(«Les passions de Гате»)-произведение Р.Декарта, первый набросок к-рого был сделан в 1645-1646. «С.д.» — последнее из произведений, опубликованное при жизни Декарта (Париж — Амстердам, 1649). Лат. пер. — 1650, первый рус. (в пер. Н.Н.Сретенского) - 1914, современный рус. пер. (А.К.Сынопалова)- 1950, 1989. К «С.д.» тематически примыкает работа «Описание человеческого тела, об образовании животного», к-рой Декарт был занят в течение 1647-1648. Предмет исследования в этих сочинениях - человек. И в «Описании человеческого тела», и в «С.д.» Декарт придерживается стратегии объективного наблюдения над человеком. Цель работы «С.д.» самим Декартом сформулирована так: «объяснять страсти не как оратор и даже не как моральный философ, но только как физик». На этом пути он считает себя первооткрывателем. Декартовское учение о страстях фактически занимает место, традиционно числившееся в метафизике за этикой. Первые пятьдесят из более чем двухсот параграфов работы посвящены описанию «природы человека». Декарт строит антропологию как наглядную анатомию движений человеческого тела. Жизнь тела, полагает он, может быть описана на основе ясных физических законов. Человек - физическая субстанция, прозрачная для наблюдения и понимания. Страсти суть живая природа человека, практически автономная от мыслительных усилий души; страсти могут быть полно представлены через описание физико-физиологического механизма их порождения и действия. К страстям Декарт относит все движения человеческой жизни, за исключением лишь тех немногих, к-рые не могут принадлежать телу. Не телу, но только душе принадлежат «мысли». При этом все виды восприятий или знаний Декарт полагает страдательными состояниями (они получены от вещей, извне). Автономными действиями души являются только желания, то, что зависит от свободно проявляющей себя воли. Но даже воля при ближайшем рассмотрении у Декарта на подозрении: она сама уже обольщена страстями и руководствуется суждениями, основанными на страстях, когда-то прежде победивших ее. «С.д.» — своего рода анатомический трактат. Декарт наглядно рисует человеческое телесное существование как движение страстей. Модель его носит механический характер. Именно механическая модель, по мнению Декарта, может претендовать на исчерпывающую полноту описания.
В наглядной картине телесной жизни не может быть скрытых, метафизических причин. Движущими элементами телесной жизни, по Декарту, являются т.н. животные духи, образующиеся в мозгу из мелких и активных частиц крови, к-рые обеспечивают жизнь тела без участия волеизъявлений души.
В описание жизни человеческого тела Декарт вводит также инстанцию «души». Душа связана со всем телом, но локализована в определенном месте телесной конструкции человека, а именно в т.н. шишковидной железе — непарном органе, расположенном в центре мозга, откуда она излучается во все тело при посредстве «животных духов». Страсти души вызываются также движением духов, к-рые колеблют железу. Первой же причиной страстей Декарт полагает воздействие предметов на наши чувства. Это воздействие имеет для нас различное значение, возбуждая, соответственно, различные страсти, число к-рых бесконечно, но среди них есть шесть первичных: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Первую и вторую части трактата завершают параграфы, в к-рых Декарт обращается к традиционной для метафизики собственно этической теме — власти над страстями. Эти декартовские пассажи выглядят несколько иронично. Призыв «приложить старания, чтобы наставлять и руководить» страстями, удерживаться от крайностей, высказан рядом с убеждением, что «те люди, кого особенно волнуют страсти, могут насладиться жизнью в наибольшей мере» (§ 212). Декарт не дает моральных предписаний. Он не берет на себя роль морализатора, общественного проповедника, а выдерживает дистанцию независимого наблюдателя. Декартовская этическая позиция самостояния вписана в основную процедуру, к-рую Декарт разрабатывает в своей философии - процедуру cog it о. Безусловно этическим жестом можно считать и разработку им антропологии как физико-физиологического исследования. Но если говорить о «месте этики» у Декарта, то необходимо анализировать его собственную, тщательно и сознательно выстраиваемую им жизненную стратегию. Прежде всего она его этический жест и внутреннее условие его философствования. Лит.: Декарт Р. Страсти души //Декарт Р Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989; Асмус В.Ф. Декарт. М.: Соцэкгиз 1956; Бессмертие философских идей Декарта. М.: ИФРАН, 1997; Встреча с Декартом. М.: Ad Marginem, 1996; Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Культура, 1993; Фишер К. История новой философии. Т. 1. Декарт, его жизнь, сочинения и учение. СПб.: Мифрил, 1994. Е.В. Ознобкина
