(Last Judgment, The).
Суд в конце истории, апофеоз исторического процесса, когда народам и каждому человеку предстоит держать ответ перед Творцом и Господом.
Согласно ВЗ, Последний суд произойдет в День Божий (или просто День), когда Господь искоренит из созданного Им мира всякое зло высокомерие (Ис 2:1217), идолопоклонство (Ис 2:1820), компромисс с язычеством (Соф 1:8), насилие, обман (Соф 1:9), самодовольство(Соф 1:12), словом, все, что делает людей грешниками (Ис 13:9). И другие народы (Ам 1:2; Иоил 3:2), и Израиль(Ам 9:14; Мал 3:25) предстанут на суд, крый рассматривается в ВЗ как очищение Богом народа и мира, с тем чтобы исполнились Его замыслы творения и завета: "...земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняютморе" (Ис 11:9).
В межзаветный период основной упор делается на наказание (под крым обычно подразумевали бедствия) Божьих врагов земных и сверхъестественных (Эфиопская версия книги Еноха 10:6; 105:34). Когда такого наказания нет и грешники процветают, а праведники страдают (Пс 37; 73), вставал вопрос о Божьей справедливости. Решен он был таким образом: суд Божий не ограничивается историческими рамками, но может свершиться и после смерти человека (Пс 3:1 и дал.; Эф. Енох) в Последний день, когда Бог или Сын Божий будут вершитьевой суд (2 Езд 7; Эф. Енох).
НЗ опирается на в.з. и межзаветное учение, развивая его в свете воплощения. Согласно синоптическим евангелиям, Христос называет себя эсхатологическим судией (Мк 15:62) и предрекает грозный Судный день (Мф 10:15; 11:22,24; 12:36,4142; 23:33), описывая его как окончательное отделение грешников от праведников (Мф 13:4143,4750). Рассказывая притчи, Он хотел непоказать всю цепочку эсхатологических событий, а провозгласить самый факт суда, чтобы слушатели со всей ответственностью принимали решение за или против Царства Божьего. В самой длинной притче о суде главная мысль такая: конечный результат суда будет определяться тем, приняли или отвергли народы "братьев" Христа, пришедших к ним с благовестием (Мф 25:3146).
В Ин подчеркивается связь между нынешними решениями человека и будущим судом Божьим: верующие не подлежат суду, а сразу переходят от смерти к жизни (5:24); непокорные не увидят жизни уже сейчас Бог гневается на них (3:36). За окончательным судом, крый Отец вверит Сыну (5:2627), последует воскресение не только праведников, но и грешников (5:2829) в знак того, что и вера человека, и его непослушание равно предопределены.
Ап. Павел расширяет тематику суда: суд связан с пришествием Христа и воекрешением мертвых (1 Кор 15:2225); Христос судия (2 Тим 4:1); христиане соучаствуют в суде над миром(1 Кор6:23); суд справедлив (Рим 2:11); суд носит всеобщий характер (Рим 2:6); суд досконален (Рим 2:6); через оправдание верующие освобождаются от страха перед судом их грехи подверглись суду на кресте (Рим 3:2126; 8:1,3134); суд над верующими включает награду за добрые дела (Рим 14:10; 2К0р 5:10), крые становятся известны после того, как всю накипь счищает очистительный огонь (1К0р 3:1315). An. Павел постоянно возвращается к окончательному суду над неверующими, изгнанию их от лица Божьего. Раскрывая эту тему, он часто пользуется в.з. образами (1Фес 5:3; 2 Фес 1:9; Флп 1:28; 3:19; Рим 6:21). Божийсуд для ап. Павла и нынешняя, и будущая реальность (Рим 1:1832).
В Иуд и 2 Пет употребляются чуть ли не самые резкие из библейских выражений, чтобы описать судьбу лжеучителей (представителей зарождающегося гноетицизма), крые сбивали с толку верующих, высмеивая их надежды на Второе пришествие, и поощряли развратный образ жизни, поскольку не боялись Страшного суда (2 Пет 3:37; Иуд 34). В этих посланиях он рассматривается как последний акт исторического процесса (2ПетЗ:1113).
В Откр говорится о великих страданиях, крые постигнут землю непосредственно перед этим судом ("семь труб", 811; "семьчаш гнева", 16). На первом этапе главных носителей зла, чьи богохульные действия породили много страданий, Христос пленит в битве и бросит в горящее озеро (19:2021). Потом Сатана, сам источник зла, будет схвачен и скован на тысячу лет(20:13). Освободится он, еще раз обманув народы, что явно свидетельствует о необходимости Последнего суда: даже после тысячи лет совершенного правления народы будут упорствовать в грехе. Престол и книги символизируют взвешенные, точные суждения, основанные на аккуратных записях (20:1115). Суд носит космический характер: нынешние небо и земля исчезнут, чтобы уступить место новым земле и небу (20:11; 21:1). Урон, крый нанесен творению человеческим грехом, будет исправлен, как предсказывали в.з. пророки (Ис 11:69; 65:1725) и ап. Павел (Рим 8:2223).
Из библейского учения вытекают теологические положения, определяющие Последний суд (Страшный суд) как: (!)окончательную победу воли Бога и проявление в истории Его несравненной славы; это знак, что весь замысел Его исполнился; (2) свидетельство мироздания о правде Божьей: все, посягающие на Его славу, будут наказаны, а все, признавшие эту славу, вознаграждены; (3) высший момент Христова служения, что отмечено в Апостольском символе веры; (4) напоминание о том, что человеческая история и история мироздания движутся к цели, предусмотренной Божьим замыслом; (5) знак, свидетельствующий о всей полноте человеческой ответственности: все верующие несут ответственность за свои дела, все неверующие за свой бунт; (6) наиболее серьезный мотив, лежащий в основе христианской миссии, перед лицом такого суда мир может надеяться только на то, что его спасет Христос (Деян 4:12).
Вера в Последний суд единообразно выражена в ранних символах веры и в протестантских исповеданиях. За исключением тех течений, где властвуют древние и современные формы универсализма, христиане принимают самый факт Последнего суда, хотя о его конкретной форме и времени споры продолжаются.
D. A. Hubbard (пер. Ю.Т.) Библиография: D.G.BIoesch, Essentials of Evangelical Theology. 11,21134; A. A. Hoekema, The Bible and the Future: G. F.. Ladd, A Theology of the NT: J. P. Martin, The Last Judgment: W. Schneider.NIDNTT, 11636167. См. также: Эсхатология; Последний день, дни; Второе пришествие Христа; Скорби; День Христов, Божий, Господень; Суд, Осуждение.