Страшный суд

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СТРАШНЫИ СУД
ПО христ. вероучению - окончательное решение судеб человеческих, к-рое будет осуществлено Иисусом Христом во время второго пришествия, Новый завет упоминает о С. с. как о явлении, близком по времени («не прейдет род сей, как все сие будет» (Мф. 24 : 34), но православие относит его в неопределенное будущее, сроки к-рого никому не известны. Понятие С. с. всегда использовалось духовенством для усиления религиозности прихожан, их запугивания с целью выработки у них абсолютного послушания, безропотной покорности церк. предписаниям.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Страшный Суд
Верование в Страшный суд было в христианской церкви всеобщим и всегдашним. Подтверждением этому служат первоначальные символы частных древнейших церквей. Пастыри и учителя церкви, начиная с апостольских времен, и сами твердо хранили, и другим поколениям передавали вселенскую веру в будущий Всеобщий суд. По учению апостольскому, «всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2 Кор. V, 10). По словам св. Поликарпа Смирнского, «кто будет говорить, что нет ни воскресения, ни суда, тот первенец сатаны». Страшный суд должен начаться после того, как ангел вострубит в трубу, созывая на суд и живых и мертвых.

Источник: Православный церковный словарь.

Страшный суд
христ.)  – по христианским верованиям – суд вторично пришедшего на землю Иисуса Христа над всеми когда-либо жившими людьми, предстоящий перед концом времен. Люди специально для этого воскресают во плоти и получают в зависимости от прижизненных поступков либо вечное блаженство в раю, либо вечное наказание в аду. Хорошие становятся по правую руку от судьи, плохие – по левую, а затем праведники, приветствуемые ангелами, шествуют в рай, тогда как грешники, насильно увлекаемые глумливыми бесами, отправляются в ад. Все это происходит на фоне космической катастрофы: солнце и луна меркнут, звезды падают с неба, небо свертывается, как свиток, от престола судьи течет огненная река, наступает конец мира.

Источник: Мифологический словарь

Страшный суд
по религ. представлениям — божий суд над живыми и мертвыми после конца света, в результате к-рого праведники обретут блаженство в раю, а грешники вместе с дьяволом и его слугами будут осуждены на вечные муки в аду. Догматы о С. с. имеются в христианстве и исламе, а также в ряде др. религ. систем. На протяжении столетий они служили средством запугивания людей. Рисуя поражающие воображение картины С. с. духовенство держало в страхе верующих, в то же время суля им райскую жизнь на небесах за беспрекословное подчинение, исполнение церк. предписаний, следование указаниям духовных пастырей. Миф о С. с. оказывает сильное психологическое воздействие на верующих и широко использовался духовенством для упрочения позиций религии в период ее острых кризисов.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

СТРАШНЫЙ СУД
фантасмагорич. представление о судилище бога (или богов) над всеми людьми, живыми и мертвыми, после «конца света» и о последнем определении «грешников» на вечные муки в ад, а «праведников» на «блаженство» в рай. Порожденное ужасом и порождающее ужас перед «загробным миром», веру в к-рый внушает людям религия, представление о С. с. было возведено в догмат рядом религ. учений (в т. ч. христианством и исламом) и на протяжении мн. веков являлось сильнейшим средством религ. террора в руках церковников, помогая им удерживать в слепом повиновении массы невежеств. верующих. С особой силой представления о С. с. оказывали воздействие на сознание верующих в периоды глубоких социальных и духовных кризисов в истории общества (напр., в первые века н. э.). См. также Эсхатология. Г. Т. Уткин

