СУАРЕС ФРАНСИСКО

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СУАРЕС ФРАНСИСКО

род. 5 янв. 1548, Гранада - ум. 25 сент. 1617, Лиссабон) - исп. теолог, иезуит, один из виднейших представителей неосхоластики времен Контрреформации, первый средневековый мыслитель, самостоятельно переработавший метафизику Аристотеля. Выступал в защиту Фомы Аквинского и Дунса Скота, но, преклоняясь перед авторитетом Августина Блаженного, в деталях, частностях отступал от их учения. Главное его произв. "Disputationes metaphysical" (1597) оказало влияние не только на католиков, но и на протестантов (в т. ч. на Шейблера), что отмечал еще Шопенгауэр. Суарес отрицал реальное различие между essentia и existentia и считал, что сначала познается единичное и только затем общее. В вопросах государственного и народного права тесно примыкал к Фоме Аквинскому.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СУАРЕС Франсиско (1548-1617)
испанский мыслитель, представитель поздней схоластики в истории средневековой философии и теологии. В 1564 становится членом ордена иезуитов и получает образование в иезуитской коллегии. Изучает философию. Позже - богословские дисциплины в университете г. Сала-манка. Читал курсы лекций в испанских университетах. Под давлением местных властей был вынужден уехать в Рим. Там С. высоко оценили и предоставили право читать лекции в знаменитой Римской коллегии. С 1597 С. заведует кафедрой теологии в Коимбрском университете. Главное философское сочинение С. - "Метафизические рассуждения" (1597). С. переосмыслил многие положения философии Фомы Аквинского. Он несколько видоизменяет его в двух центральных моментах: вслед за Уильямом Оккамом упраздняет различия между сущностью и существованием, а также делает вывод, что не правильно считать, будто вещь состоит из материи и формы ("эйдос"). Вещь, согласно С., не есть ни материя ни форма, она первична по отношению к ним. После С. многие философы отказались от гилеморфизма. Другим важным вопросом для С. выступила проблема соотношения свободной воли у человека и божественного предвидения. По мнению С., Бог все предвидит, но все же окончательный выбор остается за человеком. Это по сей день остается доктриной католической Церкви. С. оказал большое влияние на богословие, оставшись во многих вопросах большим авторитетом для идеологии и мировоззрения Ватикана.

Источник: История Философии: Энциклопедия

СУАРЕС Франсиско
испанский теолог; р. 5.1.1548 (Гранада) — ум. 25.9.1617 (Лиссабон); иезуит; один из виднейших представителей неосхоластики времен Контрреформации, первый католический мыслитель, самостоятельно переработавший метафизику Аристотеля; выступал в защиту Фомы Аквинского и Дунса Скота, но, преклоняясь перед авторитетом Августина, в деталях, частностях отступал от их учения. Главное его произведение «Disputationes metaphysical» [«Метафизические рассуждения»] (1597) оказало влияние не только на католиков, но и на протестантов, что отмечал еще Шопенгауэр. Суарес отрицал реальное различие между essentia и existentia и считал, что сначала познается единичное и только затем общее. В вопросах государственного и народного права тесно примыкал к Фоме Аквинскому. Соч.: Opera omnia, 28 vol., Paris, 1856—1878, 1963; Ausgewählte Texte zum Völkerrecht, 1965; Uber die Individualität und das Individuationsprinzip, 1976.
E. Conze. Der Begriff der Metaphysik bei F. S., 1928; F. Seiler. Der Zweck in der Philos, des S., 1936; J. Giers. Die Gerechtigkeitslehre des jungen S., 1958; S. Casteilote Cubells. Die Anthropologie des S., 1962; H. Siegfried. Wahrheit und Metaphysik bei S., 1967; C. W. Hanko. S. and Western Civilisation. Palm Beach, 1972; J. Soder. F. S. und das Völkerrecht, 1973; C. Larraizar. Una introducción a F. S. Pamplona, 1977; J. J. E. Gracia, D. Davies. The Metaphysics of Good and Evil According to S. München, 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СУАРЕС Франсиско
5.1.1548, Гранада - 25.9.1617, Лиссабон), исп. теолог и философ, предста­витель поздней (т. н. второй) схоластики; иезуит. С. во многом видоизменил учение Фомы Аквинского, сближаясь в ряде моментов с Дунсом Скотом. Отрицая реальное различие между сущностью и существова­нием, С. считал, что единичное обладает приматом по отношению к общему; отд. вещь не есть ни форма, ни материя, но первична по отношению к ним, тождест­венна «бытийственности». В спорах о соотношении сво­боды воли и божеств. предопределения, обострившихся в полемике с концепциями протестантизма, С. перенес ак­цент с предопределения на божеств. предвидение: бог не обусловливает свободный выбор человека, но предви­дит его и в соответствии с этим предзнанием пути чело­века к богу сообщает благодать. Учение С. вызвало оппозицию со стороны офиц. кругов церкви, но впо­следствии получило значит. распространение среди католич. теологов. Осн. филос. соч. С. «Метафизич. рас­суждения» («Disputationes Metaphysicae», v. l-2, 1597) пользовалось большим влиянием (в частности, в ун-тах 17 в.) и оставило заметный след в творчестве даже нек-рых антисхоластич. философов, в т. ч. Декарта и Лейбница. По политич. взглядам С.- правитель, ставший тираном и тем нарушивший божеств. принцип власти, понимаемый как справедли­вый договор между народом и правителем, достоин смер­ти. Трактаты С., излагающие принципы естественного права, оказали значит. воздействие на Греция.

