СТОЯ, Стоическая школа

Найдено 1 определение
СТОЯ, Стоическая школа
СТОЯ, Стоическая школа (????, ?????? ???????•), одна из ведущих школ античной философии с 3 в. до н. э. по 2 в. н. э. Основатель - Зенон из Кития. Название школы происходит от названия здания, где ок. 300 до н. э. начал преподавать Зенон - т. н. Расписной Стой (???? ???????), портика на афинской агоре, построенного в 5 в. до н. э. и украшенного росписями Полигнота и других художников (D. L. VII 5; Pausan. I 15). По этому месту получили название и приверженцы школы: философы «из Стой», «стоики» (?? ???? ?????, ???????). Постоянного учебного центра, подобного Академии и Ликею, стоики, по-видимому, не имели: даже в начальный период преподавание велось в разных местах, например, в Одеоне (крытом музыкальном театре) при Хрисиппе (D. L. VII 184), а позднее и вне Афин.     Школьное преемство. Последовательность схолархов прослеживается по разным источникам вплоть до 1 в. до н. э.; особое значение имеет т. н. «Геркуланейский список стоиков» (ISHerc), содержащий имена многих мелких адептов школы примерно до конца 2 в. до н. э. После Зенона (ум. ок. 262 до н. э.) схолархами были Клеанф (ум. ок. 232 до н. э.), Хрисипп из Сол (ум. ок. 208/4), Зенон из Тарса (ум. ок. 150), Диоген Вавилонский, Антипатр из Тарса (ум. ок. 129), Панетий (ум. ок. 110), Мнесарх и Дардан.     Периодизация. По сложившейся в 19 в. традиции историю Стой принято делить на три периода - Ранний (3-2 вв. до н. э.), Средний (2-1 вв. до н. э.) и Поздний (1-2 вв. н. э.). Деление это весьма условно и отражает не столько смену поколений внутри школы, сколько основные этапы эволюции стоической доктрины.     1) Ранняя Стоя. Главные представители: Зенон, Аристон Хиосский,     Герилл, Персей, Клеанф. Самый значительный представитель и систематизатор стоического учения - ученик Клеанфа Хрисипп. Во 2 в. до н. э.     наибольшей известностью пользовались Диоген Вавилонский и Антипатр     из Тарса. В этот период происходит формулировка догматики школы, разработка трех основных дисициплин - логики, физики и этики (подробнее см.     Стоицизм). В 1-й пол. 2 в. Стоя по ряду вопросов вела полемику с академиками, в частности с Аркесилаем и Карнеадом. В это же время учение Стой     стало известно в Риме.     2) Средняя Стоя. В этот период происходит заметная модификация     школьной догматики, которая обогащается платоническими и перипатетическими элементами. Первым представителем данного этапа был ученик     Антипатра Панетий Родосский. Затем школу некоторое время возглавляли     Мнесарх и Дардан. После них о школьном преемстве в Афинах сведений     нет, и наиболее известные стоики уже не были схолархами. С этого времени     разумнее говорить не о «стоической школе» в институциональном плане,     а о стоической традиции. Крупнейший представитель Средней Стоя - ученик Панетия Посидоний (ум. ок. 50. до н. э.), открывший собственную школу на Родосе, где бывали влиятельные римляне, в т. ч. Цицерон и Помпеи.     Благодаря просветительской деятельности Посидония стоическое учение     приобрело в Риме большую популярность.     3) Поздняя (Римская) Стоя. В этот период школьная теория все     больше ограничивается этикой, а эта последняя сводится к моралистике;     логика и физика приобретают статус вспомогательных дисциплин. Центром     стоической мысли становится Рим, где жили или учились все сколько-нибудь заметные представители Поздней Стоя, в т. ч. Сенека (ум. 65 н. э.),     Эпиктет (ум. в 1-й четв. 2 в. н. э.) и Марк Аврелий (ум. 180 н. э.). Как существовала и существовала ли стоическая школа в Афинах в 1 в. до н. э. —     2 в. н. э., мы не знаем. Известно лишь, что в 176 имп. Марк Аврелий посетил Афины и учредил там четыре философские кафедры, - платоническую,     стоическую, перипатетическую и эпикурейскую, - содержавшиеся за государственный счет (Philostr. V. Soph. II 2; Cass. Dio LXXI 31).     В рамках стоической традиции продолжалась ученая, комментаторская деятельность — составление учебников (по этике — Гиерокл), истории школы (Аполлоний Тирский), занятия аллегорезой (Корнут, Гераклит), астрономией (Гемин, Клеомед, Манилий). Как самостоятельное интеллектуальное течение эта традиция прекратила существование, по-видимому, в 1-й пол. 3 в.     Сочинения представителей Ранней Стой сохранились лишь в виде фрагментов (собраны в издании фон Арнима: S VF I—III). To же самое относится к авторам Средней Стой (изданы фрагменты Панетия и Посидония). Цельные сочинения сохранились только от представителей последнего периода. Наиболее известны: трактаты Сенеки, «Беседы» Эпиктета, «К самому себе» Марка Аврелия.     Стоя неизменно пользовалась вниманием властей. Зенон состоял в дружеских отношениях с царем Македонии Антигоном Гонатом и послал к нему своего воспитанника Персея (SVF I 3; 439), который стал его приближенным и военачальником (443). Сфер был советником спартанского царя Клеомена, Панетий пользовался расположением Сципиона Эмилиана, Посидоний принимал на Родосе Цицерона и Помпея. Арий Дидим был советником имп. Августа, Сенека воспитывал молодого Нерона, а Марк Аврелий в императорском сане символически воплотил притязания Стой на роль самой влиятельной школы Рима 1-2 вв. н. э.     Источники: Index Stoicorum Herculanensis. Ed. A. Traversa. Genova, 1952.     Лит.: Pohlenz M. Die Stoa. Geschichte einer geistigen Bewegung. Bd. 1-2. Gott., 1964-19653; Schmekel A. Die Philosophie der Mittleren Stoa. Hldh., 19742; Arnold V. E. Roman Stoicism. L., 19582; Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995.     А. А. СТОЛЯРОВ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь