СТРАХА ТЕОРИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

СТРАХА ТЕОРИЯ
концепция. согласно к-рой возникновение религии, веры в бога объясняется наличием у человека чувства страха, порождаемого господств, над ним внешних сил, неизбежностью смерти, неопределенностью будущего и г. д. Одушевляя и олицетворяя страшные и непонятные ему силы (см. Аниматизм. Антропопатизм. Анимизм), индивид, по мнению представителей С. т, постепенно создает богов, в свою очередь повергающих верующих в ужас и требующих умилостивления. С. т. - не только достояние античности (Демокрит, Лукреций Кар и ДР.), ее придерживались Гоббс, Спиноза, Юм, Гельвеций, Гольбах, Фейербах. Последний, правда, отмечал, что страх не есть достаточное основание, объясняющее религию, что он является лишь компонентом «чувства зависимости» человека от внешнего мира (Фейербах фактически сводил религию к этому чувству). Не исчезла С. т. и в 20 в. «...Фетишизм, — писал, напр., А. Швейцер, — родился у первобытного человека из чувства страха». Марксист.-ленин. учение не отрицает воздействия страха на процесс возникновения, а позднее и укрепления религ. представлений. О страхе перед слепой силой капитала, как корне совр. религии, не раз говорил Ленин. Однако марксисты не рассматривают страх в качестве первопричины религии, поскольку он сам получает объяснение в контексте соц.-экономич. и историч. развития общества.

Источник: Атеистический словарь

СТРАХА ТЕОРИЯ
теория происхождения религии, утверждающая, что в основе религ. представлений и верований лежит чувство страха. Основоположником этой теории считается др.-римский материалист и поэт Тит Лукреций Кар (90—55 до н. э.), к-рый в своей филос. поэме «О природе вещей» писал: «Первых богов на земле создал страх». С. т. получила дальнейшее развитие в трудах франц. материалистов-атеистов XVIII в. {П. Гольбах - «Здравый смысл» и др. произв.), ее разработкой занимался Л. Фейербах («Лекции о сущности религии». Лекция 4-я), к-рый писал: «Объяснение религии из страха подтверждается тем обстоятельством, что даже у духовно выше стоящих народов высшее божество есть олицетворение явлений природы, вызывающих в людях высшую степень страха, божество грозы, молнии и грома. Есть даже народы, у к-рых нот для бога др. слова, как гром, у к-рых, стало быть, религия - не что иное, как потрясающее впечатление, к-рос производит природа на человека своим громом при посредстве слуха, органа страха» (Избр. филос. произв. Т. II. М., 1955, с. 521). Слабым местом фейербаховской интерпретации С. т. является то, что в ней на первый план выдвинут био-физиол. момент. Фейербах утверждал: «если бы у человека были только глаза и руки, вкус и обоняние, то он не имел бы религии, потому что все эти чувства суть органы критики и скепсиса» (там же). Из сов. атеистов высказывал взгляды на роль страха, родственные фейербаховским, М. Н. Покровский (1863 - 1932), в интерпретации к-рого на первый план в С. т. выдвинут страх смерти как био-физиол. категория. Покровский утверждал, что религия может быть устранена лишь тоща, когда человек преодолеет смерть.
Против взглядов Покровского выступил И. И. Скворцов-Степанов (1870 - 1928) (их полемика опубликована в кн.: Скворцов-Степанов И. И. Избр. атеистич. произв. М., 1959). В марксистской теории происхождения религии в ряду факторов формирования первичных религ. верований принимается во внимание и чувство страха, но оно рассматривается лишь как одно из частных проявлений беспомощности первобытного человека в борьбе с природой. Марксисты придают также большое значение чувству страха как фактору, поддерживающему религиозность людей в эксплуатат. обществе. Указывая на социальную природу этого чувства, В. И. Ленин писал: ««Страх создал богов». Страх перед слепой силой капитала, которая слепа, ибо не может быть предусмотрена массами народа, которая на каждом шагу жизни пролетария и мелкого хозяйчика грозит принести ему и приносит «внезапное», «неожиданное», «случайное» разорение, гибель, превращение в нищего, в паупера, в проститутку, голодную смерть, - вот тот корень современной религии, который прежде всего и больше всего должен иметь в виду материалист, если он не хочет оставаться материалистом приготовительного класса» (Соч. Изд. 5. Т. 17, с. 419).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.