(р. 16.8.1937) — спец. в обл. истории филос, культурологии и этики; д. филос. н., проф. Р. в Горьком. Окончила филос. ф-т МГУ (1963) и асп. того же ф-та по кафедре истории заруб, филос. С 1970 работает на этой же кафедре, проф. (с 1992). Канд. дисс. — «Критика концепции диалектики Жана-Поля Сартра» (1968), докт. дисс. — «Философия Блеза Паскаля и современность» (1986). Заслуженный профессор (2004). В трудах С. особое внимание уделяется проблемам диалектики, гуманизма, человеческой духовности, интуиции и разума, свободы человека, субъекта и структур нравств. сознания, соотношения зап. филос. и рус. культуры. В отдельную обл. иссл. она выделила «метафизику сердца», идущую в Новое время от Паскаля и самобытно развитую такими рус. мыслителями, как И. Киреевский, А. Хомяков, Ф. Достоевский, П. Юркевич, П. Флоренский, И. Ильин, Б. Вышеславцев, супруги Рерих, Л. Андреев и др. Опора на «феномен сердца» в учении о человеке, сфере морали, а также и в постижении истины и самого Бога—в противовес «отвлеченно рассуждающему разуму» в зап. метафизике — рассматривается С. как глубинная основа, «душа русской культуры», родственная «душе» Паскаля, мало понятого на Западе и по достоинству оцененного лишь в России. Однако в сов. времена марксизм не претендовал на наследие Паскаля (равно как и Августина, Шеллинга, Ницше и др.) и «бичевал» его за религ. ориентацию. До иссл. С. филос. Паскаля «изымалась» как «тупиковая ветвь» в развитии европ. традиции (И. С. Нарский). С. «открыла» для рос. читателя «неизвестного Паскаля» и представила этого великого философа — наряду с Декартом, Спинозой и Лейбницем — как мыслителя-новатора и пророка (в соответствии с его оценкой Л. Н. Толстым), предвосхитившего позднейшие пути зап. мысли: религ. модернизм М. Блонделя, филос. антропологию М. Шелера, экзистенциализм С. Кьеркегора, Г. Марселя, А. Камю и др. — и обогатившего мировую мысль уникальной «филос. сердца», неподражаемым «искусством убеждения», «науки доказательства», проникновенной религией «личного Бога» (в отличие от «Бога ученых и философов») и мн. др. При иссл. экзистенциализма Сартра С. выявляет исторически определ. и специфический тип его субъективной экзистенциально-феноменологической диалектики как противоположный объективно-онтол. диалектике Гегеля и до нек-рой степени родственный «антитетической диалектике» Фихте. Диалектика В-себе и Для-себя в кн. «Бытие и Ничто» Сартра рассматривается ею как теор. фундамент его концепции «абсолютной свободы» челове ка и трактовки личности как causa sui. Анализируя послевоенный труд Сартра «Критика диалектического разума», С. приходит к выводу об эволюции его взглядов под влиянием идей Маркса: он отказывается от формулы «существование предшествует сущности» и признает соц. обусловленность личности и ее свободы. Обращаясь к творч. С. Кьеркегора, С. фиксирует парадоксы его экзистенциально-антропологического и религ. сознания и характеризует его как оригинального философа-парадоксалиста. «Вкус к парадоксам» она считает «особым филос. гением», столь же редкостным среди философов, как и всякий др. «экзотический дар» (поэтический гений, блестящий лит. стиль и др.). До Кьеркегора им отличался Паскаль, а после него — Ницше, Л. Шестов, Бердяев и немногие др. «Страсть к парадоксам» нередко выступает как потребность в диалектич. мышлении, выступающем за пределы «рассудочной метафизики» Запада и «скуки здравого смысла». В нравственнопсихол. очерке «Судьба любви сегодня» (1990) утверждается трагизм любви как «вечная судьба любви». С. — лауреат премии им. М. В. Ломоносова (1996) за кн. «Паскаль и европейская культура».
Соч.: Критика экзистенциалистской концепции диалектики (Анализ философских взглядов Ж.-П. Сартра). М., 1974; Блез Паскаль. М., 1979 (сер. «Мыслители прошлого»); Феномен Паскаля // ВФ. 1979. № 2; Декарт и Паскаль // Там же. 1985. № 3; Диалектика и экзистенциализм // Современные зарубежные концепции диалектики. М., 1987; Судьба любви сегодня: Нравственно-психологический очерк // Философия любви. Т. 1. М., 1990; Барокко и классицизм. 17 в. // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991; Философия и культура. (Ред., автор предисловия). М., 1994; Паскаль и европейская культура. М., 1994; статьи: Андреев Д. Л., Паскаль в России, Сердца метафизика // Русская философия: Словарь. М., 1995 (2-е изд. - М., 1999); Парадоксы религиозной веры у С. Кьеркегора // Кьеркегор и современность. Минск, 1996; Разум и сердце у Декарта и Паскаля // Декарт в канун XXI столетия (Материалы Международной конференции. Апрель 1996, Тверь). М., 1998; Парадоксы философии Серена Кьеркегора // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». 2000. № 4; статьи: Арно А., Молина Л., Монтень М., «Мысли» Б. Паскаля, Паскаль Б.//НФЭ: В 4 т. М., 2000-01; Сознание как проблема и тайна ( сознание как «жертва» и «жертвы сознания») // Философия сознания: История и современность; История философии: Уч. (В соавт.). М., 2003 (2-е изд. - М., 2008); Разум и сердце в культуре и в морали; Культура сердца в общении и практике воспитания // Духовный опыт человечества: Единство в многообразии. М., 2006; статьи: Андреев Д. Л., Б. Паскаль в России // Русская философия: Энциклопедия. М., 2007.
СТРЕЛЬЦОВА Галина Яковлевна
СТРЕЛЬЦОВА Галина Яковлевна
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009