ересь. распространенная в Новгороде и Пскове в 14—15 вв. (название, вероятно, связано с обрядом пострига в причетники, или, по церк. терминологии, «стрижники», — низш. духовный сан). Соц. состав (низш. духовенство и горожане) предопределил народный характер движения. Возглавили С. дьяки Карп и Никита, казненные в 1375 как еретики. Стригольники оспаривали божеств, происхождение и природу таинства священства и на этом основании отвергали иерархию церк., а также таинства причащения, покаяния, крещения. С. выступало за предоставление мирянам права проповедования. Т. обр., программа С. сближала это движение с городскими ересями Зап. Европы, т. к. требовала «дешевой» церкви, упразднения духовенства как особой корпорации и передачи его функций мирянам, предвосхищая тем самым требования Реформации.
СТРИГОЛЬНИЧЕСТВО
СТРИГОЛЬНИЧЕСТВО
Источник: Атеистический словарь
СТРИГОЛЬНИЧЕСТВО
(происхождение названия неясно) - первое открытое антифеод. движение, возникшее на Руси, в Новгороде и Пскове, во второй пол. XIV в. и носившая типичную для средневековья религ. оболочку ереси. В С. участвовали социальные низы города, ремесленники, отчасти купцы, низшее духовенство, из среды к-рого вышли руководители движения Карп и Никита. Протест стригольников был направлен против социального неравенства, духовного гнета господств. церкви, против бесконечных поборов и продажности духовенства. Стригольники отвергали таинства, церк. иерархию и весь «чин священнический» (т. е. посвящение в сан), указывая, что все это делается «по мзде» - за деньги. Они выступали и против монашества, особенно против монаст. землевладения, боролись за доступность «книжного учения». Правосл. церковь при поддержке светской власти всеми мерами преследовала С. К концу XIV в. движение стригольников в Новгороде было жестоко подавлено, в 1375 Карп и Никита были казнены. Однако вплоть до 30-х гг. XV в. С. еще держалось в Пскове.
СТРИГОЛЬНИЧЕСТВО
первая из известных по дошедшим до нас источникам рус. «открытая ересь» (Энгельс), возникшая в новгородско-псковских землях во вт. пол. 14 в. Это было организованное движение, к-рое выработало свое учение, письменно его зафиксировало и широко проповедовало. Еретич. характер С. как учения и движения заключался в отрицании всего института соврем. им церкви - от священников и до константинопольского патриарха («ныне Христос не имеет церкви на земле»), церк. таинств и даже (в наиболее радикальном направлении) догмата о воскресении мертвых. Во главе движения стоял дьяк Карп. Духовные и светские власти в 1375 казнили лидеров С., утопив их в Волхове. Самым отвлеч. из принципов стригольнич. учения, но и самым идеологич. значимым было противопоставление «древа познания» «древу жизни», т. е. разума, ограничивавшего веру, вере, попиравшей разум. Идеалом стригольников была апостольская церковь, и свой противоцерк. «союз» они рассматривали как воспроизведение этого идеала, поруганного продажным, корыстолюбивым. порочным, прислуживавшим светским властям духовенством. В рамках идеала первонач. христ-ва они утверждали достоинство человека, его право быть учителем веры в жизни независимо от принадлежности к духовному сословию: «Павел и простому человеку повеле учить». Проповедь вменялась не только в право, но и в долг каждого мирянина, если последний ведет «достойный» образ жизни. В центре публичной проповеди стригольников стояло обличение невежественности, стяжательства, высокомерия, претензии на духовную монополию духовенства. Сами стригольники вели пуританский образ жизни, резко контрастировавший с образом жизни духовенства и привилегир. слоев об-ва. С., несмотря на казни и преследования, продолжало активную деятельность и в первой четв. 15 в. В целом С. можно охарактеризовать как городское еретич. движение, выражавшее интересы ремесленно-мещанск, слоев и низшего духовенства, Оно обогатило историю рус. обществ. мысли духом критицизма, элементами рационализма и гуманности. Сочинения стригольников до нас не дошли (вероятно, они были уничтожены церковью). Информация о стригольниках содержится в летописях и гл. обр. в полемич. сочинениях, направленных против них. Остается невыясненным содержание названия еретиков - «стригольники».
