Стоицизм, стоики
Стоицизм, стоики
от греч.: stoa – портик), направление античной философии. Древняя Стоя (III – II вв. до н. э.) – Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп. Средняя Стоя (II – I вв. до н. э.) – Панеций и Пасейдоний (стоич. платонизм). Поздняя Стоя (I – II вв.). Римские С. – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. С. возродил учение Гераклита об огне-логосе, являющегося основой всего сущего на земле. В этике стоицизм. близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию природы (апатия) и любить свой Рок (судьбу). Все люди – граждане космоса как некоего мирового гос-ва; все равны перед лицом мирового закона – свободные и рабы, греки и варвары, мужчины и женщины.
Стоики, Стоицизм
(Stoics, Stoicism).
Стоицизм был одной из главных философских школ эллинизма. Название школе дал Пестрый Портик (Стоя) в Афинах, где учил основатель движения. Хотя центр этой школы, основанной Зеноном из Китиона (335 263 гг. до н.э.) и просуществовавшей более пяти веков, находился в Афинах, главные ее учителя происходили не из континентальной Греции. После смерти Зенона школу возглавил Клеанф из Асса (331232 гг. до н.э.), но он, повидимому, лишь распространял идеи своего учителя. Хрисипп Солский (ок. 280 207 гг. до н.э.), следующий глава школы, систематизировал учение Древней Стой и развил идеи Зенона.
Средняя Стоя, существовавшая в течение последних двух веков до н.э., воеприняла элементы платонизма, но основными своими достижениями она обязана Панэцию Родосскому (ок. 185110 гг. до н.э.), крый развил учение стоиков так, чтобы его могли усваивать не только философы, но и простые люди.
Поздняя Стоя (1Й вв. н.э.) сконцентрировалась на этике, став преимущественно римской школой. Выдающиеся философы того времени Сенека (ок. 4 г. до н.э.65 г. н.э.), Эпиктет (ок. 55ок. 135) и Марк Аврелий (121180). Поеле Марка Аврелия стоицизм стал клониться к упадку, но некрые его черты были усвоены платониками и язычниками, и христианами.
Разделение стоицизма на логику, физику и этику идет, как считается, от самого Зенона. Стоическая логика была основой, как бы поддерживающей две другие ветви, и ее дедуктивные принципы оценены только недавно (долгое время они находились в тени принципов Аристотеля). Стоическую физику, края включает в себя теологию, иногда характеризуют как монизм, иногда как пантеизм. Бог полностью имманентен миру, и это ведет к сильной вере в провидение (pronoia). Судьба (heimarmene ) также играет ключевую роль, что обусловливает веру в цикличность развития природы (каждый цикл идентичен другим). Этика стоицизма приобрела особую значимость в период Поздней Стой, и в теории, и на практике. Человек становится добродетельным через знание, к-рое позволяет ему жить в гармонии с природой и приносит совершенное счастье (1eudaimonia ) и свободу от волнений, т.е. независимость от превратностей судьбы (aputheui).
Из еврейских авторов стоическое влияние испытал Филон, крый, как и другие представители среднего платонизма, заимствовал стоические термины и идеи. Интересна также внимательность ап. Павла к вере его стоически ориентированной аудитории в присутствие Бога в мире. Ап. Павел, выступая в ареопаге, цитировал Арата, друга Зенона (Деян 17:28).
Серьезное влияние стоицизма испытали средние платоники христиане II в. Юстин и Климент Александрийский, а также западные теологи Минуций Феликс и Тертуллиан. Порой они формулируют учение о провидении и еетественном законе в совершенно стойческой манере. Христиане, возможно, заимствовали стоические термины и для своей доктрины о Логосе, но использовали их в среднеплатоническом духе. К-ром е того, они считали вполне приемлемой веру стоиков в единство мироздания, а в области этики сходство христианства со стоицизмом просто поразительно. Это ярко видно из того, что Гален, врач и философ Ив., относит христиан к философам, исходя из их этического учения (хотя и отказывает христианам во владении искусством ведения спора). Христиане, однако, расходились со стоиками во взглядах на самоубийство и не принимали материализм стойков, их фатализм, доктрину о бесконечной цикличности мироздания и веру в абсолютную имманентность Бога миру.