Источник: Советский философский словарь

СУАРЕС Франсиско
5 января 1548, Гранада25 сентября 1617, Лиссабон) — представитель второй схоластики; doctor eximinus (исключительный, выдающийся доктор). В 1564 вступил в орден иезуитов. Изучал право в университете Саламанки, затем преподавал во многих университетах Испании, Португалии и Италии. Философия Суареса в целом базируется на аристотелевско-томистской традиции, причем многие из его идей вызваны к жизни полемикой поздних томистов, скотистов и оккамистов.
В главном труде «Метафизические дискуссии» (Disputauones metaphysicae, 1597) Суарес выделяет метафизику как особую науку со своим предметом и методом исследования и строит свое произведение, отходя от господствующих в схоластике традиций комментирования, систематического изложения онтологической проблематики. Цель метафизики — «созерцание истины ради нее самой» (Disp. met., disp. 1, sect. 4. n. 2), ее предмет — 1) бытие как таковое (в абстракции от материи — как чувственной, так и умопостигаемой), 2) бытие как причина (учение Аристотеля о четырех причинах Суарес дополняет делением действующей причины на необходимую и свободную), 3) основные категории бытия (бесконечное и конечное, субстанция и акциденция, сущность и существование и т. д.).
Суарес отвергает свойственное многим томистам понимание сущности и существования как реального различия двух разных вещей, равно как и «формальное различие» сущности и существования у Дунса Скота, не соглашается он и с оккамистским сведением их к различию именований, поскольку это различие имеет основание в самой (единой) вещи. Понятие «реального», охватывающее у Суареса как актуальное существование, так и объективно возможное, явилось исходным пунктом дискуссии о множестве возможных миров и основании актуализации какого-либо из них; одним из решений этой проблемы стала концепция «наилучшего из миров» Г. В. Лейбница. Признавая реальное существование только индивидуальных вещей, которые могут быть познаны непосредственным образом (Disp. met., l, 4; De Anima, l, 4,3,3—5), Cyapec отвергает реальное существование универсалий: единство универсального — продукт мысли, которая при этом, однако, отталкивается от самих вещей (здесь Суарес полемизирует с номинализмом оккамистов): «umversalitas est per intellectum cum m re» (Disp. met., 6, 5,1). Соглашаясь с Дунсом Скотом в том, что индивидуальное есть нечто реально отличное от общей сущности вещи, Суарес, однако, считает, что основанием индивидуации является не «этость», но сама композиция конкретной формы и конкретной материи (Disp. met., 5, 6, 15). Cyapec отвергает и томистскую концепцию «сигнифицированной» (т. е. количественно определенной) материи как начала ивдивидуации (Ibid., 14,3,25).
Отклоняя выдвинутую Доминго Банесом концепцию т. н. «физического передвижения», согласно которой божественная благодать «физически», т. е. непреложно, движет человеческую волю как противоречащую свободному самопожертвованию Христа (Comm. ас disp. m tert. p. D. Thomae, l; Op. mn.v. 18,286b-287a), Суарес принимает сам термин для обозначения помощи, оказываемой божественной благодатью и согласующейся со свободой воли человека (De vera intelligentia auxilu efficacis, 46; Op. omn. v. 10, 653a—661b).
В трактате «О законах» (De legibus, 1612), следуя в целом томистскому учению (в частности, в делении закона на вечный, естественный и человеческий), Суарес подчеркивал значение волевого элемента в установлении закона: естественный закон содержит только самые общие положения (следует совершать благо и избегать зла и т. п.), поэтому человеческий закон не проистекает непреложно из естественного, а образуется волей законодателя (De legibus, 2, 20). В дискуссии относительно концепции пробабилизма Суарес выдвинул идею о том, что двусмысленный закон не является обязывающим (позднее эта идея нашла выражение в юридических формулах «lex dubia non obligat» и «obligatio dubia — bligatio nulla»).
В трактате «Защита католической веры против англиканской секты» (Defensio fidei, 1613), направленном против главы англиканской церкви короля Джеймса I (автора трактатов по теологии, переводчика Библии на английский язык), Суарее признавал сувереном общество, делегирующее власть монарху. В трактате «О войне» (De bello) он выделил ряд критериев, определяющих «справедливую войну, восстановление справедливости, когда исчерпаны другие средства, и умеренность в ведении войны».
Сочинения Суареса по метафизике и богословию пользовались большой популярностью не только в католических, но и в протестантских учебных заведениях. Суарес оказал влияние на Лейбница, Декарта (несмотря на нередкие выпады их в адрес Суареса), Спинозу, Хр. Вольфа. Наряду с Франсиско де Витория он считается основоположником теории «международного права», его правовая теория оказала большое влияние на концепцию Гуго Греция.
К. В. Бандуровский

