учащийсявысшего учебного заведения, целенаправленно отбираемый из числа основного контингента и индивидуально подготавливаемый для научно-исследовательской, научно-педагогической работы или обучения в магистратуре в форме стажировки на кафедрах (отделах) с целью обеспечения отбора наиболее способных студентов, проявивших склонность к творческой деятельности, повышения качества подготовки молодых специалистов, обеспечения вуза/научной организации квалифицированными кадрами.
Институт «студента-стажера» был введен в ряде вузов/научных организациях с целью «селекции», отбора научно-ориентированных, склонных к учебно-поисковой и научно-исследовательской деятельности студентов уже в первых лет обучения.
Основными задачами в ходе подготовки студентов-стажеров являются: более глубокое усвоение и закрепление учебного материала, изучение дополнительных учебному плану разделов специальных дисциплин по избранной специальности, овладение научными методами познания и принципами, приобретение начального опыта организации научных исследований, ориентация на решение актуальных для избранной научной отрасли научных и технических задач, приобретение опыта оформления результатов НИР в форме рефератов, статей, докладов, аналитических обзоров, сообщений на конференциях и семинарах, подготовки НИР на конкурсы и выставки, участие в госбюджетных и финансируемых государственными и негосударственными научными фондами фундаментальных и прикладных научных исследованиях, проводимых кафедрой (отделом) в качестве исполнителя.
Отбор студентов-стажеров для последующей научно-педагогической деятельности производится по рекомендации кафедры (отдела), деканата, в случае необходимости на конкурсной основе, организуется на кафедрах (отделах), научно-исследовательских лабораториях, иных научных и научно-производственных объединениях вуза или научной организации по согласованию с научно-исследовательской частью вуза/научной организации.
Научно-исследовательская работа студентовстажеров осуществляется в форме привлечения их к решению научно-технических задач в рамках выполнения госбюджетной и хоздоговорной тематики, или определения самостоятельной темы в учебно-поисковой и научно-исследовательской деятельности.
Подготовка студентов-стажеров к научно-исследовательской и научно-педагогической работе или обучению в магистратуре осуществляется на основе дополнительной образовательной программы, в которую включаются теоретические, практические и семинарские занятия, лабораторно-экспериментальные испытания, освоение математических и численных методов исследования с применением информационных технологий по избранной научной специальности, а также сроки и формы текущего контроля и аттестации.
Программы подготовки студентов-стажеров как правило составляются на кафедрах вуза (лабораториях, подразделениях научной организации) по согласованию с научно-исследовательской частью вуза и утверждается проректором по НИР (зам.директора научной организации по научной работе).
Студенты-стажеры, успешно прошедшие основную и дополнительную образовательные программы индивидуальной подготовки, на основании рекомендации ГАК и кафедры (отдела) и по согласованию с научно-исследовательской частью вуза пользуются после окончания вуза преимущественным правом при поступлении в магистратуру (решается каждым вузом либо научной организацией самостоятельно на коллегиальной основе – решением ученого совета и согласовывается с курирующим ведомством), приеме на научную, педагогическую работу в вуз/научную организацию. Указанные выработанные каждым учреждением нормы могут распространяться на студентов, направленных в целевую подготовку для данного вуза либо научной организации.
Для успешного выполнения и освоения дополнительной образовательной программы каждому студенту-стажеру приказом первого руководителя назначается, как правило, научный руководитель, который должен обеспечить качественное выполнение дополнительной программы, подготовку студента-стажера к дальнейшей научно-исследовательской, учебно-поисковой, научно-педагогической работе в вузе/научной организации или обучению в магистратуре, а в дальнейшем и в PhD-докторантуре.
Заведующий кафедрой (отделом), научный руководитель, начальник Научно-исследовательской части вуза создают необходимые условия (обеспечение рабочего места, информационным доступом, научной и методической литературой, доступом к лабораторному и экспериментальному оборудованию и т.п.) для выполнения студентом-стажером дополнительной научно-образовательной программой, в проведении НИР и публикации результатов проведенных научных и педагогических изысканий.
Общее руководство по индивидуальной подготовке студентов-стажеров как правило осуществляется проректором по НИР (зам.директора научной организации по НИР), начальником Научно-исследовательской части вуза, на кафедре (в отделе) – заведующим кафедрой (отделом).
Документальное закрепление (оформление) студента-стажера происходит в следующем порядке. Утвержденные на кафедре кандидаты на стажировку из числа студентов заключают двухсторонний договор с вузом/научной организацией об их индивидуальной подготовке для научно-педагогической и научно-исследовательской работе или поступления в магистратуру после окончания бакалавриата. Окончательное оформление студента-стажера осуществляется приказом первого руководителя на основании договора об индивидуальной подготовке.
Контроль и анализ прохождения и освоения программ индивидуальной подготовки студентастажера. Студент-стажер в ходе стажировки обязуется в полном объеме освоить основную и дополнительную научно-образовательные программы, добиваться эффективной реализации задач. По согласованию студента-стажера и научного руководителя с администрацией вуза/научной организации изученные и освоенные дополнительные курсы (дисциплины) могут быть отражены в приложении к диплому как факультативные курсы.
Деканы факультетов, заведующими кафедрами (отделами), начальник научно-исследовательской части вуза, заведующие отделами послевузовского образования, докторантуры осуществляют постоянный контроль за ходом реализации и освоения программ индивидуальной подготовки студентов-стажеров, периодически заслушивая (не менее 2-х раз в год) и оценивая отчеты научного руководителя и студента-стажера на заседаниях кафедры (отдела), ученого совета факультета вуза, научной организации.
Материальное обеспечение и стимулирование. При условии успешного выполнения и освоения программ индивидуальной подготовки студентовстажеров вуз/научная организация обычно применяет стимулирующие к дальнейшему самосовершенствованию меры морального и материального поощрения. Вуз/научная организация при наличии решения органа коллегиального управления может выплачивать студенту-стажеру надбавку к стипендии, выдвигать на получение различного рода премий.
Оплата труда научного руководителя студента-стажера производится из расчета, как правило, 50 часов педагогической нагрузки в год на одного стажера.
По ходатайству декана (зам.директора по НИР научной организации), заведующего кафедрой (отделом), начальника Научно-исследовательской части вуза первый руководитель вуза/научной организации может установить студенту-стажеру и научному руководителю доплаты без ограничения предельных размеров.