для обеспечения гармоничного единства содержания и формы научного произведения, большое значение придается построению/ анализу его структуры. Детальное изучение структуры, сознательная акцентировка внимания на этом аспекте анализа позволяют добиться ясности изложения материала, сконцентрировать интерес читателя и направить его восприятие на первоочередное постижение наиболее значительных в научном отношении фрагментов текста.
Работа над структурой научного материала, усовершенствование ее – весьма важная и ответственная задача, решение которой требует глубокого осмысления произведения в целом. Одно из основных требований к структуре произведения — чтобы материал излагался по четкому плану. Реализация этого требования достигается, когда в произведении отражена внутренняя логика развития и характер отражаемого предмета или явления, когда изложение содержания отражает жанровую специфику произведения и подчинено целевому назначению издания. Весьма важно, чтобы структура научного произведения обеспечивала возможность ясно видеть, как достигнута цель исследования.
В научных произведениях, составляющих основу научных изданий, в таких, как научная монография, статья, доклад, можно выделить три части: вводную, основную и заключительную.
Каждая из них имеет свое назначение, построение и содержательное наполнение.
Во вводной части обычно обосновывается актуальность темы и целесообразность ее разработки (решения научной проблемы или задачи), приводится цель исследования; могут быть обозначены условия, в которых проведено исследование, изложен метод; дается краткая характеристика и оценка результатов (новизна, теоретическая и практическая значимость); указывается степень апробации и реализации результатов; отмечаются особенности исследования, изложения материала. Задача вводной части — подготовить читателя к восприятию произведения в целом, ориентировать его в материале.
Основная часть имеет цель показать процесс исследования проблемы и разработки темы, пути получения результатов и сами результаты. Здесь приводятся постановки задач, их решения, необходимые описания и объяснения, доказательства и обоснования. Основная часть служит формированию нового научного знания на основе анализа и синтеза информации.
В заключительной части в соответствии с логикой исследования подводится итог работы, формулируются выводы, приводятся рекомендации, указываются возможные направления последующих научных исследований, чем подчеркивается непрерывность науки, ее динамичность и постоянство развития.
Анализируя и оценивая структуру произведения, обращается внимание на то, имеется ли четкая постановка задачи, как выделены результаты исследования. Структура должна обеспечивать быстрое, точное, доходчивое доведение содержания до читателя.
Нужно убедиться, что текст не перегружен второстепенными материалами и особенно такими, которые представляют собой черновые, предварительные, рабочие варианты без необходимых обобщений и выводов. Одно из основных требований заключается в том, чтобы материал был изложен по четкому плану. Требуется оценить план изложения в целом и по отдельным частям. Не следует удовлетворяться только тем, что научное произведение имеет достаточно выраженное деление на вводную, основную и заключительную части. Не менее важно установить, насколько логично деление основной части на разделы, главы, параграфы и абзацы. Система рубрик является наглядной формой реализации внутренней структуры научного произведения.
Т.о., структура научного произведения неразрывно связана с содержанием и логикой его изложения, она подчинена созданию условий удобства работы читателя над произведением, быстрого и точного нахождения нужной информации.
Основой произведения является текст, в нем заключено содержание, он служит носителем основной информации. Важно знать, что текст должен обладать такими свойствами, как развернутость, целостность, системность, связность, завершенность. Как носитель содержания, как основа произведения текст создается автором с определенным целевым назначением, с помощью текста автор устанавливает связь со своим собеседником — читателем книги, включается в систему научной коммуникации.
Строго логическое построение текста, плавное его развитие, когда каждая авторская мысль не только вытекает из некоторых посылок, но и имеет закономерные ассоциативные связи с другой, причастной к ней информацией, включая личный авторский опыт, можно считать лишь идеалом. В структуре научного текста можно выделить понятийнологическую, оценочную составляющую и композицию содержания. Эти компоненты являются средством обеспечения таких отличительных свойств текста, как единство и связность. Потребность в связях становится затем необходимой в процессе синтеза информации. Для этого используется логическая связь, которая обеспечивает смысловую последовательность и непротиворечивость изложения и определяет способ группирования материала. При этом важно соблюдать единый подход к рассматриваемым явлениям (предметам).
Обычно изложение ведется от частного к общему — методом индуктивного рассуждения, умозаключения, либо от общего к частному — дедуктивным методом рассуждения. Процесс индуктивного обобщения сводится к переносу знания, полученного путем исследования некоторой совокупности предметов, на более широкий круг предметов. Индуктивный метод играет большую роль в формировании общего научного знания — в открытии законов, выдвижении гипотез; он создает научную базу для формирования и введения в науку новых понятий. Индуктивное положение обладает высокой степенью доказательности, хотя и считается менее экономичным, чем дедуктивное, с точки зрения требуемого объема текста. Индукция тесно связана с дедукцией, поскольку любой единичный факт может быть понят только через включение его в уже сложившуюся систему понятий. Вместе с тем дедукция зависит от наблюдения, эксперимента и индукции. Дедуктивный метод является основным при построении и обосновании теорий.
