СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направление психологии, считавшее предметом исследования элементы сознания и структурные отношения между ними, выявляемые посредством специально тренируемой интроспекции. Возникло в начале XX в. Восходит к В.Вундту, но приобрело статус особой шк. благодаря амер. психологу Э.Титченеру и его последователям. В структуре сознания различались три категории элементов: ощущение (как простейший процесс, обладающий качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью), образ и чувство (в его элементарной форме). Предметный характер восприятия отрицался и относился за счет «ошибки стимула», т.е. подмены испытуемым своих реально испытываемых ощущений знанием о вызвавшем их внешн. раздражителе. С.п. была подвергнута критике сторонниками гештальт-психологии за трактовку сознания как «устройства из кирпичей и цемента» и функциональной психологией за игнорирование действенной роли сознания в организации деятельности человека, но эта критика ничего не меняла в общей идеалистической трактовке сознания, принятой также и указанными направлениями. Н.Д.Наумов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(Strukturpsychologie) — «как учение о структуре (см. Структура) в плане наук о духе» была создана Дильтеем и развита дальше Шпрангером. В отличие от прежней физиологически расчленяющей психологии она, как и вообще вся целостная психология, принципы которой ею заимствуются, не является элементной психологией. Она находится на более высоком теоретическом уровне и рассматривает внутренние процессы как некую обладающую определенным смыслом целостность, принадлежащую ко всей психической ситуации и из нее получающую свое значение; она «невозможна без наук о культуре (наук о духе), а последние, в свою очередь, не могут развиваться, не принимая во внимание субъективные способы переживания и внутреннюю структуру психики индивида. Ориентирование как здесь, так и там становится возможным только в том случае, если удается установить типы, законы образования которых известны» (Е. Spranger. Lebensformen, 1950). Употребляемое здесь прежнее понятие структуры не имеет ничего общего с понятием структуры в структурализме.
W. Dilthey. Ideen über eine beschreibende und zergliedernde Psychologie, 1894; K. Jaspers. Allg. Psychopathologie, 1913; F. Krueger. Der Strukturbegriff in der Psychologie, 1924; H. Heicke. Der Strukturbegriff, 1928; A. Wellek. Ganzheitspsychologie und Strukturtheorie, 1955.
W. Dilthey. Ideen über eine beschreibende und zergliedernde Psychologie, 1894; K. Jaspers. Allg. Psychopathologie, 1913; F. Krueger. Der Strukturbegriff in der Psychologie, 1924; H. Heicke. Der Strukturbegriff, 1928; A. Wellek. Ganzheitspsychologie und Strukturtheorie, 1955.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
с т р у к т у р а л ь н а я п с и х о л о г и я). В широком смысле – психологич. концепции, ставящие в центр исследования целостность психики; здесь имеется в виду прежде всего гештальтпсихология, но иногда структурной наз. понимающую психологию Дильтея и Шпрангера. В узком смысле – концепция, развитая Титченером. Согласно этой концепции, психологию отличает от др. наук то, что она имеет дело с опытом, к-рый зависит от испытывающей его личности. Единств. объектом психологии является сознание, а ее задача состоит в определении структуры сознания, вычленении его "элементарных процессов". По Титченеру, имеется три типа таких процессов: чувствительность (редуцированные проявления ощущений), образы (редуцированные проявления мыслей) и аффектации (редуцированные проявления эмоций). Первые два элемента обладают качеством, интенсивностью, длительностью и отчетливостью, а третий – только качеством, интенсивностью и длительностью. В основе С. п. лежала методология интроспекционизма, что и определило ее недолговечность. Лит.: Титченер Э. В., Очерки психологии, СПБ, 1898; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12; Titchener E. В., The postulates of structural psychology, "Philos. Review", 1893, v. 7, p. 449–65; Boring E. G., History of experimental psychology, 2 ed., N. Y., 1950; Wolman В. В., Contemporary theories and systems in psychology, N. Y., 1960; Woodworth R. S., Contemporary schools of psychology, 3 ed., N. Y., 1964. M. Роговин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.