СТУДЕНЧЕСТВО

Найдено 1 определение
СТУДЕНЧЕСТВО
учащиеся высших уч. заведений. Термин «С.» обозначает собственно студентов как социально-демографич. группу и определ. обществ. по­ложение, роль и статус; особую фазу социализации (студенч. годы).
С. как особая группа возникло в Европе в 12 в. одновременно с первыми университетами. Ср.-век. С. было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образо­вания роль С. в жизни общества возрастает. В. И. Ле­нин в 1903 писал, что С. «...является самой отзывчивой частью интеллигенции, а интеллигенция потому и на­зывается интеллигенцией, что всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических груп­пировок во всем обществе. Студенчество не было бы тем, что оно есть, если бы его политическая группи­ровка не соответствовала политической группировке во всем обществе -"соответствовала" не в смысле пол­ной пропорциональности студенческих и обществен­ных групп по их силе и численности, а в смысле необхо­димой и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в обществе» (Ленин В. И., ПСС, т. 7, с. 343).
Науч.-технич. революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе С. Потребность в обра­зованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абс. числа студентов, а также их удельного веса в об­щей массе населения и особенно в молодежных возраст­ных группах. В связи с укрупнением высших уч. заве­дений усиливается концентрация С., студенч. городки становятся все более многолюдными. Растущая мас­совость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает С. более демократическим по со­циальному происхождению. Определ. сдвиги происхо­дят и в половозрастной структуре С., в частности увели­чивается количество женщин.
Несмотря на различия своего социального происхож­дения и, следовательно, материальных возможностей, С. связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определ. социально-проф. группу. Общая деятельность в сочетании с терр. сосредоточением по­рождает у С. известную общность интересов, группо­вое самосознание, специфич. субкультуру и образ жиз­ни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, к-рой не имеют др. социально-проф. группы. Социально-психологич. общность объективи­руется и закрепляется деятельностью целого ряда по­литич., культ.-просвет., спортивных и бытовых сту­денч. орг-ций. Однако С. социально неоднородно и нет никаких оснований считать его обществ. классом, как это предлагают нек-рые зап. социологи.
В капиталистич. странах, несмотря на значит. рост численности С., высшее образование остается классо­вым. Растущая стоимость высшего образования, инфля­ция, недостаточность числа и размеров стипендий, не­подготовленность высших уч. заведений к наплыву студентов и т. д. особенно тяжело сказываются на пред­ставителях беднейших слоев общества. Численность детей рабочих и крестьян в вузах значительно меньше, чем выходцев из ср. слоев; во многих странах, в т. ч. развивающихся, содержание образования не соот­ветствует запросам жизни, архаич. система высшего образования (в частности, односторонний крен в сто­рону гуманитарных дисциплин) не обеспечивает подго­товки специалистов того профиля, к-рый требуется нар. х-ву. В др. странах (напр., в США) перенасыщение рынка рабочей силы вызывает высокую безработицу среди квалифициров. кадров. Это сказывается на поло­жении и настроениях С., побуждает его к протесту.
В социалистич. странах С. представляет важный, наиболее образованный отряд молодежи. Подготовит. курсы, рабфаки и сами правила приема направлены на то, чтобы облегчить поступление в вузы представи­телей рабочекрестьянской молодежи и обеспечить ра­венство социальных возможностей всех классов и со­циальных групп. Высокая социальная активность С. выражается в том, что помимо овладения науч. знани­ями С. активно участвует в трудовой и общественно-политич. жизни страны (летний трудовой семестр, ком­сомольская работа и т. д.). Коммунистич. партии уде­ляют большое внимание совершенствованию системы образования и идейно-политич. воспитанию С.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
0.00 байт

Вторые студенческие антропологические чтения

Аванесов Сергей Сергеевич, Петрова Галина Ивановна
Читать PDF
0.00 байт

Методологические аспекты формирования информационного пространства (на примере студенческой аудитори

Чайковский Денис Витольдович
Выявляются условия формирования информационного пространства лекционного занятия.
Читать PDF
0.00 байт

Культура здоровья как фактор формирования активной жизнедеятельности студенческой молодежи

Белякова Елена Владимировна
Культура здоровья рассматривается как комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья и
Читать PDF
0.00 байт

Потенциал саморазвития современной студенческой молодежи

Каюмов А. М.
Анализируется потенциал саморазвития современной студенческой молодежи. Приводятся данные эмпирического исследования студентов Республики Татарстан.
Читать PDF
0.00 байт

Практика философствования в студенческой аудитории

Краснова И. Г.
В статье показан способ обучения студента философствованию через практику рефлексии и обобщения.The article considers the way of accustoming students to philosophizing through practice of reflection and generalizing ability.
Читать PDF
0.00 байт

Мировоззренческая культура студенческой молодежи: гуманистический аспект

Кузьмитович Е.С.
Первоочередной проблемой трансформируемого общества является проблема формирования в сознании людей гуманистической мировоззренческой культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Лейбниц и Локк по вопросу о прирожденных идеях : доклад, читанный в «Студенческом Психологическом Об

В. С. Серебреников
Читать PDF
0.00 байт

Философская тематика на собраниях первого студенческого общества Московской духовной академии

Коцюба Вячеслав Иванович
В статье на основе дневниковых записей Ф.А. Голубинского рассматриваются философские темы, обсуждаемые на собраниях студенческого общества Московской духовной академии в 1816 г.
Читать PDF
0.00 байт

Добро есть реальная сила истории (о студенческой философской конференции, посвященной 120-летию публ

Максимов Михаил Викторович, Максимова Лариса Михайловна

Похожие термины:

  • Молодежь и студенчество

    часть общества, отличающаяся тем, что: - занимается развитием своего собственного интеллекта; - готовится к будущей деятельности в обществе; - пробует себя в отдельных видах деятельности; - еще мало
  • РУССКОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

    белоэмигрантское объединение, ставящее, согласно заявлениям его лидеров, задачу привлечения верующей молодежи, выработки у нее христ. мировоззрения, а также подготовки «защитников веры и церкви»
  • РУССКОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

    объединение православной рус. молодежи в эмиграции, носящее преимущественно религиозно-просветительский характер; возникло в 1923 г. Еще до оформления РСХД практически во всех европейских центрах
  • Всероссийский студенческий съезд

    происходивший в начале марта 1902 г. в Киеве, выпустил манифест, выдержку из которого мы приводим: "Съезд после всестороннего рассмотрения настоящего положения вещей пришел к следующим выводам: 1) Ст
  • СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА

    общественные добровольные организации научно-ориентированных студентов, создаваемые при высших и средних профессиональных учебных заведениях. СНО объединяет научно-исследовательские кружки и
  • СТУДЕНЧЕСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО

    создается в целях улучшения подготовки в технических вузах высококвалифицированных специалистов, владеющих новейшими достижениями науки техники, имеющих навыки в проведении комплексных научно