СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
внутреннее строение, взаиморасположение и связь составных частей культуры как самостоятельной многофункциональной системы. С. к. основана на ряде ее субстанциональных черт, какими признаны ее внебиологичность, как надприродной искусственной надстройки, технологичность и продуктивность, т.е. присущие культуре как системе качества порождения и преобразования продуктов своей деятельности и программирования самой этой деятельности, а также стереотипичность — возможность неоднократного воспроизведения аккумулированного опыта и способность к повторению образцов. С. к. определяется разделением ее на материальную и духовную сферы, которые объединяются разными типами деятельности человека как субъекта социокультурных процессов. С. материальной культуры определяется практически-преобразовательными, предметно-продуктивными видами деятельности, которые обеспечивают непрерывное и поступательное развитие цивилизации. Для духовной культуры наиболее характерны познавательные, коммуникативные, ценностно-ориентационные, проективно-преобразовательные и другие идеальные разновидности деятельности человека как творческой личности. В понятие С. к. входят такие ее параметры и черты, которые не сводятся к простому множеству связанных между собой материализованных и овеществленных результатов многообразной, в том числе и познавательной деятельности людей. По существу, С. к. представляет собой совокупность функционирующих в том или ином типе цивилизации ценностей, потребностей, черт, свойств, характеристик, которые, реализуясь в деятельности людей, образуют само содержание культуры как системы. Поэтому важнейшими составляющими сторонами С. к. считаются образование, мифологические, религиозные и научные модели и картины мира, духовно-эстетические, социально-политические, организационные, производственно-потребительские, коммуникационно-информационные ценности, отношения и параметры деятельности, а также нравственность и право. Таким образом, в С. к. находит выражение состояние культуры в определенный момент времени как многоуровневой и многосторонней системы, соединяющей в себе познавательно-преобразовательную, семиотико-трансляционную, нормативно-регулятивную и ценностную функции. Социальным воплощением структурных особенностей и элементов системы культуры являются субкультуры в их отношениях с господствующей культурой.