Заголовок в структуре научной литературы (научного издания), указывает на тему и состоит из следующих частей:
-аннотация расположена на обороте титульного листа и представляет содержание работы;
-оглавление содержит план изложения темы, является своего рода путеводителем по книге. Оно знакомит с проблематикой работы, ее общей структурой и дает возможность быстрого поиска информации;
-предисловие излагает задачи, поставленные автором;
-более подробно характеризует структуру издания и ориентирует в ней читателя. Оно предваряет изложение основного материала и дает установку на его восприятие;
-послесловие подводит итог, сообщает краткие выводы исследования;
-справочный материал дает комментарий к понятиям, терминам, фактам которые нуждаются в пояснении. Уже этой информации будет достаточно, чтобы решить, насколько необходим для конкретной работы тот или иной текст.
Есть в структуре научного издания элементы, которые вводят читателя в книгу, ориентируют в ней, поясняют ее значение, указывают ее место в потоке ей подобных. Это — предисловие и вступительная статья. Они предназначены для того, чтобы подготовить читателя к рациональному использованию публикуемой научной информации и более глубокому, осознанному ее освоению.
Предисловие может представить автор, оно может быть написано редактором, издателем, в сборниках научных трудов – составителем. Хотя предисловие пишут по поводу издания, фактически оно должно быть самостоятельным произведением, раскрывающим специфику этого издания. В нем оговаривают и объясняют отличительные стороны содержания и формы (структуры, языка, стиля) основного произведения, раскрывают его жанровые особенности.
В предисловии к сборнику дается характеристика составляющих его трудов, говорится о принципах его формирования, приводятся сведения об авторах. Если сборник продолжающийся, то предисловие публикуют, как правило, в первом (начальном) номере, в последующем он может иметь место при необходимости объяснить какие-л. изменения в планах выпуска сборника — скажем, изменения в тематическом профиле, структуре, составе редакционной коллегии. В юбилейном сборнике предисловие дает характеристику события, подводит определенный итог достижений в соответствующей научной области или в разработке проблемы, темы. Обычно не обходится без предисловия сборник материалов научных съездов, конференций. В нем приводят общие сведения о форуме, о его тематике, проведенных в его рамках мероприятиях, об участниках, рассмотренных и выдвинутых проблемах, ходе их обсуждения, излагаются основные результаты, планы, программы.
Предисловие к научной монографии содержит объяснение обусловленности ее издания, дает характеристику проблемы, цели ее разработки, особенностей метода исследования, теоретической, эмпирической базы и условий исследования, отмечает своеобразие авторской концепции. В коллективной монографии предисловие может содержать сведения об ее авторах и личном научном вкладе каждого из них.
Вступительная статья как элемент аппарата может быть опубликована наряду с предисловием или независимо от него. Будучи, так же как и предисловие, органически связанной с основным материалом, вступительная статья освещает вопросы творчества ученого, его путь в науке, раскрывает научную значимость и историю вопроса, проблемы, захватывает смежные научные вопросы.
На научную самостоятельность вступительной статьи указывает то, что она обычно является авторским произведением известного ученого, видного специалиста. Поэтому иногда вступительную статью заменяет самостоятельная работа авторитетного ученого, тематически связанная с публикуемым научным изданием. Подобная работа, выполняющая роль вступительной статьи, находит применение как в научных монографиях, так и в сборниках научных трудов.
В некоторых научных изданиях может быть опубликовано послесловие. Это относится главным образом к переводным изданиям или к работам исторической тематики. Послесловие нужно, чтобы объяснить современное понимание научной проблемы, роль автора в изучении предмета исследования, особенности подходов и концепций отечественных и зарубежных ученых.
Свои задачи и методические особенности есть в анализе и работе над примечаниями и комментариями. Эти элементы аппарата достаточно широко применяются в научной книге. Различие между ними в том, что примечания имеют объективно справочный характер, они дают краткую справку, ссылку на источник, приводят перевод иноязычного текста, сообщают какой-л. дополнительный факт; комментарии предлагают толкование публикуемых текстов, выражают мнение составителя (комментатора) или автора (-ов), их отношение к публикуемому материалу.
