СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Найдено 1 определение
СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
этико-социологическая школа), теоретич. воззрения на обществ.-исто­рич. процесс ряда представителей народничества. С. с. сформировалась в кон. 60-х - нач. 70-х гг. 19 в. и из­ложена в трудах П. Л. Лаврова и Н. К. Михайлов­ского, к взглядам к-рых примыкали С. Н. Южаков, С. Н. Кривенко и др. Не будучи народником, эти взгля­ды разделял и Н. И. Кареев.
Филос. база С. с.- позитивизм. Однако в примене­нии позитивистских принципов в социологии рус.мыслители были в значит. степени оригинальны и вы­ступали против как органич. школы (Спенсер), так и со­циал-дарвинизма (Гумплович). В духе неокантианст­ва С. с. принципиально разграничивала естеств.-науч. и социологич. знания и в силу этого - объективный и субъективный методы исследования. Согласно С. с., личность, а не группа, класс, есть осн. «единица» обществ. структуры, равно как и историч. развития. Субъективные «помыслы» и цели личности определяют ее социальную деятельность. Изучение последней осу­ществляется социологом по принципу «сопереживания», «когда наблюдатель ставит себя в положение наблюдае­мого» (Михайловский Н. К., ПСС, т. 3, СПБ, 1909, с. 402). Кроме того, С. с. включала в себя этич. аспект - оценку исследователем социальных фактов с т. зр. своего обществ. идеала, нравств. позиций.
С. с. включала общую схему историч. процесса, «теорию прогресса». У Лаврова история интерпрети­руется как вековечная борьба передового образован­ного меньшинства за прогресс, к-рый в его глазах был синонимом гармонич. развития личности. У Михай­ловского история описывается как постепенный рост разделения труда, осуществляющийся в ущерб лич­ности, «неделимого». Обе «формулы прогресса» по мно­гом построены на антропологич. понятии «нормативно­го» человека, к к-рому должно стремиться общество уси­лиями его авангарда - интеллигенции. Представите­ли С. с. учитывали объективные факторы истории (традиции, материальные потребности людей, социаль­ные институты и пр.), но рассматривали их лишь как материал для переработки в руках творч. «критич. личности».
Кроме общих философско-историч. схем, теоретики С. с. разрабатывали ряд конкретных проблем: взаимо­отношения индивида и общества, роль личности в ис­тории, значение революц. партии в обществ. борьбе («Историч. письма» Лаврова), механизм связи лидера и массы («Герои и толпа» Михайловского) и др. Свое­образным ответвлением С. с. явился «экономич. роман­тизм» (В. П. Воронцов, ?. Ф. Даниельсон и др.), означавший применение принципов социологич. субъ­ективизма к политэкономии. Положения С. с. отра­зили особенности росс. пореформенного развития, ког­да движение передовой интеллигенции против царизма еще не могло найти массовой поддержки. В этих усло­виях идеи С. с. об «активности» индивида, о роли «кри­тически мыслящих личностей» объективно сыграли по­зитивную роль в освободит. движении.
В теоретико-методологич. плане воззрения С. с. были подвергнуты критике В. И. Лениным, охаракте­ризованы им как «...шаг назад от Чернышевско­го...» (ПСС, т. 24, с. 335).

Источник: Советский философский словарь