Источник: Новая философская энциклопедия

СУАРЕС Франсиско

(5 янв. 1548 – 25 сент. 1617) – исп. иезуит, теолог и философ. Род в Гранаде. В 1564 вступил в Орден иезуитов. Изучал теологию в ун-те г. Саламанка (окончил в 1570) и философию под руководством Хуана Рамиреса. Преподавал философию в Саламанке и в Сеговии (в 1570–74), теологию в Вальядолиде, Сеговии и Авиле (в 1574–80). По приглашению Римской коллегии в 1580–85 читал курс лекций в Риме. В 1585 вернулся в Испанию и до 1593 преподавал философию в Алькале. В 1597 по приглашению короля Филиппа II переселился в Португалию, где читал курс теологии в университете г. Коимбра. В 1615 С. переехал в Лисабон, где вскоре и умер. С. представитель т.н. второй схоластики времен Контрреформации, первый католич. мыслитель, самостоятельно переработавший метафизику Аристотеля и видоизменивший учение Фомы Аквинского применительно к требованиям времени, что дало возможность на нек-рое время решить задачу функционирования схоластики в новых условиях. Университетская наука, в т.ч. и протестантская, вплоть до упадка схоластич. традиции (18 в.) находилась под влиянием С., а его терминология оставила заметный след в творчестве даже таких антисхоластически настроенных философов, как Декарт и Лейбниц. В плане чисто теологическом в условиях его времени наиболее важно учение С. о предопределении, а в плане историко-философском – учение о "принципе индивидуации" ("Principium individuationis"). Проблема предопределения обострилась в связи с антипротестантской полемикой: Лютер и Кальвин довели решение проблемы до крайности (см. Протестантизм). В трактате "Varia opuscula theologica" (Md, 1599) и гл. обр. в "De vera intelligentia auxilli efficacia" (Md, 1655) С. предложил свое решение традиц. для теологии проблемы соотношения свободы воли и божеств. предопределения, существенно отличающееся от томистского. Согласно С., бог не обусловливает свободу воли человека, но предвидит ее и приводит избранных к спасению, сообщая им благодать. Причем смысл заключается не столько в предопределении, сколько в предведении, предзнании того пути, по к-рому душа придет к богу. Именно благодаря предведению бог приводит в состояние гармонии свободный выбор человека и божеств. благодать. Суаристский вариант решения проблемы в свое время вызвал большую оппозицию со стороны офиц. кругов церкви, но в настоящее время является весьма популярным среди теологов. С. далек от томизма не столько в этом пункте, сколько в учении о принципе индивидуации и в решении проблемы соотношения единичного и всеобщего, сближаясь в этом с учением Иоанна Дунса Скота. Отрицая реальное различие между essentia и existentia, С. считал, что и в онтологическом, и в гносеологич. плане единичное обладает приматом по отношению к общему. Отталкиваясь от традиционной т. зр., согласно к-рой "индивидуальный принцип" тождествен материи, расщепляющей форму на единичные качества, С. трактовал "принцип