Форма сопровождения текста комментариями или примечаниями, их количество, степень детализации в значительной мере зависят от конкретного издания, характера информации, предмета рассмотрения, читательского назначения. Авторам научного произведения нужно видеть необходимость или целесообразность примечаний или комментариев, добиваться, чтобы они были непосредственно связаны с основным текстом, отличались точностью, достоверными, краткими и в то же время достаточными. Для этой цели в основном тексте используются отсылки к соответствующим примечаниям или комментариям. В свою очередь, при самих этих элементах должно быть указано, кто является комментатором или кому принадлежит примечание. В оформлении самих элементов следует придерживаться определенной системы и единообразия. Это требование относится как к месту расположения, так и к выделениям, использованию различных шрифтов и кеглей.
Примечания и комментарии могут быть настолько необходимыми, что в некоторых случаях на них приходится отводить до 10–15% основного текста (напр., при подготовке томов переписки). В принципе нужно стремиться к тому, чтобы их общий объем не превышал 5%. При подготовке многотомных изданий примечания и комментарии к тексту одного тома не следует переносить в другой том. Редакционные примечания даются после основного текста, увязывая поясняемый текст с примечаниями последовательной нумерацией, которая может быть сплошной по всему изданию или по его структурным фрагментам. Пояснения к отдельным местам текста в разделе примечаний могут быть даны путем повторения поясняемого слова с указанием страницы, на которой оно расположено.
Авторские примечания, а также переводы иноязычных слов и выражений целесообразно давать в сносках под текстом с целью удобства пользования ими читателем. В некоторых случаях переводы могут быть оформлены в виде указателя иностранных слов.
В научные издания, как правило, включают указатели: предметные, именные, терминологические (указатели терминов), географических названий и др. Указатель — один из важнейших элементов аппарата, это средство, обеспечивающие навигацию, информационный поиск, ориентирование в тексте, удобство пользования книгой.
В задачи подготовки научного издания, грамотного построения структуры входят выбор вида указателя, обоснование его состава и структуры, работа над его формированием. Наиболее часто в научной книге используются предметные и именные указатели. Они могут быть раздельными или смешанными (комбинированными) и обычно строятся по алфавиту. Систематические предметные указатели помещают в собраниях сочинений или в многотомных изданиях.
Задача предметного указателя — представить основные вопросы содержания издания. В состав указателя включаются понятия, которые имеются непосредственно в тексте издания, а также те, которые установлены составителем согласно содержанию произведения. Отбор понятий для указателя — одна из важнейших и трудных задач. Представляет затруднение, какие — понятия относить к основным рубрикам и какие к подрубрикам. Общее правило заключается в том, что рубрика отражает основное понятие, подрубрика обозначает признак (особенность, деталь, сторону, свойство) предмета. Для наиболее удобного пользования указателем каждая отдельная рубрика должна содержать не более 25–30 ссылок на страницы. Когда число ссылок превышает указанные цифры, применяются подрубрики.
Стремление включить в указатель как можно больше предметов не должно приводить к увеличению его объема (рекомендуемый объем — 5% от объема издания). Поэтому наряду с тщательным отбором понятий рекомендуется определить приемы и средства, обеспечивающие экономное построение указателя.
В научной книге целесообразно иметь списки таблиц, иллюстраций, что позволяет читателю использовать отдельные элементы издания самостоятельно, вне основного текста. В изданиях по естественным наукам наряду с предметными указателями находят применение указатели географических названий, растений, медицинских препаратов; в изданиях по общественным наукам — указатели исторических событий, памятников и т.д.
При построении указателей и их языковом оформлении нужно добиваться, чтобы были обеспечены внутренние логические связи, правильное, однозначное и точное написание слов, все термины, предметы, имена, названия должны быть только в именительном падеже.
Специфическими указателями являются содержание или оглавление — самые первые справочно-поисковые элементы в составе аппарата издания. Первое употребляется в изданиях, состоящих из нескольких произведений, что характерно для сборников. Второе используется в монографических изданиях, в которых основу составляет одно произведение. Задача редактирования — обеспечить точное соответствие названий структурных частей по тексту с названиями в содержании (оглавлении).
В содержание (оглавление) следует включать все рубрики, не ограничиваясь только названиями разделов или глав, а в сборниках — заглавиями статей. Ввиду поисковой значимости содержания (оглавления) его целесообразно размещать в начале издания.
Принадлежностью аппарата научного издания нужно считать приложения. Они представляют собой различного рода дополнительные или рабочие материалы, которые бывают необходимы для выполнения исследования. Это методики, расчеты, данные экспериментов, анкеты, нормативные документы, архивные материалы и т.п. Естественно, что в приложения следует включать только то, что требуется для подтверждения результатов, удостоверения их точности, достоверности, полноты. Приложения должны быть связаны с основным текстом ссылками и при необходимости пояснениями.
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (ИЗДАНИЯ)
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (ИЗДАНИЯ)
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.