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
СТРИГОЛЬНИЧЕСТВО
широкое еретическое антицерковное движение в Северной Руси в XIV-XV вв. Известными деятелями движения были дьяконы Никита и Карп, казненные в 1375 г., и чернец Немчинова монастыря в Пскове Захар. Исследователи оценивают С. либо как бюргерскую антифеодальную ересь посада, сближавшуюся с западноевропейской Реформацией по признакам религиозного критицизма и рационализма, либо как самобытное рус. гуманистическое умонастроение, к-рому был свойствен синтез разума, человечности, новизны, а также как возрождение языческого мировоззрения в двоеверной среде. Что касается наименования ереси, то одни исследователи объясняют его связью с цеховой, ремесленной средой, занятой стрижкой сукон, другие отождествляют ее приверженцев с расстригами, т. е. с бывшими представителями церкви, лишенными за вольномыслие сана. Наиболее вероятно, что название ереси восходит к особой обрядности посвящения, выражавшейся в ритуальной стрижке волос. Бесспорных соч. представителей С. Пока не выявлено. Их взгляды известны только по произв. обличителей (послания константинопольского патриарха Никона 1382 г., поучение епископа Стефана Пермского 1386 г. и послания московского митрополита Фотия 1416, 1422 (или 1425) и 1427 гг.). В этих источниках С. описывается как отрицание ин-та духовенства и всего комплекса православной обрядности (общего богослужения в храмах, покаяния, причастия, заупокойных молитв). Критика мздоимства в среде церковнослужителей сочеталась с отрицанием посреднической роли церкви в делах вероисповедания, а также с неверием в посмертное воздаяние. Вместе с тем о еретиках сообщалось, что они устраивали свои ритуальные собрания вне церкви и без участия духовенства "на распутиях и ширинах градских". Несомненно присутствие в культовом комплексе еретиков пережитков язычества, с к-рыми и связаны прежде всего приписываемые С. заблуждения (напр., неверие в воздаяние вытекало из языческих представлений о загробной жизни умерших предков). Исходными для С. были представления о сакральной паре, олицетворявшейся Матерью-Землей и каким-то неизвестным нам по имени мужским небесным Божеством, что недвусмысленно свидетельствует о пантеистической вере в равнобожественность Земли и Неба и о возрождении древн. языческих верований. Судя по фольклору и этнографии, в народном сознании Матерь-сыра Земля воспринималась как сверхъестественная стихия, к-рую нельзя осквернять и к-рая наделялась всеми присущими Божеству действиями, включая прощение грехов. За Землей прочно удерживался эпитет "матушка", а за Небом - "батюшка". Брачным союзом Земли и Неба объяснялись плодоносящие силы природы. В языческой древности стихии Земли и Неба персонифицировались в образах парных божеств (Род-рожаницы, Дажбог-Мокошь, Ярила-Лада), находившихся в супружеских отношениях. Т. обр., природа расхождений с официальной церковной идеологией была двоеверной и коренилась в отходе от православия к язычеству, в приверженности нехристианскому культу и нехристианским представлениям. Следствием являлся крайний радикализм С., когда грань между еретическим вольномыслием и противоборством различных вер оказывалась зыбкой. Напр., отрицание посреднической роли церкви в общении с Богом могло иметь под собой как традицию коллективного сакрального действа, так и авторитет ветхозаветных писаний, где говорится о прямом общении библейских персонажей с Богом. В православии эти тенденции реализовывались в практике столпничества (отшельничества), а в С. вылились в массовое поклонение Земле и Небу. Эти сферы чувственно воспринимаемого обожествляемого Космоса для многих новгородцев и псковичей оказывались высшими святынями. Нередко С. ошибочно сближают с более поздними ересями, тогда как генетически оно связано с дохристианским прошлым. Из-под слабого налета христианства проступало неизжитое мировоззрение языческой старины, а социальным идеалом была патриархальная идея всеобщего равенства.
Источник: Русская философия: словарь