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

СТРАШНЫЙ СУД
ср. англ. Doomsday, «день судный», лат. iudicium universale, «вселенский суд»; нем. dasjungste Gericht. «последний суд»), в христианской эсхатологии предстоящий в «конце времен» Суд вторично пришедшего Иисуса Христа над всеми когдалибо жившими людьми, воскресающими во плоти для этого Суда и получающими по приговору Судьи сообразно со своими делами вечное блаженство в раю или вечное наказание в аду. Уже в египетской мифологии известен мотив взвешивания на весах во время загробного суда добрых и злых дел каждого человека перед лицом Осириса (срв. в западноевропейской иконографии С. С. Архангела Михаила, держащего весы). В ветхозаветной традиции получила развитие идея «дня Господня» — полного и окончательного торжества Господа над Своими врагами на земле (срв. Ис. 13:29; Иез. 30:3 и др.). По мере усиления эсхатологических интересов (отразившихся, например, в ветхозаветной «Книге Даниила», II в. до н.э.) и распространения веры в воскресение мертвых «день Господень» все более отчетливо понимается как С. С. В новозаветных текстах неоднократно описывается, чаще всего в аллегорической форме, конечное отделение злых людей от добрых («козлов» от «овец», «плевелов» от «пшеницы», Мф. 13:30; 25:3233 и др.). Упоминается эсхатологическое явление «Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою», под громогласные звуки ангельской трубы (Мф. 24:3031; «труба» — несомненно, шофар, т. е. музыкальный инструмент из бараньего рога). В присутствии всех Ангелов Судья воссядет на престоле, перед которым соберутся «все народы» (Мф. 25:3132), и свершится Суд: оправданные станут по правую руку от Судьи (счастливая сторона), осужденные — по левую (Мф. 25:34 46). Эти образы были систематизированы и приведены в связную, наглядную картину раннехристианскими и средневековыми писателями, среди которых особую роль сыграл Ефрем Сирин (IV в.): земля и море, звери, птицы, рыбы и гроба отдают назад поглощенные ими тела мертвецов; человек, очнувшийся от смертного сна, со страхом видит грозную славу Христа и ждет своего приговора; раскрываются книги, символизирующие полноту знания Бога обо всем содеянном и выстраданном людьми (этот мотив есть уже в «Книге Даниила», 7:10; по некоторым апокрифическим версиям, эту всеобъемлющую мировую хронику ведет вознесенный на небеса Енох); праведники, приветствуемые Ангелами, шествуют в рай, между тем как грешники насильно увлекаемы глумливыми бесами в ад. Фоном С. С. служит космическая катастрофа, знаменующая конец мира: солнце и луна меркнут, звезды спадают с неба, само небо свертывается, как свиток (Мф. 24:29 и Откр. 6:1214), от престола Судьи льется огненная река (Дан. 7:10).
Среди поэтических разработок темы С. С: византийская поэма (т. н. кондак) Романа Сладкопевца (VI в.), древневерхненемецкий эпос «Муспилли» (IX в.) и латинская секвенция «Dies irae» («День гнева», XIII в.; вошла в состав католической заупокойной службы, т. н. реквиема), а также многочисленные фольклорные тексты, в т. ч. русские «духовные стихи». Искусство зрелого средневековья создает многофигурные композиции, где Христос восседает на престоле в центре, по обеим сторонам от Него сидят двенадцать апостолов, также участвующих в совершении Суда, Дева Мария и Иоанн Креститель стоят перед престолом Христа, а Адам и Ева припадают к Его стопам, умоляя за грешное человечество, Ангелы трубят в трубы, апостол Петр впускает праведных в рай, бесы ввергают грешников в ад и т.д. Иконографическая схема формируется в Византии к XI в. и оттуда распространяется на Италию (мозаика собора в Торчелло, XII в.), на южнославянский мир и на Русь (фрески Дмитриевского собора во Владимире, XII в. и Успенского собора во Владимире, нач. XV в.); и в искусстве готики и раннего Ренессанса, и в русской иконе XVIXVII вв. она подвергается различным модификациям, но лишь Мнкеланджело (фреска Сикстинской капеллы) порвал с традицией, подчинив тему своим собственным идеалам — титаническому гневу Христа на человечество отвечает столь же титаническое отчаяние человечества.

Источник: София-Логос. Словарь