G.T. Burke (пер. А. Г.) Библиография: К. von Fritz, The Oxford ClassicalDictionary, 101516; P.P. Hallie, Encyclopedia of Philosophy, VIII, 1922; H.E.W. Turner, The Pattem of Christian Truth; H. Chadwick, Early Christian Thought and the Classical Tradition; F. H. Sandbach, The Stoics.
Стоицизм был одной из главных философских школ эллинизма. Название школе дал Пестрый Портик (Стоя) в Афинах, где учил основатель движения. Хотя центр этой школы, основанной Зеноном из Китиона (335 263 гг. до н.э.) и просуществовавшей более пяти веков, находился в Афинах, главные ее учителя происходили не из континентальной Греции. После смерти Зенона школу возглавил Клеанф из Асса (331232 гг. до н.э.), но он, повидимому, лишь распространял идеи своего учителя. Хрисипп Солский (ок. 280 207 гг. до н.э.), следующий глава школы, систематизировал учение Древней Стой и развил идеи Зенона.
Средняя Стоя, существовавшая в течение последних двух веков до н.э., воеприняла элементы платонизма, но основными своими достижениями она обязана Панэцию Родосскому (ок. 185110 гг. до н.э.), крый развил учение стоиков так, чтобы его могли усваивать не только философы, но и простые люди.
Поздняя Стоя (1Й вв. н.э.) сконцентрировалась на этике, став преимущественно римской школой. Выдающиеся философы того времени Сенека (ок. 4 г. до н.э.65 г. н.э.), Эпиктет (ок. 55ок. 135) и Марк Аврелий (121180). Поеле Марка Аврелия стоицизм стал клониться к упадку, но некрые его черты были усвоены платониками и язычниками, и христианами.
Разделение стоицизма на логику, физику и этику идет, как считается, от самого Зенона. Стоическая логика была основой, как бы поддерживающей две другие ветви, и ее дедуктивные принципы оценены только недавно (долгое время они находились в тени принципов Аристотеля). Стоическую физику, края включает в себя теологию, иногда характеризуют как монизм, иногда как пантеизм. Бог полностью имманентен миру, и это ведет к сильной вере в провидение (pronoia). Судьба (heimarmene ) также играет ключевую роль, что обусловливает веру в цикличность развития природы (каждый цикл идентичен другим). Этика стоицизма приобрела особую значимость в период Поздней Стой, и в теории, и на практике. Человек становится добродетельным через знание, к-рое позволяет ему жить в гармонии с природой и приносит совершенное счастье (1eudaimonia ) и свободу от волнений, т.е. независимость от превратностей судьбы (aputheui).
Из еврейских авторов стоическое влияние испытал Филон, крый, как и другие представители среднего платонизма, заимствовал стоические термины и идеи. Интересна также внимательность ап. Павла к вере его стоически ориентированной аудитории в присутствие Бога в мире. Ап. Павел, выступая в ареопаге, цитировал Арата, друга Зенона (Деян 17:28).
Серьезное влияние стоицизма испытали средние платоники христиане II в. Юстин и Климент Александрийский, а также западные теологи Минуций Феликс и Тертуллиан. Порой они формулируют учение о провидении и еетественном законе в совершенно стойческой манере. Христиане, возможно, заимствовали стоические термины и для своей доктрины о Логосе, но использовали их в среднеплатоническом духе. К-ром е того, они считали вполне приемлемой веру стоиков в единство мироздания, а в области этики сходство христианства со стоицизмом просто поразительно. Это ярко видно из того, что Гален, врач и философ Ив., относит христиан к философам, исходя из их этического учения (хотя и отказывает христианам во владении искусством ведения спора). Христиане, однако, расходились со стоиками во взглядах на самоубийство и не принимали материализм стойков, их фатализм, доктрину о бесконечной цикличности мироздания и веру в абсолютную имманентность Бога миру.
G.T. Burke (пер. А. Г.) Библиография: К. von Fritz, The Oxford ClassicalDictionary, 101516; P.P. Hallie, Encyclopedia of Philosophy, VIII, 1922; H.E.W. Turner, The Pattem of Christian Truth; H. Chadwick, Early Christian Thought and the Classical Tradition; F. H. Sandbach, The Stoics.
Источник: Теологический энциклопедический словарь