в христ. церквах последняя неделя т. н. великого поста, к-рая в богослужебной практике посвящается «воспоминаниям о страданиях спасителя». Рассматривая посты как «время покаяния в грехах», духовенство использует С. н. для создания у верующих скорбного настроения, чтобы вызвать у них «чувства раскаяния и сознания своей греховности».
СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ
СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ
Источник: Атеистический словарь
СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ
последняя неделя великого поста, к-рую церковь использует для «воспоминаний о страданиях спасителя», что дает возможность церкви нагнетать у верующих скорбное настроение, вызывать у них чувство своей греховности и необходимости раскаяния. Таким образом, С и. является одним из эффективных средств идеологич. и эмоц.-психологии. воздействия на верующих.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
Страстная неделя
последняя неделя отмечаемого православной церковью перед пасхой великого поста. Согласно церк. канону в эти дни верующие должны вспоминать о страданиях (страстях) Иисуса Христа перед его мученической кончиной на кресте. Богослужения С. н. проникнуты печальными мотивами, направлены на то, чтобы вызвать особый эмоциональный настрой у верующих, заставить их как бы пережить страдания сына божьего, проникнуться мыслью о том величайшем «подвиге», каким была искупительная «жертва» Христа. В С. н. священнослужители настойчиво внушают своей пастве идею греховности человечества, необходимость покаяния. Церковь ведет в С. н. активную идеологическую обработку верующих во имя укрепления религ. веры.
Страстная Неделя
Праздник Пасхи как самый торжественный получил название «царь дней», или Велик день. Вся неделя, предшествующая этому дню, Великая, или Страстная неделя. Последние дни Страстной недели: Великий Четверг – духовное очищение, принятие таинства, Страстная Пятница – страдания Иисуса Христа, Великая Суббота – день печали, наконец, Светлое Воскресение Христово – символически отразились в народных традициях, обычаях, обрядах, Пасхальном столе. У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг в народных традициях называют «чистым», но не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В чистый четверг был, например, широко распространен народный обычай очищения водой – купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца.
Источник: Православный церковный словарь.
Страстная неделя
(Holy Week)
. Неделя, предшествующая Пасхе, в течение крой верующие особым образом вспоминают и переживают страдания и смерть Иисуса Христа. Ее называют и Великой неделей в память о великом действии, к-рое совершил в эти дни Бог, или пасхальной неделей, в преддверии грядущей Пасхи. Афанасий Александрийский в IV в. ввел название "Святая неделя". Иногда употребляется название "Неделя прощения", поскольку некрые христиане испытывают необходимость исповедоваться накануне пасхального праздника. Восточные христиане называют ее "Неделей спасения" (" Страстной неделей ").
В древности из всех дней Страстной недели святыми почитались только Великая пятница и Великая суббота. В некрых регионах почитался трехдневный период в рамках Страстной недели, включая воскресное пасхальное утро. Страстной четверг стал официально почитаться в IV в. Затем к святым дням добавилась среда, в память о заговоре, в результате крого Иисус был предан в руки врагов. Оставшиеся дни недели стали почитаться святыми в сер. IV в. В целом большинство традиций, связанных со Страстной неделей, возникли в Иерусалиме и потом утвердились в Европе. Накануне Никейского собора великим праздником, отмечавшимся в ночь после Великой субботы, стала христианская Пасха.
По завершении эпохи Средневековья Страстная неделя в известной мере потеряла свое особое значение. В нач. 1950х гг. Пий XII попытался снова придать ей центральную роль в церковной жизни, и с тех пор Страстная неделя для многих стала средоточием католического церковного календаря. Именно в эти дни верующие переживают тайну искупления.
Страстной (Великий) четверг еще называют четвергом Вечери Господней. В этот день вспоминают о превращении тела и крови Христовых в хлеб и вино. Литургия Страстного четверга служится вечером.
В Великую пятницу (полное название крой "Пятница страстей и смерти Господа") вспоминают о распятии Господа; это день глубокой печали. Пятничное богослужение включает: (1) чтение Св. Писания; (2) поклонение кресту; (3) евхаристию. Во многих церквях совершается служба "крестного пути".
Великая суббота это обычно день глубоких молитв и размышлений в преддверии Пасхи, праздника Воскресения Христова.
T.J.German (пер. Ю.Т.) Библиография: W.J. OShea, The Meaning of Holy Week; C. Howell, Preparing for Easter; J. Gaillard, Holy Week and Easter; L. Bouyer, The Paschal Mystery: Meditations on the Last Three Days of Holy Week; M. Tierney, Holy Week: A Commentary.
См. также: Пепельная среда; Великий (Чистый) четверг; Великая пятница; Великая суббота; Пасха.
. Неделя, предшествующая Пасхе, в течение крой верующие особым образом вспоминают и переживают страдания и смерть Иисуса Христа. Ее называют и Великой неделей в память о великом действии, к-рое совершил в эти дни Бог, или пасхальной неделей, в преддверии грядущей Пасхи. Афанасий Александрийский в IV в. ввел название "Святая неделя". Иногда употребляется название "Неделя прощения", поскольку некрые христиане испытывают необходимость исповедоваться накануне пасхального праздника. Восточные христиане называют ее "Неделей спасения" (" Страстной неделей ").