индивидуации" в смысле тождества с "бытийственностью" (entitas) отдельной вещи, к-рая не есть ни форма, ни материя, но первична по отношению к тому и другому. С. опубликовал трактаты "De virtate et statu religionis" (Venetiis, 1609) и "De Legibus..." (Antverpiae, 1612), в к-рых развернул нек-рые принципы естеств. и междунар. права, сближаясь в их трактовке с Фомой Аквинским. По политич. взглядам С. – тиранномах: подобно своему современнику Мариане, С. учил, что "всякая власть от бога" – в том смысле, что от бога сам принцип власти, понимаемой как справедливый договор между народом и правителем. Правитель, ставший тираном и тем самым нарушивший завет справедливости, достоин смерти. Учение С. было оформлено его последователями в систему суаризма, гл. чертами к-рого являются: концепция индивидуального как объекта божеств. промысла, идея чистой потенциальности вещи, а также учение о концептуальном, а не реальном, различии между сущностью и существованием. Соч.: Opera omnia, v. 1–23, Venezia, 1740–51; Opera omnia, v. 1–28, P., 1856–78; Disputationes metaphysicae, v. 1–16, Barcelona, 1883. Лит.: Sartolo В., El Eximo Doctor у venerable padre F. Suarez de la compa?ia de Jes?s, 2 ed., Coimbra, 1731; Menendez y Pelayo M., Historia de los heterodoxos espa?oles, v. 1–3, Md, 1881; Garcia Ribeira de Vasconcelos ?., F. Su?rez, Coimbra, 1897; Scorraille R. de, F. Suarez de la compagnie de J?sus d´apr?s ses lettres, ses autres ?crits in?dits et un grand nombre de documents nouveaux, v. 1–2, P., 1912–13 (исп. пер. – ?l padre F. Su?rez de compa?ia de Jes?s, v. 1–2, Barcelona, 1917); Grabmann M. [u. a.], F. Suarez. Gedenkbl?tter zu seinem 300 j?hrigen Todestag, Innsbruck, 1917; Cantera E., El inmanentismo y la filosof?a suarista, Monachi, 1919; Mahieu L., F. Suarez, sa philosophie et les rapports, qu´elle a avec sa th?ologie, Lille–P., 1921; Dumont P., Libert? humaine et concours divin d´apr?s Suarez, P., 1936; Fiсhter J. H., Men of Spain, F. Suarez, N. Y., 1940; Gomez Arbolaya ?., F. Suarez. Situaci?n espiritual. Vida y obra, Metafisica, Granada, 1946; Placido M?gica S., Bibliograf?a suareciana, Granada, 1948; Fernandez С., Metaf?sica del conocimiento en Su?rez, Md, 1954.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
156.37 кб

Франсиско Суарес о метафизике и метафизическом познании

Вдовина Галина Владимировна
Читать PDF
161.00 кб

К публикации фрагмента трактата «о душе» Франсиско Суареса

Шмонин Дмитрий Викторович
Светлой памяти Константина Андреевича Сергеева, ушедшего от нас год назад
Читать PDF
109.22 кб

Magnum opus Франсиско Суарес. Метафизические рассуждения / пер. С латинского Г. В. Вдовиной. М. : ин

Дёмин Р. Н.
Читать PDF
12.88 мб

Перипетии комментария: проблемы генезиса «Индекса» к «Метафизическим рассуждениям» франсиско Суареса

Савинов Родион Валентинович
Цель статьи рассмотреть предпосылки возникновения «Индекса» к трактату Франсиско Суареса «Метафизические рассуждения».