofico, 1993, N l.
А. Б. Зыкова

Источник: Новая философская энциклопедия

Субири, Ксавьер

1898-1984) - исп. философ. В учении С. объединены экзистенциально-феноменологические идеи и положения религиозной философии томистской ориентации. Интенциональность понимается им как обращенность человеческого бытия к миру и к стоящему за ним Абсолюту, к Богу. Выдвинутое С. понятие - связи человека с божественным началом, "религации" (religacion) - предстает как основа антипозитивистского утверждения связи человека с миром в его единстве. Проблему Бога он истолковывает как проблему смысла мира. С. выступил против ориентации философии на научно-позитивистский тип мышления, важнейшей чертой которого является утверждение равной значимости всех типов знания. Неприемлемость этой позиции С. объяснял тем, что из нее вытекает такое понимание природы истины, при котором человек становится обладателем множества рядоположенных истин, но теряет "Единую Истину" о мире и человеке. В этом случае методы науки превращаются в простую метатехнику, переставая быть путями, приводящими к истине. Восстановление картины единого, целостного и упорядоченного мира С. связывал с возвращением к философии как метафизике, прообраз которой он видел в томистской версии философии Аристотеля.
Особое место в учении С. занимает проблема реальности. Он критиковал Гуссерля за то, что тот не придавал подобающего значения связи интенционального сознания с реальностью, а также за отделение сущности от мира фактической реальности, в результате чего реальность в гуссерлевской системе была "потеряна". Вместе с тем С. выступил с критикой истолкования реальности современным естествознанием, которое, по его мнению, обращено не к реальности в целом, а к ее проявлениям в форме объектов познания человека.
В 80-е годы С. публикует работы, в которых анализирует структурные моменты познания реальности. С. выделил ее первоначальное понимание (актуализацию) чувствующим умом; соотношение реальных вещей в логосе; движение от реальной вещи к "чистой" и "простой" реальности как таковой, осуществляемое разумом. Учение С. Представляет собой, таким образом, антипозитивистский вариант современного томистски окрашенного "реализма".
Naturaleza, historia. Dios. Madrid, 1944; Sobre la esencia. Madrid, 1962; Dimension historica del ser humano. Madrid, 1974; Inteligencia sentiente. Madrid, 1980; Inteligencia у Logos. Madrid, 1982; Inteligencia у razon. Madrid, 1983.

Источник: Современная западная философия: словарь