В древности из всех дней Страстной недели святыми почитались только Великая пятница и Великая суббота. В некрых регионах почитался трехдневный период в рамках Страстной недели, включая воскресное пасхальное утро. Страстной четверг стал официально почитаться в IV в. Затем к святым дням добавилась среда, в память о заговоре, в результате крого Иисус был предан в руки врагов. Оставшиеся дни недели стали почитаться святыми в сер. IV в. В целом большинство традиций, связанных со Страстной неделей, возникли в Иерусалиме и потом утвердились в Европе. Накануне Никейского собора великим праздником, отмечавшимся в ночь после Великой субботы, стала христианская Пасха.
По завершении эпохи Средневековья Страстная неделя в известной мере потеряла свое особое значение. В нач. 1950х гг. Пий XII попытался снова придать ей центральную роль в церковной жизни, и с тех пор Страстная неделя для многих стала средоточием католического церковного календаря. Именно в эти дни верующие переживают тайну искупления.
Страстной (Великий) четверг еще называют четвергом Вечери Господней. В этот день вспоминают о превращении тела и крови Христовых в хлеб и вино. Литургия Страстного четверга служится вечером.
В Великую пятницу (полное название крой "Пятница страстей и смерти Господа") вспоминают о распятии Господа; это день глубокой печали. Пятничное богослужение включает: (1) чтение Св. Писания; (2) поклонение кресту; (3) евхаристию. Во многих церквях совершается служба "крестного пути".
Великая суббота это обычно день глубоких молитв и размышлений в преддверии Пасхи, праздника Воскресения Христова.
T.J.German (пер. Ю.Т.) Библиография: W.J. OShea, The Meaning of Holy Week; C. Howell, Preparing for Easter; J. Gaillard, Holy Week and Easter; L. Bouyer, The Paschal Mystery: Meditations on the Last Three Days of Holy Week; M. Tierney, Holy Week: A Commentary.
См. также: Пепельная среда; Великий (Чистый) четверг; Великая пятница; Великая суббота; Пасха.
Источник: Теологический энциклопедический словарь
СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ
Последняя неделя перед Пасхой, воспоминающая последнюю неделю жизни Христа. В каждый день страстной недели совершаются особые службы: в Великий понедельник церковь дает для размышления образ “Бесплодной смоковницы”, осужденной Христом (Мк. 11: 12–24), Великий вторник посвящен теме “мудрых дев”, которые оказались готовыми к приходу Господа в отличие от своих сестер (Мф. 25: 1 13); Великая среда посвящена раскаявшейся блуднице (Ин. 8: 1 11). Все эти три дня читается Евангелие, и утрени служат поздно вечером. Великий четверг посвящен Тайной вечере; в этот день после литургии епископы иногда совершают обряд умовения ног священникам в память о том, как Христос омыл ноги своим ученикам (Ин. 13: 1 17); читается «Евангелие от Луки», и все песнопения говорят только о Тайной вечере. В Великую пятницу читают так называемые Двенадцать Евангелий, то есть 12 евангельских отрывков, начиная с «Евангелия от Иоанна», в котором Господь открывает Себя “как путь и истину и жизнь” (Ин. 10), и заканчивая «Евангелием от Матфея» о запечатывании гроба (Мф 27); все они повествуют о страданиях Христа и помещаются между разными частями службы. Вечерня Великой Пятницы носит название Выноса плащаницы и посвящается погребению Спасителя. Она совершается в середине дня, но по смыслу относится уже к Великой Субботе. В середине церкви устанавливается “гроб”, украшенный цветами, на престол помещается плащаница. После песноспений, посвященных страданиям и смерти Христа, священник надевает самое темное полное облачение и кадит плащаницу, потом поднимает ее над головой, обходит престол, и, выйдя на середину церкви, помещает на гроб. После этого иногда поется плач Пресвятой Богородицы.
Великая Суббота начинается с утрени, которая служится в пятницу вечером; поются различные тропари и псалмы с так называемыми непорочными песнопениями, в которых сливаются совершенная любовь человека к Богу и совершенная любовь Бога к человеку. Затем прославляется Св. Троица и провозглашается весть о женах мироносицах, пришедших ко гробу. И в первый раз провозглашается благая весть спасения в Воскресении Христовом. Священник в темных ризах кадит гроб. Затем с пением “Трисвятой” народ с зажженными свечами обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением в смерть “Жизни мира”. В храме читается пророчество Иезикииля о сухих костях и победные строки псалмов. Верующие освящают в храме блюда предстоящей пасхальной трапезы (куличи, пасхи и т. п.) Служба Великой Субботы является вершиной православной литургической традиции, это глубочайшее духовное и литургическое проникновение в вечный смысл искупительной жертвы Христа во имя спасения всех верующих. Заканчивается Страстная неделя праздником Пасхи – Воскресения Христа.
Великая Суббота начинается с утрени, которая служится в пятницу вечером; поются различные тропари и псалмы с так называемыми непорочными песнопениями, в которых сливаются совершенная любовь человека к Богу и совершенная любовь Бога к человеку. Затем прославляется Св. Троица и провозглашается весть о женах мироносицах, пришедших ко гробу. И в первый раз провозглашается благая весть спасения в Воскресении Христовом. Священник в темных ризах кадит гроб. Затем с пением “Трисвятой” народ с зажженными свечами обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением в смерть “Жизни мира”. В храме читается пророчество Иезикииля о сухих костях и победные строки псалмов. Верующие освящают в храме блюда предстоящей пасхальной трапезы (куличи, пасхи и т. п.) Служба Великой Субботы является вершиной православной литургической традиции, это глубочайшее духовное и литургическое проникновение в вечный смысл искупительной жертвы Христа во имя спасения всех верующих. Заканчивается Страстная неделя праздником Пасхи – Воскресения Христа.
Источник: Православие. Основные понятия.