СТРАСТИ ДУШИ
СТРАСТИ ДУШИ
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001
«СТРАСТИ ДУШИ»
Les passions de lame) - последнее из произведений Декарта, опубликованное при его жизни в Париже и Амстердаме (1649; лат. пер. 1650). Цель работы — «объяснить страсти не как оратор и даже не как моральный философ, но только как физик». На этом пути философ считает себя первооткрывателем. Первые пятьдесят параграфов посвящены описанию «природы человека». Декарт выстраивает антропологию как наглядную анатомию движений человеческого тела, живущего по ясным физическим законам. Страсти в его описании — это живая природа человека, практически не зависимая от мыслительных усилий души. К страстям относимы все движения человеческой жизни, за исключением лишь тех немногих, которые никак не могут принадлежать телу. Только душе мы приписываем «мысли». Однако все виды наших восприятий или знаний Декарт считает страдательными состояниями (они получены от вещей, извне). Действиями самой души являются только желания, то, что зависит от автономно действующей воли. Но даже воля при ближайшем рассмотрении у Декарта на подозрении, ибо сама она уже обольщена страстями и руководствуется суждениями, основанными на страстях, когда-то победивших ее. Эти страсти принимаются ею как собственное оружие.
Логика декартовского рассуждения такова, что с территории антропологии оказывается вытесненной эгология. Декарт фактически вводит жесткое ограничение: процедуры ego cogit («Я мыслю») не могут быть основанием антропологического рассуждения. Объективное представление о человеке может быть изложено только на нейтральном языке наблюдения. Декарт наглядно рисует человеческое телесное существование как движение страстей. Модель его носит механический характер: «Будем рассуждать так: тело живого человека так же отличается от тела мертвого, как отличаются часы или иной автомат (т. е. машина, которая движется сама собой), когда они собраны и когда в них есть материальное условие тех движений, для которых они предназначены, со всем необходимым для их действия, от тех же часов или той же машины, когда они сломаны и когда условие их движения отсутствует» (Соч. в 2 т., т. 1. M., 1989, с. 484). Именно механическая модель может претендовать на исчерпывающую полноту описания. В наглядной картине телесной жизни не может быть скрытых, метафизических причин.
Движущими элементами телесной жизни, по Декарту, являются т. н. «животные духи», образующиеся в мозгу из мелких и активных частиц крови. В описании Декарта — это «тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи. Они нигде не задерживаются... сообщают телу самые различные движения» (там же, с. 486). Они обеспечивают жизнь тела без участия волеизъявлений души. Декарт вводит в описание жизни человеческого тела инстанцию «души». Душа связана со всем телом, но локализована в определенном месте телесной конструкции человека, а именно в т. н. «шишковидной железе». Окончательно убеждает Декарта в этом следующий аргумент: «...поскольку относительно одной и той же вещи в одно и то же время у нас есть только одна-единственная и простая мысль, безусловно необходимо, чтобы имелось такое место, где два изображения, получающиеся в двух глазах, или два других впечатления от одного предмета в двух других органах чувств могли бы соединиться, прежде чем они достигнут души, так как в противном случае они представляли бы ей два предмета вместо одного...; если исключить эту железу, то нет другого места в теле, где эти впечатления могли бы соединиться подобным образом...» (там же, с. 496), ибо все остальные части нашего мозга парные. Душа находится в железе, непарном органе, расположенном в центре мозга, откуда она излучается во все тело при посредстве животных духов.
Страсти души вызываются также движением духов, которые колеблют железу. Первой же причиной страстей Декарт полагает воздействие предметов на наши чувства. Это воздействие имеет для нас различное значение, возбуждая, соответственно, различные страсти. Декарт выделяет 6 первичных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль, и говорит об их бесконечном числе. В кон. 1-й и в кон. 2-й частей трактата Декарт обращается к традиционной для метафизики теме — о власти над страстями. Эти пассажи в Декартовом исполнении выглядят несколько иронично. Призыв «приложить старания, чтобы наставлять и руководить» страстями, удерживаться от крайностей, высказан рядом с убеждением, что «те люди, кого особенно волнуют страсти, могут насладиться жизнью в наибольшей мере» (там же, с. 572). Декарт не дает моральных предписаний, основываясь на позиции нейтрального наблюдателя. Рус. переводы Н. Н. Сретенского (1914), А. К. Сынопалова (1950). Лт. см. к ст. Декарт.
Е. В. Ознобкина
Логика декартовского рассуждения такова, что с территории антропологии оказывается вытесненной эгология. Декарт фактически вводит жесткое ограничение: процедуры ego cogit («Я мыслю») не могут быть основанием антропологического рассуждения. Объективное представление о человеке может быть изложено только на нейтральном языке наблюдения. Декарт наглядно рисует человеческое телесное существование как движение страстей. Модель его носит механический характер: «Будем рассуждать так: тело живого человека так же отличается от тела мертвого, как отличаются часы или иной автомат (т. е. машина, которая движется сама собой), когда они собраны и когда в них есть материальное условие тех движений, для которых они предназначены, со всем необходимым для их действия, от тех же часов или той же машины, когда они сломаны и когда условие их движения отсутствует» (Соч. в 2 т., т. 1. M., 1989, с. 484). Именно механическая модель может претендовать на исчерпывающую полноту описания. В наглядной картине телесной жизни не может быть скрытых, метафизических причин.
Движущими элементами телесной жизни, по Декарту, являются т. н. «животные духи», образующиеся в мозгу из мелких и активных частиц крови. В описании Декарта — это «тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи. Они нигде не задерживаются... сообщают телу самые различные движения» (там же, с. 486). Они обеспечивают жизнь тела без участия волеизъявлений души. Декарт вводит в описание жизни человеческого тела инстанцию «души». Душа связана со всем телом, но локализована в определенном месте телесной конструкции человека, а именно в т. н. «шишковидной железе». Окончательно убеждает Декарта в этом следующий аргумент: «...поскольку относительно одной и той же вещи в одно и то же время у нас есть только одна-единственная и простая мысль, безусловно необходимо, чтобы имелось такое место, где два изображения, получающиеся в двух глазах, или два других впечатления от одного предмета в двух других органах чувств могли бы соединиться, прежде чем они достигнут души, так как в противном случае они представляли бы ей два предмета вместо одного...; если исключить эту железу, то нет другого места в теле, где эти впечатления могли бы соединиться подобным образом...» (там же, с. 496), ибо все остальные части нашего мозга парные. Душа находится в железе, непарном органе, расположенном в центре мозга, откуда она излучается во все тело при посредстве животных духов.
Страсти души вызываются также движением духов, которые колеблют железу. Первой же причиной страстей Декарт полагает воздействие предметов на наши чувства. Это воздействие имеет для нас различное значение, возбуждая, соответственно, различные страсти. Декарт выделяет 6 первичных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль, и говорит об их бесконечном числе. В кон. 1-й и в кон. 2-й частей трактата Декарт обращается к традиционной для метафизики теме — о власти над страстями. Эти пассажи в Декартовом исполнении выглядят несколько иронично. Призыв «приложить старания, чтобы наставлять и руководить» страстями, удерживаться от крайностей, высказан рядом с убеждением, что «те люди, кого особенно волнуют страсти, могут насладиться жизнью в наибольшей мере» (там же, с. 572). Декарт не дает моральных предписаний, основываясь на позиции нейтрального наблюдателя. Рус. переводы Н. Н. Сретенского (1914), А. К. Сынопалова (1950). Лт. см. к ст. Декарт.
Е. В. Ознобкина
Источник: Новая философская энциклопедия